Найти тему

Высокогорное скотоводство в Карпатах

Высокогорное скотоводство занимало одно из главных мест в хозяйствах гуцулов, живущих в Карпатах. Летом выпас скота (в первую очередь, овец) проходил на полонинах – огромных естественных горных пастбищах. Долгое время оно было основным средством обеспечения существования гуцулов и влияло на их жизненный уклад. Скот пасли летом сообща. Стада выгоняли на полонины в конце мая – начале июня, а возвращали обычно в конце сентября. Перед выгоном владельцы метили своих овец и стригли шесть. Каждый хозяин имел особую метку: через переднюю часть уха овцы пропускали проволочку, к которой прикрепляли пуговицу или бусинку, выжигали метку на носу. Овец стригли взрослые, а дети сортировали шерсть от ягнят, одногодок, ранее стриженых овец. Выход на полонину сопровождался магическими действиями, которые, по поверьям, должны были оберегать скот от болезней и несчастий, а также обеспечить удачное лето. Хозяин выгонял овец в общее стадо зеленым прутом, который по возвращению домой бросал на то место, где находились овцы. В селах близ Коломыи перед выгоном овец на пороге овчарни клали топор, чтобы овцы, переступившие через него, были крепки как железо.


Выход скота на полонины был значительным событием и проводился в торжественной обстановке. Скот собирали в одном месте и отправляли на выпас в сопровождении шествия. Впереди шли пастухи с трембитами, один или два хозяина, далее шли коровы, волы, овцы, затем лошади с вьюками, где находились одежда, мука, соль посуда. Замыкали шествие собственники скота. Мужчины играли на длинных трубах-трембитах, стреляли, пели веселые песни. К ним по дороге присоединялись хозяева скота из других деревень, и все вместе шли на полонину. Женщины и дети проводили свой скот за село и возвращались домой. Полонинский ход порой продолжался две недели.

Овчарня на полонине, 1960-е гг. УССР, Ивано-Франковская область, Косовский район
Овчарня на полонине, 1960-е гг. УССР, Ивано-Франковская область, Косовский район


Самый главный организатор полонинного выпаса назывался ватаг. Он совместно пастухами заранее подготавливал «стаю» – постройку, где располагались места для отдыха людей и производственные помещения для переработки молока. По прибытию на полонину ватаг открывал дверь стаи, снимал шапку и произносил особую молитву, чтобы изгнать злой дух из стаи, который, по поверьям, мог там поселиться. Затем ватаг кропил стаю святой водой, пастухи били поклон. После этого в стае разжигали костер – «живую ватру», которому приписывали магические свойства: очистительную и охраняющую силу. Ватаг собирал из костра тлеющие угли и бросал в сосуд с водой, которой кропил кошару (помещение для скота) и овец, прибывших на полонину. С помощью головни живой ватры ватаг разводил огонь на подкове, который не должен был погаснуть на протяжении всего пребывания на полонине. Ватаг с горящей головней обходил всю кошару, окуривал постройки и молился. Когда овцы прибывали на пастбище, их считали и делали замер надоев. Количество скота обозначали зарубками на деревянном бруске. Другим бруском измеряли количество надоенного молока, опуская его в сосуд с молоком и делая зарубку. Первый выгон овец на пастбище после дойки сопровождался обычаем: ватаг или старший овчар шли впереди стада и делал три выстрела в воздух в направлении движения, затем бросал пистоль на землю и через него переходили овцы. В это время пастухи играли на музыку на трембитах, свирелях-флуэрах или рожках из рогов. Сегодня на Гуцульщине праздник выхода на полонину проходит также с большим размахом: жители одеваются в традиционную одежду, организуется ярмарка, играют народные инструменты.

Стадо овец на полонине, 1960-е гг. УССР, Ивано-Франковская область, Косовский район
Стадо овец на полонине, 1960-е гг. УССР, Ивано-Франковская область, Косовский район

Автор текста: научный сотрудник отдела этнографии народов Беларуссии, Украины и Молдавии, Дьякова Елена Васильевна