Найти тему
Navygaming Channel

Ночной бой у острова Саво – злой рок американских крейсеров типа "Новый Орлеан"

В военно-морскую историю бой у острова Саво, известный в японской историографической традиции как Первый бой в Соломоновом море, вошел как первое крупное ночное сражение, произошедшее в рамках битвы за Гуадалканал. Его исход поставил под сомнение успех этой кампании, на несколько месяцев задержал завершение операции «Уотчтауэр». Бой стал одним из страшнейших и тяжелейших поражений ВМС США за всю Вторую мировую войну. Предлагаем вспомнить отдельные эпизоды этого сражения, уделив основное внимание американским тяжелым крейсерам типа "Новый Орлеан", задачи полностью расписать весь бой перед собой не ставим!!!

Первоочередной целью для союзников после победы у Мидуэя стало остановить продвижение японцев вдоль Соломоновых островов к Новой Гвинее, чтобы предотвратить ее оккупацию, которая могла повлечь за собой установление морской блокады и пресечение транспортных коммуникаций между США и Австралией. Таковой целью для японского командования стал захват острова Гуадалканал для обеспечения наступательных операций в Новой Гвинее.

Адмирал Микава, командующий японским соединением, находившийся на крейсере «Тёкай» во время боя
Адмирал Микава, командующий японским соединением, находившийся на крейсере «Тёкай» во время боя

По этой причине командование ВМС США приняло решение высадить десант на Гуадалканале, а также на близлежащих островах (Тулаги, Гавуту и Танамбого). Для проведения этой операции военно-морское командование союзников сформировало два оперативных соединения: десантное (Task Force 62) под командованием контр-адмирала Ричмонда Тернера и экспедиционное соединение прикрытия (Task Force 61) под командованием вице-адмирала Фрэнка Флетчера. Японцы же для прикрытия своих наступательных операций в этом регионе сформировали 8-ой флот. Им, а также Соединением Внешних Южных морей командовал вице-адмирал Гунъити Микава.

Высадка утром 7 августа 1942 года оказалась настолько неожиданной для японцев, что гарнизоны не смогли оказать какое-либо достойное сопротивление. Главной потерей японцев стал практически достроенный аэродром, доставшийся американским морским пехотинцам почти без боя. Упорное сопротивление оказал лишь гарнизон Тулаги. Оттуда 7 августа в 8 ч. 00 мин. Микава получил следующее донесение: «Мы молимся, чтобы военное счастье не оставило нас, и обещаем сопротивляться до последнего человека».

Путь японской эскадры
Путь японской эскадры

Узнав о высадке союзников на Гуадалканале, он немедленно принял решение отбить захваченный остров, но, поняв, что сил его "морской пехоты" будет явно недостаточно, решил отказаться от спешной высадки своего десанта, а вместо этого задумал ночью нанести удар по эскортному соединению, уничтожить его и оставшиеся беззащитными разгружающиеся транспорты, затем обеспечить артиллерийское прикрытие своим десантным кораблям, которые должны были подойти к утру. Атака японцев могла иметь успех только при двух условиях: во-первых, атаковать нужно было внезапно, а во-вторых, ночью. Японские моряки были прекрасно обучены ночной артиллерийской и торпедной стрельбе, чего нельзя было сказать об американцах, кроме того, авиация соединения Флетчера не смогла бы нанести удар по атакующим в это время суток. Собрав доступные ему силы – 5 тяжелых крейсеров (флагман «Текай», «Аоба», «Кинугаса», «Фурутака», «Како»), 2 легких крейсера («Тенрю», «Юбари») и эсминец «Юнаги», Микава утром 8 августа вышел в море, чтобы около полуночи 9 августа войти в пролив Железное дно.

Японский тяжелый крейсер "Текай" - флагман Микавы в бою у острова Саво
Японский тяжелый крейсер "Текай" - флагман Микавы в бою у острова Саво

К счастью Микавы, все два условия были выполнены. Несмотря на тот факт, что разведка союзников несколько раз обнаружила его соединение, верно и вовремя донести полученные разведданные до адмирала Тернера пилоты-разведчики не смогли. Еще 7 августа Макартур получил донесение от армейских B-17, обнаруживших первые шесть кораблей Микавы. Все корабли были обнаружены позднее подводной лодкой S-38, которая 7 августа в 20 ч. 00 мин. радировала командованию о «двух эсминцах и трех больших кораблях». Пилот австралийского «Гудзона» 8 августа в 10 ч. 26 мин. заметил японские крейсера, но Микава изменил курс, чтобы его обмануть, а зенитный огонь помешал точному опознанию японских кораблей. Это ему удалось: летчик неверно определил и курс соединения, и его состав, он сообщил о «трех кораблях, трех эсминцах и двух базах гидросамолетов и канонерских лодок». Его доклад, конечно, повлиял на мнения союзных адмиралов относительно планов японцев. Второй «Гудзон» заметил корабли в 11 ч. 01 мин.: «два тяжелых и два легких крейсера и один неопознанный корабль».

Тяжелый крейсер "Квинси" за неделю до гибели, 1942 год
Тяжелый крейсер "Квинси" за неделю до гибели, 1942 год

В целом, разведка американцев была хорошо налажена, о чем свидетельствуют подводные лодки в районах Трук, Соломоновых островов и архипелага Бисмарка; за последним также следили самолеты Макартура, разведчики Маккейна должны были наблюдать за северными подходами к Гуадалканалу, ближние поиски должны были вести самолеты с авианосцев Флетчера. Велись и дальние поиски путем использования плавбаз гидросамолетов. Но описанный план разведывательных полетов имел существенный недостаток, который заметил адмирал Тернер: он не мог полностью охватить Слот – очевидный маршрут японских кораблей из их базы в Рабауле, но что еще важнее – разведка в этом районе велась утром, в то время как японское соединение должно было войти в Слот днем.

Схема патрулирования зоны высадки американскими кораблями перед боем 9 августа 1942 года
Схема патрулирования зоны высадки американскими кораблями перед боем 9 августа 1942 года

Сообщения о первых двух контактах с противником Тернер не принял всерьез, а третье донесение от пилота «Гудзона» настигло его слишком поздно: пилот не нарушил радиомолчание, немедленно известив об обнаруженном, он провел большую часть дня в поисковом полете, вернулся на свою базу, поужинал… и только потом доложил о контакте! Таким образом, донесение преодолевало путь в 350 миль (от самолета-разведчика до флагманского корабля союзников) целых восемь часов, хотя могло быть получено если не немедленно, то через два часа после контакта, если б пилот сразу же вернулся на базу. Уже это привело к тому, что Тернер не приказал провести дополнительную разведку в этом секторе. Вдобавок, командующий сделал неверный вывод из неверного донесения: узнав о «двух базах гидросамолетов», он решил, что японцы атакуют с воздуха на следующий день, но не этой ночью. Как мы видим, рапорт австралийского пилота окончательно сбил с толку американское командование относительно намерений Микавы.

В то же время было выполнено и второе важное условие для успеха японцев. Адмирал Флетчер принял странное решение об отходе своего соединения в Перл-Харбор, обосновывая это потерей истребителей (хотя каждая его авиагруппа имела на один «Уайлдкэт» больше, чем в битве у Мидуэя) а также небольшими запасами топлива (корабельные бортжурналы свидетельствуют, впрочем, об обратном).

