Друзья, казалось бы на нашем канале были рассмотрены все особенности кораблей проекта 61 и последующих проектов на их основе с наиболее крупными модернизациями. Однако корабли проекта 61 оказались настолько удачными и обладали настолько большим потенциалом, что привлекли к себе не только отечественных военных и конструкторов (для модернизации) , но иностранных специалистов. Предлагаем вспомнить об этом сотрудничестве с индийскими ВМС, которые получили наши корабли.
В 1974 году СССР посетила военная делегация Республики Индия, одним из вопросов было приобретение кораблей охранения для эскорта своего авианосца.
Индийским военным был показан стоявший в Севастополе БПК «Сдержанный» - корабль понравился им, но заказчик пожелал усилить артиллерию, ударное ракетное оружие перенести с кормы в носовую часть («мы будем наступать») и разместить вертолет в ангаре. Для реализации пожеланий иностранного заказчика Северному ПКБ пришлось переработать базовый проект, несколько увеличив ширину в носовой части - для размещения пусковых установок ударного комплекса, «смотревших» теперь в нос, упразднить кормовую 76-мм артустановку, разместив на ее месте полуутопленный ангар - в итоге получился фактически новый проект (61МЭ - модернизированный экспортный). В том же 1974 году на ССЗ им. 61 коммунара был начат выпуск рабочей документации для постройки трех кораблей пр. 61МЭ. Проект получил наименование по первому кораблю - тип "Надежный".
В носовой части вначале планировалось разместить артустановку АК-100, но в свое время разрешение для продажи ее на экспорт не было получено, и корабли вооружили старым, проверенным временем 76,2-мм арткомплексом АК-726 с системой управления МР-105 (боекомплект-1200 снарядов).
Ударный ракетный комплекс с ПКР П-20 "Термит" (П-20М с "Твердого") был представлен четырьмя одиночными пусковыми установками контейнерного типа КТ-97БЭ с четырьмя крылатыми ракетами, корабельной системой управления «Коралл-НКЭ» (число ракет в залпе - от двух до четырех) и системой гироскопической стабилизации «База-61МЭ».
Зенитно-ракетное вооружение корабля включало два универсальных ЗРК «Волна-М» в составе двух поворотных пусковых установок открытого типа ЗИФ-101 (общий боекомплект - 32 ЗУР РЗ-61), двух корабельных систем управления огнем «Ятаган» и двух систем гироскопической стабилизации «Парус». Благодаря ангару, оказалось возможным обеспечить постоянное базирование на корабле одного вертолета типа Ка-25 (на первых трех кораблях). Уже в процессе постройки первых кораблей проект подвергся достаточно существенной переработке, главным образом, для обеспечения постоянного базирования вертолета Ка-28 (экспортная версия Ка-27), а также замены двух арткомплексов самообороны АК-230 на более совершенные АК-630М с соответствующими системами управления огнем.
Реактивное оружие постановки ложных целей было представлено четырьмя пакетными установками контейнерного типа ПК-16 (128 неуправляемых 82-мм снарядов).
Противолодочное оружие включало один пятитрубный наводящийся торпедный аппарат ПТА-53-61МЭ (боекомплект - пять торпед СЭТ-53МЭ или 5,53-56В), а также две реактивные бомбометные установки РБУ-6000 (боекомплект - 192 реактивные глубинные бомбы РГБ-60).
Энергетическая установка корабля включала два ГТЗА М-ЗЕЭ, с мощностью полного хода 40425 л.с. и экономического хода - 5880 л.с. (встречается упоминание, что мощность ГЭУ достигала 55000 л.с. (2х27500) или 72 000 л.с. (4х18000).
Наконец, в состав средств обнаружения входили гидроакустический комплекс обнаружения и целеуказания МГК-335, ГАС подводной связи МГ-26Э, а также трехкоординатные РЛС контроля надводной и воздушной обстановки МР-310 и МР-500.
Увеличивались корабельные запасы: по топливу они выросли, по сравнению с головным кораблем пр. 61 более, чем вдвое - до 865 т по топливу для главных механизмов, до 7,8 - по топливу для вертолетов и до 11,6 т - по смазочному маслу. Разработка документации на последние два корабля осуществлялась силами Николаевского филиала СПКБ.
По модифицированному проекту построили еще два корабля - в общей сложности число построенных в 1979-87 годах на судостроительном заводе им. 61 коммунара в Николаеве кораблей пр.61МЭ составило пять единиц: «Раджпут» («Rajput») (бывший «Надежный»), «Рана» («Rana») (бывший «Губительный»), «Ранджит» («Ranjit») (бывший «Ловкий»), «Ранвир» («Ranvir») (бывший «Твердый») и «Ранвилжай» («Ranvijaj») (бывший «Толковый»), заводские номера заказов, соответственно, С-2201 - С-2205.
После временного пребывания в составе 130-й дивизии противолодочных кораблей Черноморского флота эти корабли передавались в Поти индийским экипажам, которые после отработки на полигонах ЧФ боевой подготовки в дальнейшем самостоятельно перегоняли корабли в Индию (в индийских ВМС они сначала были отнесены к классу фрегатов, а позже - эскадренных миноносцев УРО).
Для справки: "Надежный" (бортовой номер - 725 в 1979 г.) спущен на воду 17 сентября 1977 года и вступил в строй КЧФ 30 ноября 1979 года, исключен из состава ВМФ СССР 4 мая 1980 года и передан Индии.
