Найти тему
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Когда столичный стиль надоел

Смоленский князь Давид Ростиславич – это личность не только неоднозначная и противоречивая, но до сих пор во многом и загадочная. Он единственный из смоленских князей имел владения как на западе от Смоленской земли (Витебск), так и на юге, возле Киева (Вышгород). В интерпретации летописца, именно по его вине русские полки терпели поражения от половцев в 1177 и 1185 годах.

Другие статьи канала (ссылки могут не отображаться, но работают, нажимайте на названия): об истории Горного Алтая, шаманизме и Аркаиме ; о Звенигороде и Новом Иерусалиме ; о Переславле-Залесском и музее паровозов ; о Троице-Сергиевой Лавре и окрестностях

Видимо, Полоцк вообще сильно интересовал Давида, и храм во имя Архангела Михаила он доверил строить именно полоцким мастерам. Условия для  развития зодчества в Полоцке коренным образом отличались от обстановки, которая сложилась в других русских землях. Смоленские и волынские князья счи­тали себя потенциально киевскими великими князьями, они всегда ориентировались как политически, так и в куль­турном отношении на Киев.

Полоцкий Спасо-Преображенский храм
Полоцкий Спасо-Преображенский храм

Полоцкое же княжество, очень рано выделившееся из состава Древней Руси и почти всегда находившееся во вражде с центральной властью в Киеве, было в основном сконцентрировано на своих внутренних проблемах (борьба полоцких князей друг с другом и с горожанами). И поэтому полоцкие зодчие, чувствовавшие себя очень свободно, быстро стали отходить от киевско-черниговских архитектурных традиций и столь же быстро заимствовать некоторые романские элементы, свойственные архитектуре Северо-Западной Европы. В этом нет ничего странного, учитывая близость Полоцкой земли к католическому Суббалтийскому региону.

Церковь Архангела Михаила в Смоленске
Церковь Архангела Михаила в Смоленске

Не нужно забывать и о том, какое огромное значение для Смоленска имела транзитная торговля со странами Северо-Западной Европы, которая шла по Западной Двине, что ставило его в некоторую зависимость от Полоцкого княжества. Поэтому совершенно неудивительно некое соперничество между соседними смоленскии и полоцкими князьями.

А если еще и учесть, что в Смоленске уже на протяжении без малого сорока лет все храмы возводились по одному и тому же весьма устаревшему шаблону киево-черниговской школы, который, надо думать, уже достаточно «приелся» и смолянам и князю, то становится совершенно очевидным, почему Давид решил ставить храм в принципиально другом стиле.

Церковь Архангела Михаила в начале ХХ века со всеми поздними приделами
Церковь Архангела Михаила в начале ХХ века со всеми поздними приделами

"Романская" церковь с валунами в фундаменте, в Ипатьевской летописи 1197 года названа самым богато украшенным храмом на Руси. Во время осады Смоленска в 1609—1611 годах польско-литовские войска использовали здание в качестве крепости. Затем, в 1611 году в здании был организован католический приход.

Свирской церковь стала называться значительно позже, когда в ней был устроен придел во имя Александра Свирского, прославившегося праведной жизнью и основателя нескольких монастырей, единственного из русских святых удостоенного явления Святой Троицы.

По В.Маркову

Предыдущие статьи по теме: "Государственные интересы в угоду навязчивой идее", "Могут ли археологи обнаружить в земле борозды", "Другое прочтение легенды", "Одигитрия - это не название", "Каким был Успенский собор Смоленска до взрыва", "Место гибели первого русского святого", "За точность купеческих весов отвечает церковь", "Если был княжеский комплекс, то где его дворец?", "Определить первоначальный вид храма", "Что произошло на Соборной горе Смоленска?"