Здравствуйте, уважаемые читатели нашего журнала Рыбалка GROUP. Несколько лет назад мы обзавелись обычным грузовым бортовым прицепом, на котором зимой на рыбалку ездит мотобуксировщик с санями. А вот летом начала ездить и ПВХ лодка. В чем, на мой взгляд, преимущества такого подхода?
Проведя на воде с удочкой и спиннингом уже более пятидесяти лет и опробовав за это время не один десяток самых разных по размерам и по своему «функционалу» корпусов, могу признать, что лодок универсальных не существует.
Каждый вид рыбалки требует своей лодки. Для ночных погонь за судаком наиболее оптимальным и удобным будет небольшой катер с рубкой – убежищем, где члены команды могут по очереди отдыхать. А вот если в приоритете – рыбалка одним днём, то вполне подойдёт и лодка из ПВХ материалов.
Именно такую однодневную рыбалку я и практикую. Едем на неё вдвоём или втроём. Попробовав несколько разных лодок, в итоге пришли к тому, что самым оптимальным вариантом будет лодка с НДНД (надувным днищем низкого давления). В однодневной поездке приходится «учитывать» каждую минуту, и процесс быстроты сборки/разборки, а также и погрузки, выходит на первый план.
Несколько лет назад обзавелись обычным грузовым бортовым прицепом, на котором зимой на рыбалку ездит мотобуксировщик с санями. А летом попробовали возить и ПВХ лодку. В чём, на мой взгляд, преимущества такого подхода?
Потом попробовали и таких же размеров НДНД. Да и этот Альтаир 420НД со всеми комплектующими до перегрузки на прицеп я тоже вёз на заднем сиденье. Это к пониманию реального транспортировочного объёма лодки.
Почему же всё-таки именно 420-й? Здесь хочу привести несколько моих личных мотивов.
Так как на рыбалку, как уже говорил, ездим, минимум, вдвоём, то задача №1 – носимость.
62 кг, если в одном кульке, то достаточно тяжело, несмотря на различные ручки и стропы, пришитые к упаковочной сумке. А вот если места разделить – «шкура» отдельно, а усиленные банки с накладками и сумками, плюс вёсла, плюс насос и ремкомплект – отдельно, – то всё становится вполне подъёмным.
А уже на прицеп, где нет ограничений по высоте и по объёму, да с аппарелями и с возможностью просто задвинуть свёрток по гладкой поверхности пола, совсем несложно. Для эксперимента даже попробовал всё сделать в одно лицо. Получилось, хотя и тяжеловато.
А вот уже накачанную лодку, с установленными на ликтросах банками, за штатные ручки в носу и на концевиках вдвоём можно унести и на 5-10, и даже на 20-30 метров без помощи транцевых колёс. Сбросить её на воду, заякорить /пришвартовать, а уже потом вешать мотор и складывать всё снаряжение.
Критерий №2. Это форма и, самое главное – диаметр баллона.
Для Ладоги, я считаю, «безопасный» диаметр начинается с цифры 500 мм, а здесь целых 530! На форштевне крутого подъёма формы баллона нет, но если ходить против ветра и волны до 0,7 метра (на большей волне испытать пока не удалось), то всё получается почти без брызг, особенно, если немного сдвинуть носовую банку «матроса» чуть ближе к корме.
Критерий №3. Размер кокпита…
Исходил из того, чтобы было удобно ловить на поплавок втроём. Теоретически можно каждому поставить по банке. Длины ликтроса вполне хватит, чтобы оборудовать три «рабочих» места и не толкаться локтями. Но на практике в лодке вполне комфортно и безопасно сидеть и на баллоне. Высота кокпита это сделать легко позволяет. Уровень установки банок более 400 мм.
Если едем вдвоём, то под банками довольно много места, чтобы разместить некоторые вещи и сумки даже в два ряда. А в носовой части кокпита получается просто огромная «поляна», на которой расположено снаряжение, которое не требуется в процессе рыбалки.
Одну из рыбалок решили провести в два дня и без причаливания к берегу. Длины кокпита в 3100 мм при ширине 960 мм вполне хватило, чтобы нормально разместиться на ночлег. При этом рыболовные коробки были выставлены на сдвинутые банки, зачехлены полиэтиленом и подстрахованы резиновым жгутом. А мы, укрывшись одеялами, свободно разместились на палубе.
Критерий №4. Форма и вынос концевиков.
В отличие от других производителей, на этом корпусе концевики не смотрятся большими. И было некоторое опасение, как лодка будет передвигаться на попутной волне. Не будет ли догонной волной переливать через транец?
Но волнения оказались напрасными, корма легко подвсплывала, и у воды не было шансов. Хотя мы ходили, когда на транце висел Меркури 5 л.с. весом чуть более 20 кг. Но думаю, что запаса воздушного объёма и плавучести в концевиках вполне хватит, чтобы нести мотор и 50 кг весом.
Хотя на тестах лодку «гоняли» под разными моторами и, понятное дело, под 15 л.с. она поехала заметно веселее. Но мы выбрали 5 л.с., исходя из удобства переноски. На однодневной рыбалке поездка была совсем недалеко от места спуска лодки. А вот когда предприняли вояж на пару дней, то до места лова было почти 15 км.
Пятёрка лодку с полной загрузкой разгоняла до 11 км/час. Для кого-то это может быть и очень долго, но за созерцанием просыпающейся природы и за разговорами о предстоящей рыбалке эти полтора часа пролетели незаметно. В пути у того, кто «не в руле», есть отличная возможность немного отдохнуть, расположившись в носу. Надо лишь грамотно разложить вещи и подготовить себе место.
О чём подумалось, пока ходили на этой лодке?
Если сравнивать с пайольными конструкциями, то вес лодки Альтаир 425 НД даже меньше, чем у 380-х с пайолом. А это значит, что и мотор совсем не обязательно ставить предельно допустимой мощности в 30 л.с. Вполне можно обойтись и 15-20 силами с тем же результатом. Если не задаваться целью гонок.
Такой размер кокпита позволяет, разместив больше снаряжения и запасов, превратить лодку в крейсер –вполне автономную конструкцию. И уже в развитие этой темы можно порекомендовать и небольшой тюнинг. На мой взгляд, первыми шагами в этом направлении могут быть носовой тент и некоторое подобие стояночного, что-то типа комби или трансформера. Под ним можно комфортно переночевать или переждать непогоду.
И в дополнение – набор всевозможных приспособлений, крепящихся на ликтрос (УКБ), с помощью которых можно фиксировать и держатели для спиннинга, и различные сумки/контейнеры вдоль борта, разнообразные столики, в том числе, и для навигационной техники.
Несколько дней, проведённых на борту лодки в разных по характеру рыбалках, позволяют говорить о том, что её конструкция как нельзя лучше пригодна для этих целей. Причём как для относительно статичной ловли на поплавок, так и для достаточно динамичной на разные виды спиннинговой рыбалки.
И даже относительно небольшие трудовые и финансовые вложения позволят создать весьма универсальное и функциональное плавсредство, что называется, ПОД СЕБЯ, с большим потенциалом и для любых акваторий.
Автор: Владимир Колгин
Друзья а как вы считаете есть универсальная лодка, и что для вас в приоритете, проводя время на борту лодки?