"Губительный" (бортовой номер - 725 в 1982 г.) спущен на воду 27 сентября 1978 года и вступил в строй КЧФ 30 ноября 1981 года, исключен из состава ВМФ СССР 10 февраля 1982 года и передан Индии.
"Ловкий" (бортовой номер - 727) спущен на воду 16 июня 1979 года и вступил в строй КЧФ 20 июля 1983 года, исключен из состава ВМФ СССР 24 ноября 1983 года и передан Индии.
"Твердый"(бортовой номер - 724 в 1985 г.) спущен на воду 12 марта 1983 года и вступил в строй КЧФ 30 декабря 1985 года, исключен из состава ВМФ СССР 28 октября 1986 года и передан Индии.
"Толковый" (бортовой номер - 724 в 1987 г.) спущен на воду 1 февраля 1986 года и вступил в строй КЧФ 15 октября 1987 года, исключен из состава ВМФ СССР 15 января 1988 года и передан Индии.
Дальнейшим развитием проекта стали эскадренные миноносцы УРО проекта 15 типа «Дели», созданные с советской/российской технической помощью уже в 90-х гг. Оснащенные более совершенными вооружением и электронными системами, они знаменовали собой логическое завершение первоначального проекта.
Некоторое время на борту кораблей продолжали оставаться советские гарантийные специалисты. Кроме того, для организации ремонта корабельной газотурбинной техники в индийском порту Визакхапатнам при участии специалистов ЮТЗ «Заря» (Николаев) и других предприятий был построен специальный ремонтный завод.
Фрегаты проекта 61МЭ хорошо зарекомендовали себя в составе индийских ВМС. Достаточно сказать что именно на их основе индийская сторона, правда с советской технической помощью, разработала проект национального эсминца УРО «Дели».
До недавнего времени все пять фрегатов находились в строю. Причем один из них, «Рана» в 1991 году столкнулся во время учений с индийской подводной лодкой, находившейся в подводном положении и получил значительные повреждения правого гребного вала. С тех пор, пока не решился вопрос с ремонтом, этот корабль несколько лет ходил в море на одном гребном валу, тем не менее, развивая скорость полного хода 24 узла!
В 2003 году на D51 4х1 ПУ КТ-97БЭ с ПКР «Термит» были заменены на 4х2 ПУ ПКРК «Брамос» PJ-10 (этот эсминец является испытательной платформой для новых российско-индийских ПКР «Брамос», являющихся модификацией ПКР "Яхонт"). По имеющимся данным в мае 2021 года эсминец D51 "Раджпут" списан. До этого, в 2019 году был списан и эсминец D53 "Ранджит"
В ходе службы были проведены изменения и на других фрегатах (эсминцах) серии: на D54 и D55 - 1х2 76 мм АК-726 заменена на 1х1 76 мм «ОТО Мелара»; на D54 в 2002 году кормовая ПУ ЗИФ-101 ЗРК «Волна-П» заменена на 8х1 ПУ ПКРК «Брамос»; на D55 - 2х6 30 мм АК-630 – 1 СУ МР-123 «Вымпел» заменены на ЗРК «Barak SAM» – СУ EL/M-2221 STGR; РЛС общего обнаружения МР-310 «Ангара-А» заменена на ELM-2238STAR
Оставшиеся три корабля все еще находятся в составе индийских ВМС.
Для справки: Водоизмещение; полное 4905, стандартное 4025 т; длина 146,11 м, ширина 15,81 м, осадка 6,83 м. Мощность ГГУ 4x18 000 л.с.; скорость хода: максимальная 30,22, экономическая 18,17 уз.; дальность плавания экономическим ходом 3800 миль. Вооружение: 4x1 ПУ ПКРК П-20 (4 ракеты), 2x2 ПУ "Волна" (32 ракеты), 1x2 76,2-мм АК-726 и 4x2 30-мм АК-230, 1x5 533-мм ТА, 2х12 РБУ-6000 (192 РГБ-60), 1 вертолет Ка-25 (по проекту). Экипаж 312 человек, в том числе 33 офицера
Интересно, а среди наших читателей есть те, кто служил на этих кораблях? Или может быть видел их в советских портах? Поделитесь впечатлениями. Может в данном изложении есть неточности - давайте разберемся.
На этом пока всё. Если кому то интересна судьба кораблей проекта 61 - на нашем канале есть еще несколько статей по данной теме. Будем признательны за комментарии и дополнения, особенно от тех читателей, которые служили на кораблях проекта 61. Спасибо.
Источники: Апальков, Ю. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах.Том III. Противолодочные корабли.Часть I. Противолодочные крейсера, большие противолодочные и сторожевые корабли/Ю.В.Апальков. — СПб: «Галея Принт», 2005.-124с.; Костриченко В.В., Простокишин А.А. «Поющие фрегаты». Большие противолодочные корабли проекта 61. - Серия «Морская коллекция», 1991, № 1. - 32 с.; Заболоцкий, В.Гончие океанов. История кораблей проекта 61/ В.П.Заболоцкий, В.В.Костиченко - М.: Военная книга,2005. - 192 с.
Если понравилось - ставьте лайки, подписывайтесь, будет еще интереснее, делитесь комментариями, кто желает - может поддержать проект: