Начнем разговор о группе Steamhammer с оговорки. Дело в том, что я о них уже писал, причем пару раз, и относительно недавно. А думаю и помню всю жизнь. И, само собой, эти мысли не имеют ничего общего с линейным осмыслением младшей классики британского рока. Просто интересно следить, кого еще заденет паровой молот, как это вышло со мной, когда я услышал Junior's Wailing в сборнике с обложкой зеленого цвета. К сожалению без прелюдии дождя или горной реки, с которой начинается большая пластинка.
Почти у каждого солиста и состава был свой дубль, а то и близнец, чье творчество оценивали, как правило, положительно – «еще лучше», «понятно, почему зажимают», «а мне такие больше нравятся».
Первым вспоминается «нормальный Азнавур» – бельгиец Марк Арьян, чьи песенки больше устраивали советских любителей франкоязычной эстрады отсутствием азнавуровской драматургии. У Тома Джонса был Тони Кристи, который пел ничем не хуже, но более сдержанно. Не перед вами, а «откуда-то» доносился его голос, очень знакомый и страшно похожий на кого-то, кто уже успел вам поднадоесть.
Впрочем, мы сегодня собрались не для выявления эстрадных доппельгангеров.
Гордый человек мог обозвать Steamhammer «Джетро Таллом» для бедных. Присутствие флейты на месте губной гармоники перекликается с блюзовой основой This Was. И хотя музыка Steamhammer сделана технично и прочно, она лишена эффекта манифестации в библейском или сказочном смысле. Она доносится со стороны, играет в окне второго этажа, за перекошенной дверью сквозного подъезда, в кабине фургона, гниющего на спущенных шинах не первый год.
И совершенно непонятно, кто так играет – голландцы, скандинавы, а то, глядишь, и поляки с западным вокалистом. А между тем вклад музыкантов Steamhammer в области британского рока весьма весом и разнообразен. В составе группы оказалось сразу два Мартина – Квиттентон и Пью. Оба первоклассные гитаристы, чье умение сыграть что и как надо в нужном месте хотя бы частично компенсирует житейские и финансовые неудачи этих замечательных людей.
Квиттентон, Пью и, пожалуй, Робби Блант по праву входят в первую тройку востребованных, но не воспетых должным образом гитаристов своего времени. Плюс, разумеется, Генри МакКаллог.
Квиттентон и Пью слышны в альбомах раннего Стюарта, которые без участия этих виртуозов вряд ли звучали бы столь впечатляюще и по сей день.
Полубезумный отшельник Квиттентон вплетает в шершавую мешковину этих записей мертвые узлы барокко и блюграсс.
Робби Блант, коль мы о нем вспомнили, помог вернуть крупицу былого блеска потускневшему Роберту Планту, обезболив превращение легенды в миф своей неповторимой игрой на трех дисках некогда великого вокалиста.
В наших очерках мы регулярно отмечаем «анонимность» в числе достоинств тех или иных исполнителей или произведений.
Камуфляжем оригинальности, делающим Steamhammer группою-невидимкой, служило скудное оформление обложек. На фоне шедевров Роджера Дина они имели вид дешевых переизданий, маскируя содержимое с риском, что его вообще никто так и не заметит, не оценит, не прорекламирует.
Приведу свежий пример. На рождество у меня гостила чета моих сверстников, я отсутствовал, но у них был свободный доступ к пластинкам – добро пожаловать в дом с привидениями. Сильнее всего мой старинный приятель, очень искренний и типичный семидесятник, отреагировал на музыку Steamhammer. Без подсказки, что в данном случае немаловажно.
Разнообразие часто не восхищает, а дезориентирует слушателя, озабоченного поиском надежных кумиров. Разброс членов Steamhammer по различным проектам и жанрам ставит эту кузницу музыкальных кадров в один ряд с Bluesbreakers и Fleetwood Mac.
Все три состава аккомпанировали столпам американского блюза. Мac помогал Эдди Бойду. Услугами «Стимхеммера» пользовался грузный Фредди Кинг – самый «белый» из трех блюзменов под одной фамилией. Интонация и одна вещь Эдди Бойда присутствуют на дебютном диске Steamhammer.
Эпилогом коллективного творчества стал проект с подходящим названием Armageddon. Одна из множества зыбких «супер-групп», собираемых шестидесятниками в надежде доказать свою состоятельность новому поколению.
Единственный диск «Армагеддона» не вылинял и не разрядился. Точнее, он устарел чисто хронологически, без потери качества, разделив судьбу аналогичного замысла Randy California. В темной цепи, объединяющей Blue Cheer и Budgie с Моторхедом, «Армагеддон» представляет самое темное и зловещее звено. Хотя неприметная гибель Кита Релфа едва ли тянет на сенсацию и способна претендовать на посмертный культ.
Параллельно шумному «Армагеддону» бывший вокалист группы Кайрен Уайт выпустил тишайший сольный диск, который я бы сравнил с такою же пластинкой Генри МакКаллога.
Я узнал о нем также в семплере новинок лейбла Gull, где рядом с малоизвестными Джудас Прист подвизался забытый Артур Браун. Середина семидесятых – помесь инкубатора с богадельней, где тогдашние «бывшие» отбивают хлеб у «бывших» будущих. Смех и грех.
Скромный, но гипнотически-членораздельный цикл из десяти песен в духе Джесси Коллина Янга.
Speech – последний альбом поредевшей группы перед «Армагеддоном» – останется за рамками сегодняшней беседы. В двух словах – это, скажем так, итало-американский запоздалый прогрессив, напоминающий мало популярные Passages не за это любимой группы Bloodrock.
Помимо Bloodrock вспоминаются и поздние диски Frijid Pink, и даже безразмерный в плане участников Jefferson Starship. То есть, по извилистым критериям «Бесполезных ископаемых», это не минус, а призыв к постижению того, чем пренебрегали до вас люди, не способные мыслить самостоятельно.
Помимо Jethro Tull сверху, у Steamhammer был и свой «стимхеммер для бедных» – в лице ранних Status Quo, чей перехват Junior's Wailing напоминает такой же перехват Hear Me Callin' молодчиками Нодди Холдера.
Безусловное обаяние блюзовых квадратов, приправленных флейтой престижного крысолова, чье имя – Гарольд МакНеир, хорошо известное ценителям европейского джаза, заслонило неприметную красоту двух более серьезных альбомов. Чтобы оценить степень коррозии, оба эти полотна следовало бы расчехлить. К счастью, сделать это пока еще не поздно.
В числе временных союзников и попутчиков фигурируют Пит Сиэрс, Бобби Колдуэлл, англо-американский экипаж Captain Beyond и многие другие.
Несмотря на свойственное современникам единообразие, наследие этих групп с годами принимает четкий вид музыкальной школы, нашпигованной сюрпризами замедленного действия, которые когда-то казались набором клише.
Четыре тома эпопеи Steamhammer – настоящий кладезь для тех, кто предпочитает стремление к истине обладанию истиной в готовом виде. Начните с последнего.
👉 Бесполезные Ископаемые Графа Хортицы
Telegram I Дзен I «Бесполезные ископаемые» VK