Невзирая на расхожие выражения, вроде "война никогда не меняется", Вторая Мировая была чрезвычайно изменчива на всех своих фронтах.
В случае с зенитками на шасси танков, изменчивый её характер проявился в том простом факте, что ни во время "бума" использования Вермахтом самых разных "переделкиных" на шасси танков в 1940-1941-м годах, ни с началом планомерного использования и специального производства шасси лёгких и устаревших танков в 1942-м, начале 1943-го года для выпуска артиллерийских самоходок разных типов, зениток на танковом шасси так не появилось.
Насколько об этом можно судить, потребность в сопровождении колонн бронетехники решалась за счёт зениток на полугусеничных шасси производившихся в больших количествах и легкодоступных в плане как шасси, так и зенитных автоматов, которые производились в таких объёмах (130-140 тысяч штук 20-мм автоматов*), что вполне могли заменить и, отчасти, заменяли Вермахту и крупнокалиберные пулемёты, кроме чрезмерного размера и массы.
- советский крупнокалиберный пулемёт ДШК, для сравнения, имел выпуск менее 10 тыс штук за годы войны
Потребность же в применении зенитных установок в непосредственной близости, а то и прямо на передовой, хотя и появилась, по сути, сразу с началом Второй Мировой Войны, но это не было основной задачей зенитчиков и защита техники развивалась довольно медленно, отвечая импровизированной бронёй на импровизации в применении боевых машин. Говоря очень грубо, чем хуже положение на фронтах, тем больше случаев "нецелевого" использования зениток, тем больше потребность в броне.
Хронологически, примерно, с середины 1942-го года зенитные самоходы начинают получать бронирование не только самих зенитных автоматов (орудийными щитками), но и своих шасси. Бронещитки прикрывают двигатель, бронируются кабины полугусеничных тягачей. С 1944-го в серию идут зенитные полугусеничники со специально спроектированными бронекорпусами.
В конце 1943-го появляется и явная потребность в зенитном прикрытии танков не только на марше, но и прямо в бою. Люфтваффе утрачивает превосходство в воздухе, а авиация противников Германии осваивает методы прямого уничтожения танков с помощью ПТАБ (малокалиберных бомб с кумулятивным зарядом) и реактивными снарядами. И то, и другое применяется с малых высот штурмовиками или истребителями.
Чисто технической проблемой использования танковых шасси под зенитки была необходимость обеспечить круговое вращение зенитному автомату и свободный доступ расчёта к нему. Это замедляло проектирование, по сравнению с зенитками на полугусеничном шасси, автоматы которых устанавливались просто в кузовах тягачей.
Эта статья также относится к циклу начинавшемуся как мини-обзоры образцов германской бронетехники по справочнику Чемберлена и Дойла, при участии Томаса Йентца. Увы, чем менее изученная техника попадает в обзор, тем меньше материала можно взять из справочника, тем больше материала требуется для обзора. Редко удаётся выдерживать формат мини, а сейчас и обложка справочника - это, в основном, дань уважения авторам и рекомендация хорошего справочника по германской бронетехнике переведённого на русский.
- другие источники указаны в подписях к фото
- иллюстрации из самого справочника приводятся без подписей
Собственно, авторы справочника и авторы материалов, которые будут использованы уже в этой статье - это одни и те же люди. Но их более новые статьи на русский ещё не переводились.
"Мебельные фургоны" Вермахта.
Разработка зенитных самоходок на танковом шасси началась ещё с 1942-го года, но, по-видимому, без явной в них потребности, работы превратились в долгострой, поскольку разработка шла для шасси танков VK 13.05 Luchs (Рысь) и VK 16.01 Leopard, первый сам пошёл в ограниченную серию только с 1943-го, второй так и остался прототипом в одном экземпляре.
Однако, с лета 1943-го появились уже вполне оформленные требования от военных, что им нужно и зачем. А нужна была зенитная установка для сопровождения танков на поле боя.
В сентябре 1943-го года появился первый прототип будущего "мебельвагена", прозванного так за характерную форму "ящика на гусеницах", вооружённого счетверённым 20-мм зенитным автоматом. Особой спешки ещё не было, так что в процессе проектирования вновь сменились требования, теперь уже к вооружению...
