Найти тему

Цари и их селИ

Как писать (дерево)обрабатывающий, (красно)кирпичный, (Царско)сельский? Почему лесопосадочный, но взлетно-посадочный? Почему кисломолочный, а не кисло-молочный? Чем (варено)копченая колбаса отличается от (сыро)копченой? Учебники и интернет морочат голову. Ответа там нет. Вместо этого увидите таблицы и списки для заучивания.

Решает проверка "скажи иначе". Объясняй сам себе смысл слова. Фруктово-овощной сок – из фруктов И овощей. Сердечно-сосудистая болезнь – сердца И сосудов. Есть союз «И» – есть дефис. А теперь "вагоноремонтный цех": там ремонтируют вагоны. Нет союза «И». Деревообрабатывающий комбинат – там обрабатывают дерево, никакого союза «И». А прядильно-ниточный – есть: там делают пряжу И нитки. Букетно-конфетный – букеты И конфеты, а мелкокалиберный – мелкого калибра. Вот почему у кисло-сладкого яблока есть дефис, а у кисломолочного продукта (из кислого молока) нет. Сырокопченую колбасу коптят сырой, а варено-копченую варят И коптят. Взлётно-посадочная полоса – где взлёт И посадка, а лесопосадочная – где посадка леса.

Это работает, если вы знаете смысл слов. Если нет – тогда не сможете проверить. К сожалению, мы видим, что ученики понимают их значение далеко не всегда. Некоторым трудно удержать в голове даже только что заданный ему вопрос. Что такое "сердечно-сосудистые болезни"? Вместо того, чтобы сказать "болезни сердца И сосудов", учащийся повторяет за нами: "сердечно-сосудистые болезни". Про "сырокопченую колбасу" мы часто слышим, что это "колбаса с сыром". Про "краснокирпичное здание" говорит "красное И кирпичное" вместо "из красного кирпича". Кисломолочные продукты (из кислого молока) у некоторых превратились в просрочку – "кислые И молочные", а "пожароопасная ситуация" – в "пожарную и опасную".

Десятиклассница не понимает, что значит "Царскосельский лицей". Наводящий вопрос, кто там учился, не помог. Смущенное молчание, потом робкий ответ: наверное, цари. Из группы 12 человек помочь ей не смог никто. "Это лицей для царей", " это лицей царский и сельский" и даже "это лицей для царей и селей" – вот ответы, которые мы слышим систематически. Правильный ответ "лицей в Царском селе" – редкость. В течение года мы услышали его всего один раз, а учащихся было много и разных.

Сейчас каникулы. Вы спрашиваете, как заниматься со школьником. Вместо бесполезной писанины развивайте с ним речь и кругозор. Поиграйте в игру. Спрашивайте, как он понимает смысл слов и фраз. Пусть объясняет своими словами, что означает то или иное выражение, цитата, пословица, словосочетание. Вы обнаружите много неожиданного. А в конце августа приходите к нам на обучение. Мы обучим не только этой полезной проверке, но и разовьём внимание, превратим письмо в радость, а не в тяжелую обязанность. А пока применяйте проверку "скажи иначе" всегда, когда не знаете, как писать слово. Грамотно писать помогает осмысленность, а не бездумное заучивание слов по словарю.

Наталья Романова, автор книги "Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей"
Наталья Романова, автор книги "Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей"