Всем привет, и сегодня я хочу разобрать вполне резонный вопрос, который возникает у многих автомобилистов при замене тормозных колодок или дисков. Почему именно при замене? Потому что именно в эти моменты непосвящённый в технические тонкости хозяин обращает внимание, что задние тормозные диски всегда меньше передних. Или, спереди стоят тормозные диски, а сзади - барабаны. В любом случае, на передних колёсах тормозные механизмы более мощные. Почему?
Всё дело в том, что при торможении сила инерции пытается "тащить" машину дальше - из-за чего имеем характерный клевок кузова вперёд. В этот момент основная часть массы автомобиля переносится на переднюю ось. Если сделать все рабочие тормозные механизмы одинаковыми по усилию, то задние колёса при резком торможении почти сразу заблокируются - ведь большая часть массы, как уже сказал выше, перенесётся на передние, а зад окажется разгруженным. Следовательно, делать задние суппорты такими же мощными как передние, просто нет смысла - они будут только вредить, постоянно "перебарщивая" с усилием зажатия диска.
Конечно, при экстренном торможении колёса в любом случае пойдут "на юз" - даже передние, у которых будет наилучшее сцепление. И на этот случай в тормозной системе давным-давно присутствует такая штука как АБС. Об этом я делал отдельную подробную статью, можете глянуть, если интересно. Если же на автомобиле нет антиблокировочной системы тормозов, то обязательно есть регулятор тормозных усилий (в простонародье - "колдун"). Это устройство служит как раз для того, чтобы задние колёса блокировались как минимум не раньше передних, а в идеале - обеспечивали максимально-возможное замедление задних колёс на грани их блокировки.
Кстати, немного отойдя от темы тормозов, но в продолжение темы переноса масс по осям - по схожим причинам у спортивных автомобилей с задним приводом задние колёса зачастую шире передних. Здесь ситуация обратная: при разгоне масса автомобиля уходит назад - и чем лучше будет сцепление шин с асфальтом - тем эффективнее разгон.
Подробная статья про устройство, а также плюсы и минусы АБС: