Подними бокал, Америка. Сегодня четвертое июля. День независимости. Твой особенный день. Почему бы не отпраздновать это грандиозным, ультра-жестоким зрелищным боевиком, прославляющим дух самой свободной и демократичной страны в мире?
Патриотизм очень много значит для американцев, и все эти фильмы пытаются воплотить блестящие американские идеалы... но с неоднозначными результатами и некоторыми, ммм, разными представлениями о том, что значит любить свою страну. У всех них есть по крайней мере одна общая черта: взрывы. Их много. Где бы эти фильмы ни находились в американском политическом спектре, все они в значительной степени прославляют то, что жесткий индивидуализм, подкрепленный мощной огневой мощью, – это правильный путь для настоящего героя-патриота.
Это фильмы, в которых говорится не просто – «Америка!». Они говорят: «Америка? Да, черт возьми!».
«День независимости» (1996)
Начнем, пожалуй, со «Дня независимости», ведь именно этому дню посвящен наш обзор.
Глупые инопланетяне. Они действительно собирались взорвать Белый дом буквально за пару дней до 4 июля? Как будто бравые американцы позволили бы им это сделать? Инопланетяне, конечно, не ожидали, что американские повстанцы, включая пилота морской пехоты Уилла Смита, президента – ветерана войны в Персидском заливе Билла Пуллмана, технаря Джеффа Голдблюма, чудака-алкоголика Рэнди Куэйда и мистера Дейта из «Звездного пути», встанут на защиту штатовской свободы. Этот фильм имел такой огромный успех, что в середине 1990-х положил начало возрождению большого количества фильмов-катастроф («Армагеддон», «Вулкан», «Столкновение с бездной» и т.д.). Но никто не мог превзойти эту картину в уровне чистого зрелища. (Включая продолжение без Уилла Смита 20 лет спустя.)
«Морской бой» (2012)
Возможно, вы не представляли, что относительно простая любимая настольная игра обеспечит достаточно материала для полнометражного фильма. И вы были бы абсолютно правы – создателям картины действительно пришлось начинать более-менее с нуля, чтобы развязать инопланетный сюжет из игры-угадайки без инопланетян.
В то время как Тейлор Китч приписан к американскому кораблю «Джон Пол Джонс», а Александр Скарсгорд командует «Сэмпсоном», космический корабль пришельцев с «Планеты G» угрожает миру, но особенно американскому острову Оаху.
Когда объединенные японские и американские военные понимают, что они могут отслеживать вторгающиеся корабли с помощью буев для предупреждения о цунами, – это дань механике настольной игры, но в основном это просто оправдание для морского экшена в стиле «Трансформеров». А еще – достаточно символично, что японские и американские корабли объединяются в водах вокруг Перл-Харбора.
«Рэмбо III» (1988)
«Рокки» и «Рэмбо», две любимые франшизы с участием Сильвестра Сталлоне, имели схожие траектории: каждая начинается на относительно чувствительной и вдумчивой ноте, но, в угоду фанатичному Рейгану середины 1980-х, выкидывает сентиментальности в окно. Драматизм «Рэмбо. Первая кровь» был направленна борьбу с посттравматическим стрессом вьетнамской эпохи, в то время как вторая часть послала Рэмбо за брошенными военнопленными.
Номер три отправляет его в Афганистан, чтобы спасти старого друга, и при этом принимает определенную сторону в затянувшемся конфликте между Советским Союзом и афганскими повстанцами-моджахедами, прокладывая путь через советские войска с помощью пулемета и ракетной установки и вызвав рекордное количество жертв (буквально! Книга рекордов Гиннесса в 1990 году признала его самым жестоким фильмом всех времен).
Это была не просто фантазия – поддержка афганских боевиков была центральным элементом антисоветского планирования США на протяжении более десяти лет; в некотором смысле Сталлоне воплощает в жизнь сухую государственную политику для детей, которые играют в американский империализм с помощью игрушек, комиксов и видеоигр по мотивам этого фильма.
И, да, кстати, многие из этих афганских боевиков сформировали ядро того, что потом стало Талибаном, так что этот элемент не слишком устарел. Но эпизод, в котором Рэмбо взрывает вертолет с помощью лука и стрел, неподвластен времени, так что всё уравновешивается. Верно?
«Рокки IV» (1985)
Первые фильмы о Рокки работают на разных уровнях, но к третьему формула устала, и поэтому четвертый рискнул, перейдя на более высокий уровень патриотизма, и это окупилось с лихвой, ведь фильм взял самые большие кассовые сборы в сериале до или после.
После того, как боксер Иван Драго (Дольф Лундгрен) со всем Советским Союзом за его спиной буквально убивает Аполлона Крида, суровый индивидуалист Рокки выходит из-под контроля, заставляя Драго согласиться на несанкционированный матч в СССР. Все это изложено в потрясающем, совершенно запоминающемся монтаже на все времена: пока Драго тренируется со всей командой, с современным оборудованием и лучшими стероидами, Рокки делает это старым добрым способом: рубит деревья и притворяется собачкой, таскающей Поли на санках. Как настоящий мужик!
Не показывая ничего особенного, в финале Рокки завоевывает доверие советской публики и заслуживает аплодисментов самого генсека Михаила Горбачева. И это история падения коммунизма.
«Капитан Америка: Первый мститель» (2011)
Несмотря на то, что Капитан Америка невероятно банален как метафора американской военной мощи, он довольно крут. Конечно, не настолько в фильмах, как в комиксах, где он начал свою карьеру, ударив Гитлера прямо в челюсть, но здесь достаточно боевых действий против нацистов, так что можно поболеть за героя нации.
«Коммандо» (1985)
Как ни странно, одной из определяющих фигур патриотического американского кино 1980-х был австрийский бодибилдер. Да, прежде чем он доказал свою американскую сущность, став губернатором Калифорнии, Арнольд Шварценеггер часто играл американских солдат-супергероев. А также Конана Варвара. В этом фильме он играет полковника спецназа в отставке, дочь которого похищена латиноамериканским диктатором Ариусом, которого играет, что невероятно, Дэн Хедайя. Не будет большим спойлером сказать, что диктатор жестоко пожалеет об этом.
«Патриот» (2000)
И закончить обзор американских ультра-патриотических фильмов хотелось бы, конечно, картиной с соответствующим названием.
Карьера Роланда Эммериха, как правило, мечется между боевиками («День независимости», см. выше) и чуть более содержательными фильмами (драма о Шекспире «Аноним»). «Патриот» находится как бы посередине, используя эмоциональный подход к войне Штатов за независимость – вымышленный персонаж Мела Гибсона Бенджамин Мартин втянут в борьбу против британцев, формируя партизанский отряд, чтобы попытаться вернуть своего захваченного в плен сына.
Фильм довольно радостно танцует вокруг уродливых исторических реалий, в том числе делая из рабовладельцев борцов за равенство прав с чернокожими, но не более чем в типичном американском учебнике истории.