Как-то мне удалось побывать на довольно крупном месторождении - 375-метровом карьере Стойленского горно-обогатительного комбината (ГОКа) в городе Старый Оскол Белгородской области.
Кроме БелАЗов и огромных экскаваторов, нам показали добычу породы с помощью подрыва. Очень впечатляющее и масштабное зрелище!
Стойленский Горно-обогатительный комбинат занимается разработкой этого месторождения. Основная продукция - железорудный концентрат и железная руда.
Сегодня ОАО "Стойленский горно-обогатительный комбинат" входит в группу Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) и в число ведущих российских предприятий по добыче железной руды. В 2013 году здесь произвели 1,5 млн тонн руды. Это 15 % в российском производстве железорудной продукции.
В этих местах добывают железистые кварциты, руду и скальную породу открытым способом.
Белые слои - это известняк. Желтые - песок. Бурые - богатая руда с высоким содержанием железа (50-56%). Её не надо обогащать, а после дробления сразу можно отгружать потребителям.
Серый цвет - железистые кварциты с содержанием железа 25-29%. Их нужно сначала продробить (крупно, средне, мелко), а затем в измельченном виде отправить на обогатительную фабрику. Там из них извлекается железорудный концентрат (содержание железа 66,5%).
Карьер поражает своими размерами - 375 метров глубиной! Здесь находится примерно 5 млрд тонн породы - почти 100-летний запас для разработок.
Думаю, это одно из самых запоминающихся мест в Белгородской области!
Напоминает поверхность фантастической планеты.
Полезные ископаемые добываются экскаваторами с предварительным рыхлением путём подрыва.
Специальные подрывы проводят около 18 раз в год.
Сначала геологи определяют места подрыва скальной породы, которые называют блоками. На этих блоках буровые станки бурят скважины диаметром 250 мм и глубиной 16-17 метров. Скважины бурят несколькими рядами в шахматном порядке на расстоянии 3-4 метра друг от друга. В одном блоке может быть 40-60 скважин.
Взрывчатое вещество - специальный гель. Его доставляют в автоцистернах в карьер и заливают в скважины, где гель становится взрывчаткой. Затем в скважины закладывают детонаторы.
Общая масса залитой взрывчатки - 1000 тонн. Детонацию от скважины к скважине на каждом блоке передают с задержкой в доли секунды, чтобы смягчить сейсмическое воздействие на грунт.
Звучит сирена, потом начинается постепенный подрыв. Тёмно-оранжевая пыль - от богатой руды, серая - от той, которую впоследствии будут обогащать.
Горную массу из карьера вывозят автомобилями, железной дорогой и конвейерным транспортом.
Размеры техники огромны. Экскаваторы могут быть до 50 метров. Жаль, не удалось подойти поближе к этому "динозавру".
Часть горной породы идёт для дорожного строительства. В карьере работают 9 55-тонных и 6 10-тонных карьерных самосвалов.
39 экскаваторов и 9 буровых станков.
При загрузке вагон даже пошатывается.
По железным дорогам карьера ходят 30 тяговых агрегатов и 12 тепловозов.
Сами пути сверху смотрятся как макет. Жаль не получилось поймать в кадр проходящий внизу поезд.
БелАЗы - самая интересная техника в карьере. Всего их здесь работает 24 в смену, грузоподъемность каждого - 136 тонн.
Из кузова - почти вид с балкона второго или даже третьего этажа.
"Что вы говорите, там дальше пробки на дороге? Не страшно" :)
Карьером можно любоваться очень долго.
Где-то вдали "прогуливается" техника. Похоже на огромных доисторических животных на пастбище.
Запасы недр. Если не ошибаюсь, кварц.
Вкрапления граната.
И красивая горная порода, название которой я забыл. Кто знает, подскажите.
Меняется свет. Чем ни горные перевалы где-нибудь в Азии!
Стойленский ГОК - одно из самых рентабельных горнодобывающих предприятий в мире. Нам рассказали, что здесь высокие эффективность производства и качество продукции, а производственные издержки низки.
Основной потребитель продукции - Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК).
Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. Надеюсь, дальше будет только интереснее!
Отдельное спасибо, что дочитали до конца!