Тяжелый крейсер СА-44 «Винсеннес» незадолго до боя у острова Саво
Тяжелый крейсер СА-44 «Винсеннес» незадолго до боя у острова Саво

Пока соединение Флетчера отходило, соединение Микавы приближалось к Железному дну. Последней надеждой вовремя обнаружить его корабли была радиолокационная разведка, которую вели эсминцы. Виктор Кратчли, командующий эскадрой эскорта транспортов, для обеспечения безопасности их разгрузки принял роковое решение разбить пролив Железное дно на три сектора: южный, северный и восточный. Каждый из них патрулировало соответствующее соединение. В состав Южного входили крейсера «Австралия», «Канберра», «Чикаго», эсминцы «Паттерсон» и «Бэгли»; в состав Северного – три крейсера типа «Новый Орлеан» («Винсеннес», «Астория» и «Куинси») и эсминцы «Хелм» и «Уилсон»; в состав Восточного – легкие крейсера «Сан-Хуан», «Хобарт» и эсминцы «Монсен» и «Бьюкенен». При этом «Сан-Хуан» оказался единственным кораблем, оснащенным новой поисковой РЛС, полезной всюду, – он был включен в состав Восточного соединения, которое не приняло участия в бою. Все эти соединения осуществляли патрулирования отведенных им зон, так и не получив никаких четких инструкций и боевого плана.

Тяжелый крейсер СА-34 «Астория» незадолго до боя у острова Саво, 8 августа 1942 года
Тяжелый крейсер СА-34 «Астория» незадолго до боя у острова Саво, 8 августа 1942 года

Что касается адмирала Тернера, то он, получив донесение об уходе авианосцев Флетчера и о неначатой разгрузке транспортов, вызвал адмирала Кратчли и генерала Вандергрифта, чтобы посоветоваться насчет времени отхода эскортного соединения и транспортов и того, смогут ли эскортные корабли продержаться день-два без прикрытия с воздуха. Таким образом, Южное соединение адмирала Кратчли осталось без своего командира, который так и не успел вернуться к началу боя. Более того, соединение "потеряло" флагманский крейсер «Австралия» - адмирал Кратчли, вызванный на совещании, покинул Южную группу на крейсере "Австралия", оставив за себя командира крейсера "Чикаго" (действительно, не на эсминце же передвигаться адмиралу!).

Экипажам остальных кораблей соединения, как, впрочем, и Северного, была объявлена готовность № 2 (на вахте стояла только половина экипажа), так как после двух дней непрерывных боев матросы и офицеры были измотаны.

Эсминец «Ральф Талбот» из северного дозора обнаружил один из гидросамолетов, поднятый Микавой для того, чтобы уточнить местоположение союзных кораблей и в нужный момент осветить их сигнальными ракетами, объявив тревогу по радио. Флагманский корабль Тернера этого сообщения не получил из-за слишком большого для его УКВ-радиостанции расстояния. Зато сигнал получил эсминец «Блю» из Южной группы, который также нашел самолет своим радаром. «Новые Орлеаны» тоже заметили этот самолет: «Куинси» обнаружил его своим радаром, но через несколько минут перестал следить за ним, потому что ничего особенного не происходило, командиры «Астории» и «Винсеннеса» приняли его за свой. В итоге Микава получал в течение полутора часов исчерпывающую информацию о дислокации американских и австралийских кораблей. Последняя возможность вовремя обнаружить соединение японских КР, объявить тревогу и принять соответствующие меры была упущена…

Удача в эту августовскую ночь часто улыбалась японскому адмиралу – кроме того, что он имел полные сведения о местонахождении американских кораблей, которые, несколько раз обнаружив его, не предприняли никаких ответных мер. Микава мог ориентироваться, как на маяк, на горящий американский транспорт USS George F. Elliott, поврежденный ранее во время налета. К тому же на руку японцам играла погода – корабли Южного соединения не могли их визуально обнаружить, потому что японское соединение было скрыто дождевыми тучами.

Необходимо также отметить, что, будучи уже обнаруженным, Гунъити Микава не стал ни менять план, ни открывать огонь по дозорным кораблям. Возможно, это также обеспечило успех сражения. Его приказ подразумевал следующее: войти в пролив Железное дно, атаковать корабли союзников у Гуадалканала, затем у Тулаги, после чего максимально быстро уничтожить транспорты, чтобы успеть отойти от места сражения за пределы действия американской палубной авиации. К 00 ч. 45 мин. 9 августа 1942 года японские корабли были полностью готовы к бою.

Японские КР достигли своей цели примерно к половине второго ночи. В 01:36 Адмирал Микава отдал приказ «Стрелять самостоятельно!», в 01:38 крейсера выпустили свои торпеды по Южному соединению. В последний момент один из американских кораблей – эсминец «Паттерсон» передал сигнал тревоги: «Предупреждение. Предупреждение. Неизвестные корабли входят в гавань!». Это произошло в 01:43.

Но было уже поздно. Торпеды были уже выпущены, а примерно в то же время, когда прозвучал сигнал с «Паттерсона», японские гидросамолеты выпустили сигнальные ракеты, осветив американцев, и японские КР открыли огонь главным калибром.

Вскоре две торпеды попали в «Канберру», пробив ее правый борт, одновременно австралийский крейсер был настигнут первым из двадцати четырех выпущенных по нему японских снарядов. Менее чем через 5 минут корабль полностью вышел из строя, успев выпустить лишь несколько 4-дюймовых снарядов и две торпеды (по данным С.Э.Морисона).

В 01:47 другая японская торпеда настигла крейсер «Чикаго», который пытался маневрировать. Этого сделать не удалось, и кораблю оторвало часть носа - крейсер остался на плаву, хотя и потерял свою боеспособность. Его командир кэптен Боуд заметил японский эсминец «Юнаги», отправленный Микавой, чтобы прикрыть тыл, и приказал открыть по нему огонь, забыв… сообщить Северной группе о начавшемся бое. Тем временем японские корабли отвернули на север, предприняв решающий маневр. На часах – 01:49, с Южным соединением как с боеспособной единицей было покончено за каких-то шесть минут…

Общая схема бой у острова Саво 9 августа 1942 года
Общая схема бой у острова Саво 9 августа 1942 года

Впрочем, японский флагман «Текай» выпустил свои торпеды по кораблям Северной группы минутой ранее. Еще раньше корабли Микавы открыли огонь по «Астории». Бой к северу от острова Саво начался.

Автор надеется, что исход этого сражения известен читателю: три новейших американских крейсера навсегда остались в водах пролива Железное дно. Во время же боя, что очевидно, была полная неразбериха, поэтому ни о каких тактических действиях со стороны американской группы говорить не приходится. Чтобы хоть как-то объяснить произошедшую трагедию, о которой так долго молчали американские газеты (новость о произошедшем была опубликована лишь 13 октября 1942 г.!), опишем события боя для каждого из трех интересующих нас тяжелых крейсеров в отдельности.

Как мы уже сказали, первые японские снаряды были выпущены по «Астории».

Вот как описывает происходившее в ту ночь на американском КР военно-морской историк Самуэль Морисон: «На мостике вахтенный офицер был занят тем, что старался сохранить место в строю. Квартирмейстер тщательно записывал изменения курса в вахтенный журнал. Командир аварийной партии заметил артогонь над островом Флорида и сказал, что морским пехотинцам в Тулаги в эту ночь придется нелегко. Артиллерийский офицер испытывал носовой артиллерийский радар, который плохо работал. Оператор радара уже заменил несколько неисправных ламп. Кэптен Гринмэн, утомленный событиями двух последних дней, спал одетым в своей временной каюте».

В такой обстановке предупреждению с «Паттерсона» никто не уделил никакого внимания. Около 01:45 внезапно из темноты возник луч прожектора, осветивший «Асторию», еще через мгновение перед носом корабля упали первые японские снаряды. Старший артиллерист американского КР в 01:52 приказал открыть огонь по флагману Микавы. Примерно в это же время квартирмейстер объявил общую тревогу, а вахтенный офицер бросился будить командира.