В результате, когда, поэтично выражаясь, грянул гром, первым "флакпанцером" (Flak-Panzer) стал спешно разработанный Sd.Kfz.140 или Panzerkampfwagen 38 fuer 2 cm FlaK 38 Ausfuehrung L.
- если перевести и расшифровать: установка для 2 см зенитного автомата Flak 38 на шасси танка Pz.38 тип L
Иногда используется обозначение Flakpanzer 38(t) и наименование Гепард/Gepard:
Машина имела откидные борта у платформы с зенитным автоматом, обеспечивавшие свободное вращение установки. В основном же, её конструкция повторяла массово производившиеся на том же шасси "панцерчеха-38" САУ нескольких типов:
Собственно, небольшой объём переделок и сделал "флакпанцерчеха-38" первым зенитным автоматом на танковом шасси.
Масса машины составила 9,8 тонн, практически, как у исходного танка, соответственно, равной оригиналу была и скорость в 42 км/ч, хотя в случае с танками, параметр максимальная скорость уже нельзя назвать столь же актуальным, как у зенитных "полугусов" сопровождавших, помимо танков, и колонны автомобилей, и своих невооружённых "коллег".
- подробнее о вооружении в предыдущей статье, см ссылки выше
Для защиты использовались бронелисты толщиной от 10 до 20 мм, на крыше корпуса толщиной в 8 мм.
Боекомплект на установке - 1040 выстрелов, в боекомплекте упоминаются и бронебойные снаряды - 320 выстрелов. Немалая доля. Угол наклона зенитного автомата вниз равен 10 градусам, что позволяет вести огонь по наземным целям без ограничений.
Общий выпуск с ноября 1943-го года по февраль 1944-го - 141 установка.
Поступали в танковые полки некоторых танковых и панцергренадёрских дивизий, взводами по 12 установок.
Однако, для сравнения, выпускавшиеся параллельно новые полугусеничные зенитные самоходки, либо были заметно легче, либо вооружались 37-мм и счетверёнными 20-мм автоматами. При этом явный выигрыш в защищённости с, например, зенитной самоходкой на шасси Sd.Kfz.11, имевшей специально разработанный бронекорпус и тот же 20-мм автомат, при весе в 8,1 тонн, давали только бронированные борта платформы, пока были подняты.
При опущенных же бортах платформы, расчёт обнаруживал, что у них нет полноценного бронещитка на самой зенитке:
В общем, короткой жизни в серии у этой машины не стоит удивляться. Часть шасси (9 или 10) для первоначального заказа в 150 установок пошли на производство САУ "Grille".
Первым прозвище "мебельный фургон" (может переводится как просто "фургон") получил Flakpanzerkampfwagen IV (3,7 cm FlaK 43) или Sd.Kfz.161/3:
или 3,7 cm FlaK auf Fahrgestell Panzerkampfwagen IV (Sf).
- проще говоря, называли этот аппарат:
- зенитным танком, зенитной самоходкой на шасси танка или, стандартным шифром для всей техники, спецмашиной 161/3, а спецмашина 161 - это сам Pz.IV ранних модификаций, ещё с короткоствольным 75-мм орудием
Масса и скорость ЗСУ была такой же, как у поздних модификаций танка Pz.IV - 25 тонн и 38 км/ч.
Толщиной брони зенитный танк почти не уступал оригиналу, его защита в передней проекции, кроме "ящика" и щитка зенитки, была уже противоснарядной, хотя от "естественных" врагов это особо не помогало, с полностью открытым-то верхом:
Но в боекомплекте из 400 выстрелов, 80 бронебойных. Как и предыдущий экземпляр, "Moebelwagen" вполне мог применяться и против наземных целей, у зенитного автомата был нормальный бронещиток,
плюс у экипажа из шести человек было два пулемёта и амбразуры под них в лобовой плите "ящика".
Выпуск "фургона" начался в марте 1944-го, закончился в марте 1945-го на 240 экземплярах. С лета 1944-говыпуск шёл параллельно с другими типами зенитных самоходных установок на шасси Pz.IV.
Применялись они взводами по 8 машин, иногда половину взвода составляли другие ЗСУ на том же шасси, попадая в танковые полки и вновь создаваемые танковые бригады*.
- подробнее о танковых бригадах в Вермахте и их роли при создании новых танковых дивизий:
"Вихрь" и "Ветер с Востока".
Несмотря на громкие имена, новые ЗСУ, создававшиеся летом 1944-го года, имели ту же самую базу, те же самые задачи, что и "фургоны".
В хронологическом порядке они выглядели так, как будто были работой над ошибками предыдущей модели, причём некоторые ошибки повторялись. Что, в общем, неудивительно, обстановка на фронте в 1944-м году менялась слишком быстро, чтобы цепочка из накопления и обобщения опыта применения немногочисленных зенитных танков, затем переноса его в конструкции новых боевых машин работала без сбоев.
Так Wirbelwind (вихрь) получил счетверённые 20-мм автоматы 2 cm Flakvierling 38, от которых отказались ещё при создании прототипа "мёбельвагена", а следующая ЗСУ Ostwind (восточный ветер), опять 37-мм автомат. Хотя, некоторое время, эти машины производились параллельно, плюс ещё и сами "фургоны", по первоначальным планам, каждая из них должна была заменять другую на конвейере, наследуя её роль в войсках.
Flakpanzerkampfwagen IV (2 cm Flakvierling 38) или Wirbelwind, или Sd.Kfz.161/4, частично, решал проблему защиты от огня по открытой платформе, так как получил, вместо неё, открытую сверху башню с наклонными бортами:
Как и у "фургона", и у исходного танка противоснарядное бронирование имелось только на корпусе спереди, причём теперь и лоб корпуса, и подбашенная коробка были из 80 мм листов брони, а бронелисты башни имели толщину в 16 мм.
Впрочем, рост защиты был заслугой сменившейся на конвейере модификации исходного танка, те машины, что получали шасси более старых модификаций, имели то же бронирование, что и "мёбельвагены". Для выпуска Вирбельвиндов использовались только шасси старых танков, а не специально выпущенные. В корпусе от танка оставался и пулемёт.
Конструкция стала легче, после отказа от "ящика" и с новым 20-мм автоматом-"фирлингом*", масса ЗСУ Wirbelwind (вихрь) всего 22 тонны.
- Vierling - счетверённый
Боекомплект установки - 3200 выстрелов, вновь, включая бронебойные.
Выпуск шёл с июля 1944-го года и составил 122 установки к марту 1945-го.
Применение, в целом, как и у "фургонов"/"мёбельвагенов", которые могут быть с ними в одном взводе ПВО, но с середины 1944-го самоходные зенитки на танковых шасси поступают и в отдельные танковые батальоны, и даже в дивизионы штурмовых орудий, но не взводами, а по несколько машин.
Новый Flakpanzerkampfwagen IV (3,7 cm FlaK 43) получил наименование Ostwind, плюс новое стандартное Gerat 582:
- Gerat - устройство
Большая часть Оствиндов были переделаны из танков, только несколько машин получили изготовленные специально для них шасси. Так что шасси те же, что и у Вирбельвинда.
Отличаясь клиновидной формой от предшественника, башня новой ЗСУ имела те же наклонённые внутрь башни 16 мм листы, что и ЗСУ Вирбельвинд.
Масса установки - 25 тонн. Боекомплект 400 выстрелов, вероятно, также с бронебойными.
Выпускались Оствинды с ноября 1944-го года. Их общий выпуск неизвестен, но к январю их успели выпустить 75 машин, а башен, первоначально, ещё в сентябре, было заказано 100 штук. Можно предположить, что башни успели "освоить" к марту 1945-го, но не все производители до этого момента "дотянули".
К тому времени как выпущенные машины успели пройти заводскую, а затем военную приёмку, применять их приходилось уже не как-то планомерно распределяя в танковых войсках, а как получиться. Только машины первых выпусков сводились во взводы, два по 6 машин и один в 4 машины и куда-то были отправлены. Остальные, по-видимому, находили применение недалеко от места выпуска.
Если подвести, примерно, итоги выпуска зенитных самоходок, то на фоне, примерно, 5800 зенитных самоходных установок на полугусеничных шасси, за все годы Второй Мировой, выпущено, примерно, 600 ЗСУ на шасси танков за последний год войны.
другие статьи на канале:
- 12-й механизированный корпус ПрибОВО. Июнь 1941-го года. Опоздавшие к первому дню войны.