Найти в Дзене
ВТБ Страна

В чем феномен Жака-Луи Давида? Художник потрясений и революций

Жак-Луи Давид (1748—1825) — один из главных художников Франции, творчески мощный и стилистически выдержанный. Он зафиксировал революционное время в чётких, ясных композициях и галерее отличных портретов.

«Автопортрет с тремя воротниками», Жак-Луи Давид, 1795 год
«Автопортрет с тремя воротниками», Жак-Луи Давид, 1795 год

Сегодня в массовом сознании закрепился образ Франции как «романтичной» страны, но в искусстве куда основательнее выглядит французский классицизм, который принято романтизму противопоставлять. Композиционная строгость, выверенные формы и безупречная техника дают классицизму устойчивость: стиль давно не самый модный, но у него всегда есть чему поучиться.

И Жак-Луи Давид считается столпом классицизма: его принято вместе с Франсиско Гойей считать родоначальником всего нового искусства (за ними последовали реализм и импрессионизм), но если Гойя был бунтарём, черпавшим фактуру в иррациональном, то Давид мыслил в традиционной системе художнических координат. Учился в Академии, ездил в Италию, прилежно изучал античное искусство, Рафаэля и Караваджо — как и многие его коллеги. Но, кроме восприимчивости к древнему, Давид умел тонко перевести актуальные события на язык по-античному простых и сильных образов — и не быть при этом смешным или архаичным. Его работы на фоне многих классицистов выглядят «голыми», суровыми — и за счёт этого смотрятся честнее.

«Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами», 1799 год
«Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами», 1799 год

Согласитесь, сейчас нам неловко смотреть картины, изображающие, скажем, Екатерину II в образе Минервы и подобные аллегории, хотя они тоже сделаны по канонам классицизма. Давид занимался вовсе не таким. Он жил и работал в революционной и наполеоновской Франции, при этом его взгляд — будто «над схваткой», и эта прозрачность даёт вневременность его работам.

«Клятва Горациев», Жак-Луи Давид, 1784 год
«Клятва Горациев», Жак-Луи Давид, 1784 год

Посмотрите, например, на «Клятву Горациев» (1784): это кровавый сюжет из римской истории, в котором сошлись пламенная доблесть и патриотизм. Заказывал картину ещё король Людовик XVI, Давид писал её в Риме, и на родине она принесла ему грандиозный успех. В «Горациях» есть сильная композиция, формы, написанные со знанием полотен Караваджо, и меткая параллель патриотического порыва братьев-римлян с революционными настроениями французов.

«Смерть Марата», Жак-Луи Давид, 1793 год
«Смерть Марата», Жак-Луи Давид, 1793 год

После революции талант Давида расцвел, в 1793 году он создал шедевр – «Смерть Марата». В культовой картине сочетается конкретно-документальное и символическое, это уже не отвлеченный сюжет из римской истории, а современник-революционер. Более того, Марата закололи, когда он лежал в ванне, — Давид так его и написал, показал даже кожную болезнь революционера. У этой картины особая история: известно, что Давид был у Марата накануне его гибели, застал его сидящим в ванне (процедуры прописали врачи) и разбирающим письма. Эта сцена поразила художника, и после убийства он решил написать Марата именно так.

Нам могла бы показаться нелепой обмякшая фигура в чалме, но художник смог сделать образ притягательным, почти монументальным. Во-первых, ванна показана не целиком, а видимая часть задрапирована, так что при беглом взгляде мы не придаем значения, где именно лежит герой. Во-вторых, натуралистические детали встречаются с классицистическим (и значит — следующим античному) видением тела, мёртвый Марат напоминает фигуру Христа с композиции «Положение во гроб» — обратите внимание, как похоже выглядят торс, рука и голова Иисуса на одноимённой картине Караваджо 1603 года. Тут же мы видим ещё бумагу, перо, чернильницу — опять конкретные детали, но их немного, они не загружают полотно. Про свет, технику живописи и композиционные отсылки в «Смерти Марата» можно говорить долго — все-таки это абсолютный шедевр.

Многие знают автопортрет Давида 1794 года — лаконичный образ на нейтральном фоне, в глазах и повороте головы читается нерв, готовность к действию. Этот портрет Давид написал в тюрьме Люксембургского дворца, куда его отправили после термидорианского переворота. Впрочем, потом художника выпустили.

В 1797 году он впервые встретился с генералом Бонапартом и тогда же решил, что хочет его писать. Самый известный портрет Наполеона кисти Давида — «Переход Бонапарта через перевал Гран-Сен-Бернар» (1801). Это не типично давидовская вещь, в ней много движения и ветра: в складках плаща, конской гриве. В портрете есть призвук романтизма — что, конечно, не отменяет выверенности пропорций и композиции.

Наполеон сделал Давида первым живописцем империи, и после падения императора и реставрации королевской власти художника ждало пожизненное изгнание — он ведь голосовал за казнь Людовика XVI. Давид знал, что ему могут разрешить вернуться во Францию, но не пошёл на это. Последние десять лет художник жил в Брюсселе, и его поздние композиции («Марс, обезоруживаемый Венерой и грациями», 1824) неожиданно тяжелы, даже избыточны. Парадокс, но, впервые за много лет оказавшись вне воронки истории, Давид не находил больше действительно сильных образов.

«Марс, обезоруживаемый Венерой и грациями», Жак-Луи Давид, 1824 год
«Марс, обезоруживаемый Венерой и грациями», Жак-Луи Давид, 1824 год

Влияние Давида на искусство легко недооценить, ведь он считается классицистом, а живучесть этого стиля можно списать на академическую традицию. Тем не менее в его бескомпромиссности, если не сказать живописной аскезе — и на фоне Гойи, и других классицистов, и романтиков, есть художническое величие и, как ни странно, предчувствие будущего. В реализме, который появится во Франции позже, будут заметны «уроки» Давида.

Увидеть вживую картины Жака-Луи Давида вы можете в основных экспозициях ГМИИ имени А.С. Пушкина и Государственного Эрмитажа. С обоими музеями банк ВТБ связывают давние партнерские отношения.

Текст: Анастасия Семенович

Материалы по теме: