Идея концептуально пересмотреть сериал «Твин Пикс» появилась примерно в тот момент, когда в 2017 г. закончились титры 18 серии 3 сезона. Посмотреть именно в хронологическом порядке. То есть, все нужные моменты из фильма «Огонь, иди за мной» и обязательно с вырезанными фрагментами смотреть исключительно в логической привязке к сериалу. Ну и внимательно всматриваться в третий сезон, что бы понять где ты упустил ответы на те вопросы, которые нужны для понимания всего происходящего.
И вот как раз когда стремление к такому просмотру стало вопросом решенным, появилась книга Антона Долина* «Твин Пикс. Дневник наблюдений». И если кто-то думал, что речь в этом посте пойдет о сериале, то спешу огорчить. Напишу я про эту книгу. Правда, без привязки к сериалу все таки не обойтись.
Сама книга построена по очень простому принципу. Каждая глава про отдельную серию + глава про фильм + глава про недостающие фрагменты + интерлюдии с личными ощущениями автора. И в финале небольшое интервью с Дэвидом Линчем, которое как и положено в мире Твин Пикса картину не проясняет, а только еще больше путает.
Потому я выбрал наиболее подходящую в таком случае форму совмещения: сначала смотрю серию, потом формулирую для себя ощущения, затем читаю соответствующую главу в книге Долина*. Сравниваю ощущения и, иногда, пересматриваю некоторые моменты. То есть, книга была призвана играть некую роль комментатора к только что увиденному на экране. Тем более, что автор позиционирует его именно как «путеводитель по маленькому таинственному городку на границе, где решаются судьбы всего мира».
Но первоначально именно эта функция Антону Долину* не очень удавалась. По большому счету при описании первых двух сезонов мы часто видим лишь банальный пересказ каждой серии с небольшими дополнениями про какого то актера и как именно он оказался героем этого сериала. При чем, что характерно, ни на одной из представленной в книге фото, мы не увидим героев сериала, а только пейзажи. Да-да, тех самых известных фото таблички на выезде в город и трупа Лоры Палмер в целлофане, которые уже давно живут самостоятельной жизнью, в этой книге нет. Это тоже часть авторской задумки – показать насколько окружающая реальность важна для истории. Может быть даже важнее самих героев.
Но вот когда речь зашла о 3 сезоне, который вышел спустя 25 лет после 2, то автор вынужден выйти из проверенной структуры.
Причем даже в тексте легко объяснено, почему у сериала такие неравнозначные сезоны. Первый частично, а второй практически целиком сезоны были захвачены продюсерами, которым был важен рейтинг. Потому Линч и отстранился, потому сериал и зашел в тупик, потому и продолжения потребовалось ждать 25 лет. Но именно в последней серии Линч вернулся в режиссерское кресло и сделал все, что бы это продолжение состоялось. И вот уже к третьему сезону кампании шли на все, что бы только Дэвид Линч его снял. Но и здесь Линч остался верен себе, снимая его собственной независимой компание, созданной, естественно, с давним партнером и соратников Марком Фростом (а ведь мало кто замечает, что именно его имя всегда стоит впереди) и получив абсолютную свободу для своих самых безумных идей.
В итоге сам третий сезон настолько не похож на предыдущие два с половиной, что некоторые серии пересказать просто невозможно или пересказать так, что еще больше запутаешь. Здесь уже не обойтись простым пересказом, которого за прошедшие годы и так накопилось предостаточно. Тут нужна интерпретация происходящих событий. А ключи к ней можно искать где угодно.
И Антон Долин*, поскольку является кинокритиком, ищет ключи к этому сериалу именно в кино. В первую очередь, что естественно других киноработах Дэвида Линча. Особенно в тех, что были сняты в перерыве между сезонами. Но не оставляет автор за пределами и другие увлечения Линча: музыкальное творчество (именно благодаря ему в третьем сезоне такой богатый саундтрек) и трансцендентальная медитация (а откуда еще могли взяться тульпы и доппельгангеры)? Но так же не проходит Долин* мимо и общего опыта кинематографа. Может быть Линч вкладывал в образы и совсем другие смыслы, но вспоминать где ты это видел раньше само по себе довольно увлекательное занятие. Вот здесь то книга как раз в полной мере и исполняет функцию путеводителя: от забытых даже в Америке ситкомов до последних работ Тарантино, отголоски всего этого находятся на протяжении всей истории «Твин Пикса».
А это еще и важно потому, что в каждом кадре сериала всегда скрывается не один и даже не два смысла. В книге Антону Долину* порой удается снять только поверхностный слой, но и часто он умудряется погрузиться в образы и символы довольно глубоко. И в такие моменты, то хлопаешь себя рукой по лбу с криком: «Как же я, дурак, мог это не заметить! Ведь было же перед сами глазами!» Но в этом суть, наверное, главного творения Линча: настолько щедро разбросать детали конструкции, но не оставить даже намека, что в итоге должно быть собрано.
В этом то как раз ценность «Дневника наблюдений». Автор акцентирует внимание на всех малых деталях, которые могут иметь хоть какое значение, для выстраивания этой итоговой сюжетной конструкции. То, что кажется незначительным, спустя с десяток серий окажется ключевым. Или наоборот: огромное количество сюжетных поворотов, которые появляются ни откуда и уходят в никуда. Словно их присутствие нужно лишь для того, что бы заполнить время, а имена мы узнаем только из финальных титров.
Что самое главное, автор книги не делает из всего происходящего ни каких выводов. Он сам пишет: «Никакого резюмирующего финала у этой книги быть не может, любые выводы или, хуже, подведение итогов были бы предательством». Это значит, что автор осознал всю суть этого творения Марка Фроста и Дэвида Линча: какую интерпретацию событий не предложи, она в итоге все равно будет неправильной. Антон Долин* лишь обозначил точки, на которые можно обратить внимание. А вот соглашаться ли с его трактовкой и считать эти моменты ключевыми – это уже личное дело каждого. «Твин Пикс» всегда будет именно тем сериалом, который каждый будет понимать по-своему и находить в нем свои смыслы. «Дневник наблюдателя» за этим таинственным городом будет у каждого свой и выпустив книгу с таким названием автор дал нам прекрасную возможность познакомиться именно с его персональными наблюдениями. А уж выводы у каждого должны быть свои, но только после очередного просмотра сериала.
- * 14 октября 2022 г. Антон Долин был признан Минюстом иноагентом. Несмотря на то, что пост был написан намного раньше чем это произошло, цензурное законодательство требует указывать этот факт.