Капитан крейсера «Астория» кэптен В.Г.Гринмэн
Капитан крейсера «Астория» кэптен В.Г.Гринмэн

Понятно, что он не имел никакого представления о ходе дел, потому и усомнился в том, были ли корабли, по которым приказал открыть огонь артиллерийский офицер, в действительности вражескими. «Кто объявил тревогу? Кто приказал открыть огонь? Теперь, я думаю, мы стреляем по нашим собственным кораблям. Давайте не будем волноваться и действовать слишком быстро. Прекратить огонь!» – таковы были его первые распоряжения. Но артиллерийский офицер Трусделл был уверен в том, что ведет огонь по японцам, и ему, в конце концов, удалось убедить Гринмэна возобновить стрельбу. Однако драгоценное время уже было упущено: за это время японцы успели пристреляться, и пятый залп их 8-дюймовых орудий попал в надстройки «Астории». Они запылали, и необходимость в прожекторе отпала – цель была отлично освещена.

Гибель "Астории" в бою у острова Саво, рисунок
Гибель "Астории" в бою у острова Саво, рисунок

Американские артиллеристы успели сделать двенадцать залпов, снаряды последнего поразили носовую башню японского флагмана «Текай». Но в это же время в тяжелый крейсер попадал снаряд за снарядом: обе носовые башни были разбиты, горела катапульта в середине корабля, 5-дюймовые универсальные орудия были уничтожены. Около 02:02 шальной снаряд попал в мостик, убив офицера-сигнальщика, рулевого и боцмана. Корабль, оставшись без рулевого, постепенно терял ход: скорость уже едва достигала 7 узлов. С этого момента «Астория» начала постепенно уходить под воду. Корабль полностью затонул к 12:16 следующего дня.

Схема попаданий в тяжёлый крейсер «Астория», полученных во время боя у острова Саво
Схема попаданий в тяжёлый крейсер «Астория», полученных во время боя у острова Саво

Впереди «Астории» шел ее "систершип" «Куинси». Он получил самые сильные удары из всех кораблей Северного соединения за этот бой. Происходившее на корабле до вступления в бой не сильно отличается от «Астории» – команда корабля начала предпринимать какие-либо действия лишь после принятого предупреждения с «Паттерсона». Но и на этот раз все меры оказались слишком запоздалыми. Артиллеристы начали разворачивать башни орудий ГК в то время, когда японцы подошли с кормы, и «Аоба» осветила «Куинси» своим прожектором. На американском крейсере началась паника.

Как и в случае с «Асторией», капитан «Куинси» кэптен Мур приказал «стрелять по кораблям, освещающим нас», но вскоре решил, что это были свои, и отдал приказ включить опознавательные огни. Драгоценное время опять было утеряно. Вдобавок, корабль совершил неверный маневр, чтобы избежать столкновения с впереди идущим «Винсеннесом», что привело к уменьшению числа орудий, которые могли бы вести огонь по японцам. Во время выполнения этого маневра японский снаряд попал в самолет, стоявший на катапульте, и тот вспыхнул, а корабль превратился в отличную мишень.

Капитан крейсера «Куинси» кэптен С.Н.Мур
Капитан крейсера «Куинси» кэптен С.Н.Мур

Надо сказать, что во время своего поворота на север японское соединение по воле случая разделилось на две группы из-за маневра, предпринятого «Фурутакой». И вышло так, что японцы приближались к американским кораблям в Тулаги «клещами», постепенно обхватывая их с двух сторон. И вот «Куинси» попал под перекрестный огонь этих двух групп во главе с «Текаем» и «Фурутакой» соответственно. При этом японцы, выключив свои прожекторы, оставались невидимыми для американцев. Теперь уже «Куинси» был обречен. Снаряд попал в башню № 2, взорвав ее, торпеда попала в левый борт напротив кочегарки № 4, огнем японцев были уничтожены зенитные батареи. Корабль терял ход…

Схема попаданий в тяжёлый крейсер «Куинси», полученных во время боя у острова Саво
Схема попаданий в тяжёлый крейсер «Куинси», полученных во время боя у острова Саво
Из воспоминаний помощника старшего артиллерийского офицера «Куинси»: «Когда я поднялся на мостик, то увидел, что он завален трупами, как на бойне, уцелели только три или четыре человека. В самой рулевой рубке единственным стоящим на ногах был сигнальщик у руля, который напрасно старался сдержать поворот корабля вправо и развернуть его влево. Спросив его, я узнал, что командир, лежавший возле руля, приказал ему выбросить корабль на берег, и он пытается направить корабль к острову Саво. Я прошел на левую половину рулевой рубки и выглянул из нее, чтобы увидеть остров, но заметил, что корабль быстро кренится на левый бок и оседает носом. В этот момент командир вытянулся и замер. Он умер, не издав ни единого звука, кроме стона».
Реконструкция (рисунок) потопления тяжёлого крейсера «Куинси», опубликованная в октябре 1942 г. в «LifeMagazine»
Реконструкция (рисунок) потопления тяжёлого крейсера «Куинси», опубликованная в октябре 1942 г. в «LifeMagazine»

В 02:35 «Куинси» опрокинулся на левый борт и навеки сгинул в водах пролива Железное дно. Тело кэптена Мура волнами выбросило на берег, где было найдено и похоронено туземцами.

«Винсеннесу» повезло чуть больше: он был первым замечен японскими кораблями, но последним вступил с ними в бой. Неудивительно, что экипаж пребывал в «расслабленном» состоянии, как это было на «Астории» и «Куинси». Услышав стрельбу на юге, командир КР кэптен Рифхолл принял ее за стрельбу «Чикаго» по самолетам… Примерно в 01:50 японцы нащупали «Винсеннес» прожектором, на что Рифхолл послал по радио Южной группе приказ выключить прожектора…

Крейсер «Винсеннес» ведёт огонь по соединению Микавы во время боя у острова Саво, 9 августа 1942 г., 01 ч. 50 мин. – 02 ч. 00 мин.
Крейсер «Винсеннес» ведёт огонь по соединению Микавы во время боя у острова Саво, 9 августа 1942 г., 01 ч. 50 мин. – 02 ч. 00 мин.

Надо отметить, что, несмотря на это, артиллерийский офицер Адамс все же решил навести орудия своего корабля на освещавшие их неизвестные корабли. В итоге на залп с «Како» он ответил всеми 8-дюймовыми орудиями. Японское соединение пытались освещать 5-дюймовыми осветительными снарядами. Японцы же вскоре добились попадания в среднюю часть корабля, где располагались корабельные самолеты-разведчики. Они вспыхнули, а японские прожекторы погасли. Число попаданий в «Винсеннес» сразу же увеличилось, на корабле начались пожары. Примерно в 01:55 две или три торпеды настигли американский крейсер с левого борта. Они попали в кочегарку № 4, и корабль стал терять ход. В 02:03 еще одна торпеда с «Юбари» поразила кочегарку № 1, убив весь обслуживающий персонал и заставив «Винсеннес» остановиться.

Капитан крейсера «Винсеннес» кэптен Ф.Л.Рифколл
Капитан крейсера «Винсеннес» кэптен Ф.Л.Рифколл

Вдруг с той стороны, откуда не летели снаряды, загорелись два прожектора – кэптен Рифхолл принял их за свои и приказал поднять большой флаг на фок-мачте. Японцы же приняли его за адмиральский, и на «Винсеннес» обрушился еще больший град вражеских снарядов. Вскоре корабль полностью перестал являться сколько-нибудь боеспособной единицей и начал крениться на левый борт. В 02:15 японцы прекратили вести по нему артогонь и начали уходить. Спустя 35 минут «Винсеннес» опрокинулся и затонул.

Схема попаданий в тяжёлый крейсер «Винсеннес», полученных во время боя у острова Саво
Схема попаданий в тяжёлый крейсер «Винсеннес», полученных во время боя у острова Саво

Пока шел этот бой, разгружавшиеся транспорты по понятным причинам были "сильно взволнованы". Они прекратили разгрузку и вошли в циркуляцию на некотором удалении от берега. Нервы экипажей были на пределе.

Тяжелый крейсер "Како" ведет огонь по крейсеру "Винсеннес"
Тяжелый крейсер "Како" ведет огонь по крейсеру "Винсеннес"

И здесь адмирал Микава проявил некоторую нерешительность. Он решил не рисковать, не испытывать более удачу в эту ночь, справедливо ожидая налета "палубников" Флетчера, об отсутствии которых он не знал, поэтому и приказал отходить. В 02:40 корабли Микавы, набрав скорость в 30 узлов, пошли вверх по Слоту. Бой у острова Саво завершился.

Фотография, сделанная с борта одного из японских крейсеров: по «Винсенсу», освещаемому прожекторами, ведётся огонь
Фотография, сделанная с борта одного из японских крейсеров: по «Винсенсу», освещаемому прожекторами, ведётся огонь

Насчет того, выполнил ли японский адмирал свою задачу, существуют разные точки зрения. Описывать каждую из них в рамках этой статьи мы не будем. Отметим лишь то, что в любом случае Микаве удалось добиться поразительных результатов: пусть он и не уничтожил транспорты (а ведь это была главная задача, так как его конечная цель – помощь гарнизону Гуадалканала), зато вывел из строя корабли Южной группы и полностью разбил Северную. Это стоило американцам трех новейших крейсеров типа «Новый Орлеан» (кроме этого был потоплен еще один крейсер, один КР и два эсминца серьезно повреждены).

Встречается упоминание того, что если бы Микава принял решение рискнуть своими кораблями и уничтожить транспорты союзников, то он мог бы закончить кампанию у Гуадалканала в самом её начале, и дальнейшая война в южной части Тихого океана (возможно) пошла бы по совсем другому сценарию. Несмотря на то, что боевые корабли союзников были разгромлены, они выполнили свою задачу, защитив транспорты. Многие из этих транспортов впоследствии были многократно использованы для перевозки подкреплений и снабжения на Гуадалканал. Решение Микавы не атаковать транспорты тогда, когда для этого имелась прекрасная возможность, считается стратегической ошибкой.

Но это современная оценка, а в тот момент в районе Гуадалканала еще ничего не было решено окончательно - впереди было еще несколько месяцев ожесточенных боев и морских сражений....

Источники: Lacroix E. Japanese cruisers of the Pacific War/ E.Lacroix, L.Wells. – London: Chatham Publishing, 1999. – p.888.; N.Friedman U.S. Cruisers: An Illustrated Design History. Annapolis: Naval Institute Press, 1984. - p.496; Иванов, С.В. Тяжелые крейсера США/С.В.Иванов // Война на море, № 17, часть 1.-2004.- 52 с.; Иванов, С.В. Тяжелые крейсера США/С.В.Иванов // Война на море, № 18, часть 2.-2005.- 52 с.; Морисон С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном – М: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2002. – 640 с.; Морисон С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Борьба за Гуадалканал – М: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2002. – 544 с.; Патянин С. В., Дашьян А. В., Балакин К. С. Все крейсера Второй мировой войны, Эксмо, 2012.; Патянин С.В. Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники / С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин и др. – М.:Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. – 352 с.; Патянин, С. В. Крейсера Второй мировой. Окончательная энциклопедия/ С.В.Патянин, А.В. Дашьян, К.С. Балакин, С.Барабанов, К.В.Егоров.- М.: Яуза, Эксмо, 2014. – 536 с.

Если понравилось - ставьте лайки, подписывайтесь, делитесь комментариями, кто желает - может поддержать проект: