Найти в Дзене

Остались без средств к существованию и решили жить вместе. Как в России создавалось первое объединение художников - Артель

Групповая фотография участников Артели художников 1863 года (Яндекс.Картинки)
Групповая фотография участников Артели художников 1863 года (Яндекс.Картинки)

Возвращаюсь к молодым художникам во главе с Иваном Крамским, о которых мы говорили в статье: "Почему Павла Федотова называли "Гоголем в красках", и о чем знал Крамской?".

Осенью 1863 года они бросили вызов самому могущественному учреждению художественной жизни России. Чем закончился "бунт"? Художники остались без средств к существованию. Они были обязаны освободить мастерские, принадлежавшие Академии, и теперь им было негде не только работать, но и жить. Нередко для учащихся Академии мастерская была единственным жильём.

"Автопортрет" Иван Николаевич Крамской 1874 год (фрагмент, Яндекс.Картинки)
"Автопортрет" Иван Николаевич Крамской 1874 год (фрагмент, Яндекс.Картинки)

Как они будут выживать, знал Крамской. Он организуют своего рода коммуну по Чернышевскому. Её прообраз - это крестьянская община из романа "Что делать?". Итак, они снимают гигантскую квартиру на на 17-й линии Васильевского острова и поселяются там все вместе. В квартире были не только жилые комнаты, но и три большие общие художественные мастерские, в каждой из которых могли одновременно работать несколько человек. Художники объявляют, что принимают заказы на живописные работы всякого рода, утверждают устав и создают "общую кассу", в которую идут: 10 % с каждой проданной картины и 25 % от совместно выполняемых работ. Так образуется знаменитая Артель Крамского, которая знаменует собой наступление нового времени в русском художественном сознании.

Иван Крамской "Собрание Артели художников" 1860-е годы (Яндекс.Картинки)
Иван Крамской "Собрание Артели художников" 1860-е годы (Яндекс.Картинки)

Конечно, мы прекрасно понимаем, что такая коммуна долго продержаться не могла. Она была замечательной первые годы. Постепенно доходы Артели росли, в начале 1866 года артельщики даже переехали в престижный район Адмиралтейской площади. Но дальше молодые художники женятся, обзаводятся семьями, общая кухня...

Вот что писал об этом Илья Репин: "В Артели начались какие-то недоразумения. Сначала это были семейные нелады между жёнами артельщиков, кончившиеся выходом двух членов. Один из членов Артели попал под особое покровительство Академии и имел в перспективе поездку за границу на казённый счёт. Крамской нашёл в этом поступке товарища нарушение их главного принципа: не пользоваться благодеяниями Академии одному, так как решено было при выходе из Академии держаться товарищества и не идти на академические приманки в розницу. Он подал товарищам письменное заявление и требовал, чтобы они высказались, как они смотрят на такой поступок. Товарищи ответили уклончиво, молчанием".

Идея полной коммуны не выдержала испытание временем и жизнью. К концу 60-х годов начинается кризис Артели художников.

Товарищество передвижных художественных выставок, фотография 1888 года (Яндекс.Картинки)
Товарищество передвижных художественных выставок, фотография 1888 года (Яндекс.Картинки)

Но как раз в это время, в 1869-м году, из заграничного пенсионерства в Москву возвращается Николай Николаевич Ге. В его голове рождается идея совершенно новой формы. Это идея передвижных выставок, которой он заражает некоторых московских художников, а затем приезжает с ней в Петербург. Распадающаяся Артель перестала существовать, но её место тотчас заняла новая организация. Мы её прекрасно знаем, это "Товарищество передвижных художественных выставок", которому довелось сыграть огромную роль в русской живописи второй половины XIX века. Но об этом разговор будет в следующий раз. Подписывайтесь, чтобы не пропустить. Не забудьте поставить лайк, если статья понравилась. Пока пока.