Найти тему
Светлана Хромова

Как путешествовали до пандемии. Москва-Торжок. Часть 1

День начался с опоздания на электричку. Подруга ждала меня у турникетов возле выходов к поездам Ленинградского направления, который она нашла, спросив работников вокзала. А я искала ее, бегая с билетами в зубах вдоль турникетов выхода к поездам Ярославского направления. Время вышло, улетела наша «Ласточка» в Тверь без нас. А мы остались осознавать, как такое может быть – на одном из центральных вокзалов два взрослых человека, у которых четыре высших образования на двоих не смогли сориентироваться из-за отсутствия элементарных указателей. Я перепутала выход к поездам Ярославского направления с выходом к поездам Ленинградского направления. Никаких указаний о том, что перед пассажиром именно Ярославское направление – нет. Вход в Ярославский вокзал (не с центральной стороны) также не обозначен. Нет табличек, указывающих, где расписание и выход к поездам Ярославского вокзала, а где – Ленинградского.

И я не знаю, подходят ли к турникетам Ярославского направления билеты на Ленинградское – потому что, если да – мы могли бы уехать вообще в другую сторону. Итак, мы отправились выяснять, можно ли обменять билет на обычную электричку (который я ошибочно купила в спешке) на «Ласточку». Сотрудник был очень мил и оказалось, что билет на электричку обменять можно, но в условиях ограниченного времени – в нашем случае время уже истекло и мы могли лишь доплатить разницу билета в поезде, переплатив сто рублей. Мы согласились.

В ожидании «Ласточки» подруга рассказывает, что Дракула, которого она привезла мне, как сувенир из Румынии исчез.

- Где же мой Дракула? – вопрошаю я в пространство.

И тут же перед нами возникает спитой мужик точь-в-точь Дракула, потрепанный алкоголизмом.

- Я твой Дракула – расплывается в улыбке он.

«Ласточка» до Твери – отличный поезд. Симпатичный, с чистыми туалетами. В пути продают еду и напитки. Идет час сорок. Но мы хотим попасть не в Тверь, а в Торжок.

На автовокзале Твери выяснилось, что купить билет на ближайший автобус до Торжка не так-то просто. За два часа продажа в кассах прекращается, и возобновляется за 20 минут до отправления и неизвестно, останутся ли свободные места. Попытки купить билет по интернету почему-то не удались. Сидеть более двух часов в Твери не хотелось, к тому же у нас была заказана экскурсия в музее Золотого шитья на 14.30. Решили вызвать такси. С первого раза не получилось, но от второй компании машина приехала. 60 км – 1000 рублей. Доехали быстро.

Заселились в гостиницу «Оникс», рядом ресторан, где мы питались, там же проходят завтраки, очень неплохие.

-2
-3
-4
-5

До музея шиться дошли пешком. Музей небольшой, на экскурсии – основные моменты истории шитья и города, рассказы об экспонатах. Есть вышитые портреты Пушкина, Путина и Сталина. Думаю, раньше мастерица могла вышить и свой портрет и отправить жениху.

Гид рассказывает о временах, когда девушка на ярмарке невест прикрывала лицо вышитой рукавичкой, чтобы будущие муж и свекровь могли оценить ее мастерство, а следовательно – и достаток, который она принесет в дом и взяли не за красоту. И я думаю о том, что деньги позволили продолжиться женщинам некрасивым, но богатым или мастеровитым.

Вышитое панно «Путешествие из Москвы в Петербург» с остановкой в Торжке. Такой же подарен президенту, только путешествие проходит из Петербурга в Москву. Запомнилась работа «Каменный лев» – современная, победившая на конкурсе. В конце экскурсии девушка-экскурсовод погасила свет, чтобы показать, как на некоторых работах светятся нитки – это особый способ шитья.

Магазин большой, удобный – большинство товаров (кроме мелких (заколок, брошек, подвесок и дорогих – ручной работы) лежат в открытом доступе на полках, можно смотреть и трогать. Сумки, косметички, обложки для паспорта, одежда. Не могу отойти от полки с бархатными сумочками – хочется унести все. Продавцы – нормальные. При виде покупателя не расплываются в улыбке и не липнут, а если просишь – помогают. Выходим с большими пакетами.

-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20

Деревянные дома и заборы, вдоль дороги – заросли высокой травы и одуванчиков. Траву не стригут и одуванчики, борясь за солнечный свет, вырастают выше моего пояса. Давно таких не видела. Город производит впечатление живого, на территории Кремля проходят разные мероприятия, выставки оружия, выступления музыкантов. Правда, от самой крепости остался лишь крепостной вал, а деревянный частокол – более позднее сооружение, но с него прекрасный вид на город.

В центре – очень много церквей, многие не действующие и без крестов, но какие-то отреставрированы, где-то идет ремонт. Очень красивый Борисоглебский монастырь. Там еще много работы по восстановлению, но он действующий. Хотя сразу это не понятно: безлюдно, туристы заходят без юбок и платков. Во Введенской церкви – самой ранней постройки монастырского ансамбля, куда мы заглянули – крещение.

Интересно, что Борисоглебский собор в стиле классицизма, с колоннами – заложила Екатерина вторая, которая многие монастыри закрыла.

На меня большое впечатление произвела Надвратная церковь – красавица, глаз не отвести! Высокий шпиль, под ним – смотровая площадка в виде ротонды с колоннами, ниже – колокольня и само здание церкви. На смотровую можно подняться.

-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28
-29
-30

Дальше – к деревянной церкви. Храм Тихвинской иконы Божией Матери, или Старо-Вознесенский храм XVIII века – между тихими улицами с невысокими домиками. Сохнет белье, играют дети, рыжий пес подходит и тычется в колени, дружелюбно обнюхивая. «У меня в огороде порядок!» – слышу обрывок фразы разговора двух бабушек, проходящих мимо.

Возле деревянного храма я надолго зависаю с фотоаппаратом – это первая деревянная церковь, которую я вижу в живую. В XIX веке ее хотели заменить деревянной, но к счастью, потом решили перенести в другое место. Внутри прохладно, высоко на стенах – следы копоти, видимо, раньше здесь висели лампы или лампады. Замечаю, что лампочек или каких-то осветительных приборов нет – только окна, небольшие, но все равно светло. Под потолком – роспись. Замечаю, что все узоры на церковных тканях вышиты золотыми нитками.

Вечером прогулка берегом вдоль реки Тверцы – люди крошат в воду хлеб, приплывает мама-утка с утятами и серые комочки выкатываются на берег, чтобы склевать то, что выбросило из воды волной. Белая голова одуванчика отливает серебром в закатных лучах. Пахнет костром, слышен смех играющих детей. Монастырь, подсвеченный солнцем, смотрит на город.

-31
-32
-33
-34
-35
-36
-37

Вторая часть путешествия здесь.