Возвращаюсь к молодым художникам во главе с Иваном Крамским, о которых мы говорили в статье: "Почему Павла Федотова называли "Гоголем в красках", и о чем знал Крамской?".
Осенью 1863 года они бросили вызов самому могущественному учреждению художественной жизни России. Чем закончился "бунт"? Художники остались без средств к существованию. Они были обязаны освободить мастерские, принадлежавшие Академии, и теперь им было негде не только работать, но и жить. Нередко для учащихся Академии мастерская была единственным жильём.
Как они будут выживать, знал Крамской. Он организуют своего рода коммуну по Чернышевскому. Её прообраз - это крестьянская община из романа "Что делать?". Итак, они снимают гигантскую квартиру на на 17-й линии Васильевского острова и поселяются там все вместе. В квартире были не только жилые комнаты, но и три большие общие художественные мастерские, в каждой из которых могли одновременно работать несколько человек. Художники объявляют, что принимают заказы на живописные работы всякого рода, утверждают устав и создают "общую кассу", в которую идут: 10 % с каждой проданной картины и 25 % от совместно выполняемых работ. Так образуется знаменитая Артель Крамского, которая знаменует собой наступление нового времени в русском художественном сознании.
Конечно, мы прекрасно понимаем, что такая коммуна долго продержаться не могла. Она была замечательной первые годы. Постепенно доходы Артели росли, в начале 1866 года артельщики даже переехали в престижный район Адмиралтейской площади. Но дальше молодые художники женятся, обзаводятся семьями, общая кухня...
Вот что писал об этом Илья Репин: "В Артели начались какие-то недоразумения. Сначала это были семейные нелады между жёнами артельщиков, кончившиеся выходом двух членов. Один из членов Артели попал под особое покровительство Академии и имел в перспективе поездку за границу на казённый счёт. Крамской нашёл в этом поступке товарища нарушение их главного принципа: не пользоваться благодеяниями Академии одному, так как решено было при выходе из Академии держаться товарищества и не идти на академические приманки в розницу. Он подал товарищам письменное заявление и требовал, чтобы они высказались, как они смотрят на такой поступок. Товарищи ответили уклончиво, молчанием".
Идея полной коммуны не выдержала испытание временем и жизнью. К концу 60-х годов начинается кризис Артели художников.
Но как раз в это время, в 1869-м году, из заграничного пенсионерства в Москву возвращается Николай Николаевич Ге. В его голове рождается идея совершенно новой формы. Это идея передвижных выставок, которой он заражает некоторых московских художников, а затем приезжает с ней в Петербург. Распадающаяся Артель перестала существовать, но её место тотчас заняла новая организация. Мы её прекрасно знаем, это "Товарищество передвижных художественных выставок", которому довелось сыграть огромную роль в русской живописи второй половины XIX века. Но об этом разговор будет в следующий раз. Подписывайтесь, чтобы не пропустить. Не забудьте поставить лайк, если статья понравилась. Пока пока.