Найти в Дзене
Морская коллекция

Легкие крейсера. Быстроходные минные заградители. Большая Средиземноморская охота. "Эбдиэл"

Оглавление

Построив шесть быстроходных минных-заградителей как раз к войне, британцы на сто процентов угадали нужный формат. Трудно найти более востребованные корабли Королевского флота, которые отправляли на боевое задание, сняв с приемных испытаний, а затем отдых давали только на период ремонта.

Сегодня речь о первой четверке этих по-настоящему героических крейсеров.

Создание и технические особенности конструкции-здесь:

Легкие крейсера. Быстроходные минные заградители. Борзые Черчилля. "Эбдиэл"

На этих самых быстроходных кораблях Королевского флота удержалась оборона Мальты, ключевого форпоста британцев в Средиземноморье. Как известно, судьба этой крепости несколько раз зависела от своевременного получения грузов-горючего, запчастей, боеприпасов и продовольствия, летчиков и техников.

Кроме того, минные постановки, которые эти минзаги выставляли быстро и почти всегда незаметно, наносили противнику значительный ущерб, особенно в закрытой акватории Средиземного моря. Головной крейсер проекта, Abdiel, вообще практически личный враг Супермарины- на его счету 5 эсминцев ("Карло Мирабелло" 21.05.1941, "Корсаро" 9.01.1943, "Саэтта" 3.02.1943, "Ланцеротто Малочелло" и "Аскари" 24.3.1943), 2 миноносца ("Урагано" 3.02.1943, "Чиклоне" 7.03.1943), 1 канонерская лодка ("Пеллегрино Маттеуччи" 21.05.1941), еще 1 эсминец ("Маэстрале" 9.01.1943) получил тяжелые повреждения и не восстановлен; на его минах погибли как минимум 2 немецких транспорта ("Марбург" и "Кибфельс" 21.05.1941) и, возможно, германский торпедный катер (S-35 28.02.1943).

Согласно подсчетам британского историка Тома Бёртона, быстроходные минные заградители «Эбдиэл», «Мэнксмэн» и «Уэлшмэн» в сумме выставили в Тунисском проливе 1712 мин в 11 заграждениях; их жертвами стали 4 эсминца, 3 миноносца, 1 корвет, 1 торпедный катер, 5 транспортов (общей вместимостью 15 081 брт) и 4 небольших единицы, еще 1 эсминец, 2 тральщика и 1 транспорт (6015 брт) получили повреждения.

Активная боевая деятельность не пощадила и сами героические корабли. Хотя им пришлось повоевать на Индийском и Тихом океане, но основным ТВД для них остался Средиземноморский. Здесь и погибли три из четырех кораблей первой серии, а четвертый, из-за тяжелейших повреждений, вернулся на службу уже после прекращения военных действий. Зато прослужил до 1971 года, да и то списали из-за пожара.

Первым погиб Latona 25 октября 1941 у побе­режья Ливии от прямого попадания бомбы на загруженную грузом боеприпасов палубу. Manxman в конце 1942 года получил торпеду от немецкой подлодки и больше в войне не участвовал. Немецкая подлодка 1 декабря 1943 потопила Welshman, 10 сентября 1943 у Таранто, подорвавшись на мине, погиб Abdiel.

-2

1-я группа:
“Abdiel”       погиб 10.9.1943 у Таранто, подорвавшись на мине.
“Latona”      25.10.1941 у побережья Ливии получил попадание одной бомбы среднего калибра, вызванный ею пожар привел к взрыву перевозимых боеприпасов и корабль затонул
“Manxman” поврежден в 1942 г. торпедой и вышел из строя более чем на 2 года. Исключен в 1971
“Welshman” потоплен торпедой герм. ПЛ U-617 1.2.1943 у побережья Ливии.

2-я группа:
“Apollo”   Исключен в 1962
“Ariadne” Исключен в 1965

Водоизмещение: 1 группа 2750 тонн (стандартное), 4000 тонн (в полном грузу), 2 группа 2650 тонн (стандартное), 4100 тонн ( в полном грузу).
Размерения: 1 группа длина 129,7м, ширина 12,19 м, осадка 4,65 м, 2 группа длина 127,5 м, ширина 12,2 м, осадка 4,93 м.
Двигатели: 4 Адмиралтейских котла, 2 турбины "Парсонса" с зубчатой передачей, 72000 л.с. 1 группа: проектная скорость хода 39,75 узла (в условиях нормальной эксплуатации 36 узлов). 2 группа: проектная скорость хода 36 узлов (в условиях нормальной эксплуатации 34,7-35,3 узла).
Дальность плавания. 1 группа: 4000 миль со скоростью 15 узлов, 1050 миль со скоростью 36 узлов (по другим данным, дальность плавания со скоростью 15 узлов была равна 5500 миль). 2 группа: 4100 миль со скоростью 10 узлов, 4600 при скорости 15 узлов, 1200 миль при скорости 35 узлов (по другим данным, при скорости 15 узлов 5000 миль).
Запас топлива. 1 группа: 690 тонн (мазута), 60 тонн (дизельного топлива). 2 группа: 800 тонн (мазута), 60 тонн (дизельного топлива).
Вооружение:
1 группа: 6 102-мм универсальных орудий Mark XVI на спаренных установках HA / LA Mk.XIX в двух двухорудийных линейно-возвышенных башнях на носу и одной в корме.
Малокалиберная зенитная артиллерия - одна 4-х ствольную 40-мм автомататическую установку системы Пом-пом Mk.VIII на установке Mk.VII , 8 12,7-мм пулемётов системы "Виккерса"Mk.I
Минное вооружение : 150-156 мин заграждения (в зависимости от типа), противолодочное вооружение — 15 малых глубинных бомб, радиоэлектронное вооружение : гидроакустическая станция АСДИК, радиолокационные станции 286 (наблюдения за воздушной и морской обстановкой) и 285 (управления огнём).
2 группа.
1) 4 102 мм орудия МК XVI — две двухствольные установки, одна на баке, вторая на юте.
2) Малокалиберная зенитная артиллерия: одна 4-х ствольная 40 мм установка "Бофорса" на стабилизированном лафетах "Хоземайер", 12 20-мм автоматов системы "Эрликон" (6 двухствольных установок).
3) Минное и противолодочное вооружение как у первой группы.
4) Радиоэлектронное вооружение. На "Ариадне" станции 272 и 291 (наблюдения за воздушной и морской обстановкой) и 285 (обнаружение надводных целей), на "Аполло" станции 276 (обнаружения надводных целей), 291 и 285.
Экипаж: 1 группа 236 человек, 2 группа 257 человек.
Вскоре после вступления в строй корабли 1 -и группы получили допол­нительно 4 "эрликона", впоследствии их число довели до 8, а 12,7-мм пулеметы сняли.
На кораблях 2-й группы число "эрликонов" к началу 1945 г. достигло 10 ("Ariadne") и 14 ("Apollo"). Летом того же года все "эрликоны" замени­ли на 5 и 6 одноорудийных 40-мм "бофорсов" соответственно.

-3

HMS Abdiel M39

Головной крейсер проекта был заложен 29 марта 1939 года на верфи "Дж. Самуэль Уайт" в Кауэс, спущен на воду 23 апреля 1940 года, вошел в состав флота 15 апреля 1941 года. Испытания только что построенного корабля были прерваны 22 марта 1941 года приказом немедленно начать установку мин на пути прорыва германских линкоров «Шарнхорст» и « Гнейзенау» из Бреста в Бискайском заливе. Вместе с эсминцами Intrepid , Impulsive и Icarus под прикрытием HMS Kipling, HMS Kelly, HMS Jackal, в ходе операций «GV», «GX» и «GY» 23 и 28 марта он выставил мины в районе Little Sole Bank и в 40 милях к юго-западу от Бреста .

В апреле крейсер пытались вернуть на испытания, но очередным приказом его включили в состав соединения (крейсер Dido и эсминцы Kelly , Kipling , Kelvin , Jackal и Jersey), предназначенного к отправке в Средиземноморье. Перед отправкой корабли загрузили военными грузами для Мальты.

В ходе операции «Данлоп» с 24 по 28 апреля 1941 года крейсера Dido , Abdiel и эсминцы Janus , Jervis и Nubian успешно разгрузились на Мальте и перешли в Александрию.

HMS_Abdiel_1941
HMS_Abdiel_1941
HMS Abdiel (на заднем плане) и линкор HMS Barham в море.операции «Тайгер» 6-12 мая 1941 г. или при выходе на минную постановку 20 мая 1941 г.
HMS Abdiel (на заднем плане) и линкор HMS Barham в море.операции «Тайгер» 6-12 мая 1941 г. или при выходе на минную постановку 20 мая 1941 г.
-6
HMS _Abdiel_ во время перехода в открытом море на большом ходу, март 1941 года
HMS _Abdiel_ во время перехода в открытом море на большом ходу, март 1941 года

21 мая 1941 года Abdiel выставил 150 мин у мыса Дукато (о. Лефкас в Ионическом море). Постановка оказалось очень удачной- в тот же день на поставленных минах подорвались и затонули эсминец Carlo Mirabello (1840 тонн), канонерская лодка Pellegrino Matteucci итальянского флота, а также немецкие транспорты Kybfels ( 7764 GRT ) и Marburg (7564 GRT), на которых перевозились части 2-й танковой дивизии из греческого города Патры в итальянский порт Таранто .

Крейсер принял участие в вывозе остатков английских войск после поражения в Критской операции. Ночью с 26 на 27 мая вместе с эсминцами HMS Hero и HMAS Nizam он вывез с острова 800 британских солдат. В ночь на 1 июня вместе с легким крейсером Phoebe и тремя эсминцами было вывезено 4000 солдат. Хотя в это время он ставил и минные заграждения, но в основном был востребован как быстроходный транспорт.

После эвакуации Крита крейсер вместе с однотипным "Латоной" занимался снабжением осажденного Тобрука из Александрии.

После вступления в войну Японии в декабре 1941 года быстроходный крейсер перебросили на усиление в Коломбо. В конце января 1942 года он успел поставить семь минных заграждений у Андаманских островов ( 326 мин) и ...1 февраля сел на мель. В результате погнутый правый винт смогли починить только в Англии. На этом восточная командировка и закончилась.

После ремонта крейсер вернулся в Средиземноморье, где союзные войска загнали немцев и итальянцев в Тунис. Снабжение группировки стало большой проблемой для фашистов.

В период декабря 1942-апреля 1943 года крейсер использовался по прямому назначению-вместе с однотипным Welshman и подводным минзагом Rorqual он выставил в Сицилийском проливе около 2000 мин. Мин не хватало, не успевали возить из Англии, но крейсер не стоял без дела, его использовали для снабжения Мальты.

9 мая 1943 года на минах, выставленных крейсером на коммуникации снабжения группировки немецко-итальянских войск в Северной Африке подорвался и затонул итальянский эсминец Corsaro (1645 тонн), а эсминец Maestrale (1440 тонн) получил серьезные повреждения.

3 февраля 1943 года на заграждении к югу от острова Мареттимо, западнее Сицилии, погибли эсминец Saetta (1225 тонн) и миноносец Uragano (910 тонн).

Очередное поле Abdiel поставил 8 марта 1943 года прямо на пути конвоев, эвакуирующих остатки немецко-итальянских войск, в 30 морских милях к северу от тунисского мыса Бон . 24 марта итальянский конвой попал на это поле, погибли эсминцы Ascari (1645 тонн) и Lanzerotto Malocello (2125 тонн).

3 апреля Abdiel заминировал проход между итальянскими минными полями X-2 и X-3. Их план англичане получили благодаря перехвату и расшифровке вражеских сообщений, а также захвату ряда документов. В результате очередной итальянский конвой потерял на минах миноносец Ciclone (910 тонн).

3 сентября 1943 года восьмая британская армия генерала Бернарда Монтгомери пересекла Мессинский пролив из Сицилии и высадилась в Калабрии. Итальянские представители во время тайных переговоров о капитуляции предложили союзникам занять Таранто и Бриндизи, где немецкие силы были малы и неспособны оказать сопротивление.

8 сентября в Бизерте началась погрузка 1-й британской воздушно-десантной дивизии в рамках операции "Slapstick" по высадке десанта в Таранто.

Уже после выхода конвоя (5 английских и 1 американский крейсер) стали известны подробности капитуляции Италии, а когда показался Таранто, мимо союзников прошел итальянский флот (линкоры Андреа Дориа , Кайо Дуилио и три крейсера), который направлялся сдаваться на Мальту.

Эсминец HMS Javelin зашел в порт и вернулся с итальянским лоцманом. Два крейсера высадили войска на причалы, а остальные-с лодок. Сопротивления не было, немцы ушли, а две бригады итальянцев сразу сдались союзникам.

На борту крейсера находились части 1-й вдд-6-й батальон уэльских королевских фузилеров и 204-я противотанковая батарея, всего 400 человек. При разгрузке войск после полуночи 10 сентября под Abdiel, стоявшим у причала, взорвалось две мины. Корабль затонул за три минуты. Погибло 48 моряков(6 офицеров, 42 матроса) и 58 (по другим данным 120) десантников. Еще около 150 были ранены.

Оказалось, что мины были заложены двумя немецкими торпедными катерами ( S-54 и S-61 ) 9 сентября, перед уходом, за несколько часов до взрывов. Была версия, что оборудование размагничивания крейсера было отключено, чтобы уменьшить шум и дать солдатам выспаться перед высадкой. По другой версии немцы использовали специальную конструкцию из большого деревянного колеса с таймером и взрывчаткой.

После войны корпус корабля подняли и сдали на слом. Общее количество выставленных за войну мин составило 2209 .

-8
-9
-10

HMS Abdiel в Александрии, 8 мая 1943 г. Четырехцветный искажающий камуфляж, семь 20-мм автоматов, радары типов 291, 285 и 282.  На топе фок-мачты - антенна РЛС типа 291
HMS Abdiel в Александрии, 8 мая 1943 г. Четырехцветный искажающий камуфляж, семь 20-мм автоматов, радары типов 291, 285 и 282. На топе фок-мачты - антенна РЛС типа 291
-12
HMS Abdiel в середине 1943 г.
HMS Abdiel в середине 1943 г.
HMS_Abdiel_1943
HMS_Abdiel_1943
USS Boise вместе с HMS Abdiel(за кормой) и HMS Aurora c HMS Penelope (на заднем плане) на пути в Таранто, 9 сентября 1943 г. Снимок с борта HMS King George V.
USS Boise вместе с HMS Abdiel(за кормой) и HMS Aurora c HMS Penelope (на заднем плане) на пути в Таранто, 9 сентября 1943 г. Снимок с борта HMS King George V.

HMS Latona M76

Второй корабль серии был заложен 4 апреля 1939 года на верфи "Торникрофт энд К°" в Саутгемптоне, спущен на воду 20 августа 1940 года, 4 мая 1941 года вошел в состав флота. Но полного цикла испытаний и ему пройти не удалось. Основным регионом Второй мировой войны в это время стало Средиземноморье. Новый корабль немедленно, уже 16 мая. отправили в Александрию. Корабль вез 2-фунтовые противотанковые пушки и 20 мм зенитные автоматы "эрликон". Но... вокруг Африки через Суэц. В районе Гибралтара было слишком опасно.

Британцы в это время терпели поражения-был осажден Тобрук, экспедиционный корпус в Греции был разбит и эвакуировался на Крит, но его и оттуда выбили немецкие парашютисты и десантники. Крейсер сразу после прибытия 21 июня в Александрию был использован в боевых заданиях, пользуясь быстроходностью и обширными помещениями для грузов.

Оба систершипа работали в паре. В июле они перевозили на Кипр части Королевских ВВС. В августе-октябре каждый из минзагов сделал по 4 рейса в Тобрук с припасами и свежими войсками, а обратно с ранеными и сменяемыми подразделениями. С 12 по 22 сентября они доставили около 6300 солдат и 2100 тонн грузов в Тобрук и эвакуировали оттуда 6100 человек. С 12 по 26 октября в Тобрук было доставлено 7138 человек, вывезено 7961 человек, из них 727 раненых.

25 октября 1941 года, во время 4-го рейса в Тобрук, с тысячей польских солдат и офицеров, и в сопровождении эсминцев HMS Hero, HMS Encounter и HMS Hotspur, Latona направлялся в Тобрук. Небольшой конвой был обнаружен и стал целью непрерывных налетов. Около 20-00 в 30 милях к северу от Бардии он был атакован десятком пикирующих бомбардировщиков Ju-87 из I/StG 1 двумя итальянскими торпедоносцами S.79sil из 279-й эскадрильи.

В 20-05 майор Зорге (!!!) с пикирования поразил крейсер 500-кг бомбой. Честь поражения британского крейсера оспаривали и итальянские летчики, но неубедительно. Взрыв в машинном отделении перебил один из главных паропроводов и трубу пожарного водопровода. Были потеряны кормовая 102-мм установка и «пом-пом». Начавшийся сильный пожар добрался до перевозимых на палубе боеприпасов, которые начали рваться.

Учитывая отсутствие средств пожаротушения и груз боеприпасов на борту, командир отдал приказ оставить корабль. Экипаж и солдаты перешли на подошедшие HMS Encounter и HMS Hero. Погибло 4 офицера, 16 матросов и 7 солдат (по другим данным всего 37 человек). Остальных, включая четырех тяжелораненых, удалось спасти. Эсминец HMS Encounter добил заградитель торпедой, через два часа, в 22-30 взорвался кормовой погреб и корабль затонул ( координаты 32°15' с.ш., 24°14' в.д.  или 32.2500° с. ш. 24.2333° в. д.). Оставшиеся корабли вернулись в Александрию.

Погибший первым HMS Latona оказался единственным кораблем этого типа, не совершившим ни одной минной постановки. Не успел.

HMS Latona
HMS Latona
HMS Latona
HMS Latona

HMS Manxman M70,N70

Третий корабль серии был заложен 24 марта 1939 года на верфи "Алекс. Стефен энд Сан" в Коуэн, спущен на воду 6 сентября 1940 года, вошел в состав флота 20 июня 1941 года. Первым командиром корабля стал кэптен Роберт Диксон. В начале июля планировалась отправка HMS Manxman в Мурманск с грузом мин, однако произошла замена и на Север отправился HMS Adventure.

После проведения испытаний и боевой подготовки направлен в Гибралтар. Здесь его включили в знаменитое соединение "Н" адмирала Соммервиля. 21 июля крейсер вышел в первый боевой поход-сопровождение конвоя на Мальту. 31 июля в следующий. На быстроходном крейсере перевозились и подкрепления и грузы.

Затем корабль вернули в Великобританию, где он поставил несколько заграждений у берегов оккупированной Европы. В Адмиралтействе в это время разработали операцию "Менсмеат"(«Мясной фарш»), в которой главная роль отводилась Manxman. Он должен был отработать "под чужим флагом", загримированным под французский лидер типа "Леопард" поставить мины в Генуезском заливе. 23 сентября , с измененным силуэтом, он вышел в море, прикрываемый соединением "Н". Англичане отвлекли внимание итальянцев и утром 24 сентября Manxman под французским флагом выставил банку из 140 мин (в том числе 70 магнитных) в 10 милях к югу от Ливорно. По мнению британских историков, «эта операция стала выдающимся примером смелого планирования и послужила прекрасной иллюстрацией достоинств кораблей данного типа».

Увы, результата эта дерзкая операция не принесла. 22 мины оказалась с браком и всплыли, где и были замечены итальянцами.

После операции крейсер вернули в метрополию. С 3 сентября он приступил к постановкам у берегов Норвегии , самой Англии и северной Франции В октябре 1941 года усилили зенитное вооружение корабля-вместо крупнокалиберных пулеметов "Виккерс" поставили 7 новеньких 20 мм "эрликонов".

Крупную партию мин (1092 штуки) крейсер поставил в январе 1942 года. Это были минные поля на путях возможного прорыва немецких кораблей из Бреста, семь заграждений в Бискайском заливе и одно у восточного побережья Англии.

После того как Abdiel сел на мель в южных морях и повредил винт, заменить его в Восточном флоте должен был Manxman. К 9 мая 1942 года он перешел в южноафриканский Дурбан, откуда участвовал в захвате вишистского Мадагаскара, в том числе 8 октября известного острова Нуси-Бе.

В октябре 1942 года крейсер перешел в состав Средиземноморского флота. В это время сложилась критическая ситуация на Мальте. Доставленные в августе 1942 года в ходе операции "Пьедестал" ценой огромных потерь запасы (32 000 тонн груза и 15 000 тонн топлива) заканчивались, а блокада не давала возможности провести очередной конвой. Перевозки подводными лодками были значительно меньше потребностей острова. Адмиралтейство решило использовать быстроходные крейсера-минзаги. В середине ноября Manxman прорвался в Ла-Валетту. 350 тонн продовольствия и 200 пассажиров были на крейсере, шесть сопровождавших эсминцев также были загружены припасами. Он стал первым надводным кораблем, прорвавшим блокаду острова за три месяца.

Минные постановки быстроходных минных заградителей в Тунисском проливе
Минные постановки быстроходных минных заградителей в Тунисском проливе

Следующее задание было по специальности-крейсер поставил 156 мин между Тунисом и Сицилией. Скорее всего именно на этих минах погибли итальянское госпитальное судно «Читта ди Трапани» (2467 брт; 1.12.1942) и немецкое «Грац» (бывший «Арес», 2200 брт; 5.12.1942).

Однако в следующем походе, из Алжира в Гибралтар, за очередной партией груза для Мальты, 1 декабря в 17-15 ( по другой часовой сетке около 18-00), Manxman был торпедирован четырехторпедным залпом немецкой подводной лодкой "U 375" (капитан-лейтенант Юрген Кёненкамп). Фашист отчитался о поражении тяжелого крейсера типа Лондон.

Крейсеру не помогло движение противолодочным зигзагом на 21 узлах, одна из торпед поразила левый борт. Manxman получил тяжелые повреждения, машинное отделение и отсек редукторов были затоплены, в борту образовалась пробоина размером 8,5×4 метра. Кёпенкамп еще два часа пытался добить крейсер и выпустил с интервалом еще две торпеды, но мимо. Артиллеристы отгоняли настырного немца фугасными снарядами.

На помощь неподвижному кораблю подошли эсминцы Pathfinder и Eskimo. Первый взял пострадавшего на буксир, а второй начал охоту на немецкую лодку. Позже присоединился буксир.

Корабль с трудом добрался до Мерс-эль_Кебира. Здесь был возможен лишь небольшой ремонт, корабль отбуксировали в Гибралтар и подготовили к переходу в Англию. Для улучшения мореходности с него сняли все вооружение. На этом война для него закончилась. Он успел выставить всего 3112 мин, из них 2481 - в активных заграждениях.

Мэнксмэн у побережья Алжира после торпедирования, 2 декабря 1942 г.  пробоина от торпеды в левом борту, но корабль накренен на правый.
Мэнксмэн у побережья Алжира после торпедирования, 2 декабря 1942 г. пробоина от торпеды в левом борту, но корабль накренен на правый.
-20
Пробоина от попадания торпеды. Сверху на нее уже наложена временная заплатка
Пробоина от попадания торпеды. Сверху на нее уже наложена временная заплатка

В июле 1943 года крейсер в составе конвоя «SL-131» отбуксировали в Англию, в Ньюкасл-апон-Тайн и восстановили только через полтора года (с августа 1943 по март 1945 года). Одновременно в очередное раз модернизировали ПВО. Вместо одноствольных "эрликонов" поставили 4 двухствольных. Повторно в строй он вошел 10 апреля 1945 года. Новый экипаж возглавил кэптен Джоффри Тистлтон-Смит. После укомплектования и курса подготовки крейсер направили на Тихий океан. 2 августа Manxman прибыл вместе с однотипным HMS Apollo и грузом мин для арсенала Австралийского флота в Сидней. Боевые действия вскоре закончились и корабль использовали в качестве быстроходного транспорта для демобилизованных солдат и освобожденных военнопленных.

-22
-23
-24
HMS Manxman на полном ходу.
HMS Manxman на полном ходу.
-26
HMS _Manxman_ в июне 1941 года
HMS _Manxman_ в июне 1941 года
HMS Manxman и HMS Welshman (на заднем плане) в Плимуте, конец 1941 г.
HMS Manxman и HMS Welshman (на заднем плане) в Плимуте, конец 1941 г.

В июне 1946 года крейсер вернулся в Великобританию. По пути домой он зашел в Аден, где его экипаж принял участие в подавлении беспорядков среди местного арабского населения. В январе 1948 года он присоединился к HMS Apollo на стоянке Резервного флота в Ширнессе. В строй его вернули во время Корейской войны в 1951 году. Он стал флагманом Средиземноморского флота. Чтобы разместить штаб, с корабля демонтировали кормовые 102 мм пушки, вместо которых появилась просторная рубка.

В 1953 году крейсер снимается в кино, в фильме «Королевский матрос»(«Sailor of the King») по роману Сесила Скотта Форестера, он изображает немецкий крейсер Emden . Для сходства увеличили трубы и установили трехорудийные макеты башен. Дыру от торпедынарисовали на носовой части левого борта. Сцена стоянки в бухте на время ремонта снималась в полукруглой бухте Двейра , на западном побережье острова Гоцо у Мальты. В съемках принимал участие экипаж, включая капитана кэптена Джон Лин в роли штурмана. В 1953 году Manxman принял участие в Fleet Review, посвященном коронации королевы Елизаветы II.

В 1956 году крейсер возвращается к активной жизни-в марте он доставил гуманитарный груз (4000 шерстяных одеял, 2000 матрасов, 1000 складных кроватей и продовольственные пайки из мясных консервов и сгущенного молока на 1000 человек на семь дней) в Ливан, который пострадал от землетрясения. А в ноябре участвует в операции "Мушкетёр", англо-французской интервенции в Египет по поводу Суэцкого канала. Примечательно, что в данной войне США и СССР выступили невольными союзниками, с двух сторон остужая империалистический угар двух величайших колониальных империй.

С этой операцией связана байка, имеющая хождение среди британских моряков-якобы при выдвижении к Суэцу Manxman на полном ходу обогнал идущую на 30 узлах американскую авианосную группу, поприветствовав союзников вежливым сигналом «Увидимся в Египте».

Затем крейсер переводят в резерв (базы -Гибралтар и Мальта) на 1957-1960 годы. В 1960-62 годах корабль переоборудовали в плавбазу тральщиков. Все вооружение было демонтировано и заменено на 6 40-мм автоматов (1 двухствольный "МК 5", 4 одноствольных "МК 7"). Условия службы были значительно улучшены- все обитаемые помещения получили кондиционеры, а вместо носовой котельной были оборудованы кладовки. Это стоило потери скорости до 26 узлов.

В 1963-1968 годах Manxman— флагман 6-й флотилии прибрежных тральщиков на Дальнем Востоке. Здесь он патрулировал побережье и боролся с пиратством. После возвращения в Великобританию — учебный корабль для механиков. После пожара, причинившего значительный ущерб, использование корабля стало невозможным.

В сентябре 1970 года HMS Manxman был исключен из состава флота и поставлен в отстой в Девонпорте, в следующем году переведен на стоянку Резервного флота в Чатэме, а в январе 1972 года - продан на слом компании «Дж. Кэшмор». 3 октября 1972 г. буксир ВМС «Ройстерер» доставил корпус бывшего быстроходного минзага на разборку в Ньюпорт (Уэльс).

Так закончилась 30-летняя карьера заслуженного боевого корабля.

-29
Мэнксман в июне 1945 г
Мэнксман в июне 1945 г
июнь 1946
июнь 1946

HMS Manxman в роли германского рейдера Essen на съемках фильма «Моряк короля» (Sailor of the King). Мальта, 1953 г. Хорошо видна «пробоина» под башней B.
HMS Manxman в роли германского рейдера Essen на съемках фильма «Моряк короля» (Sailor of the King). Мальта, 1953 г. Хорошо видна «пробоина» под башней B.

HMS Manxman выходит из Мельбурна, 29 марта 1946 г. Корабль несет 4x2 20-мм автомата Oerlikon Mk.V, радары типов 276, 291, 285 и 282.
HMS Manxman выходит из Мельбурна, 29 марта 1946 г. Корабль несет 4x2 20-мм автомата Oerlikon Mk.V, радары типов 276, 291, 285 и 282.
-34
HMS Manxman на Мальте. 1951 г.
HMS Manxman на Мальте. 1951 г.
HMS Manxman в 1951 г. Четырехствольный «пом-пом» и все Oerlikon заменены 40-мм автоматами Bofors.
HMS Manxman в 1951 г. Четырехствольный «пом-пом» и все Oerlikon заменены 40-мм автоматами Bofors.
HMS Manxman в Генуе, 25 января 1957 г.
HMS Manxman в Генуе, 25 января 1957 г.

HMS Manxman в Генуе, 25 января 1957 г.
HMS Manxman в Генуе, 25 января 1957 г.
-39
Корабль управления и поддержки минно-тральных сил HMS Manxman в Сингапуре, 1961 г. Артиллерийское вооружение ограничено 1x2 и 4x1 40-мм автоматами.
Корабль управления и поддержки минно-тральных сил HMS Manxman в Сингапуре, 1961 г. Артиллерийское вооружение ограничено 1x2 и 4x1 40-мм автоматами.
1952
1952
60-е
60-е

HMS Manxman после переоборудования в учебный корабль машинных специалистов, 1969 г. Артиллерийское вооружение и приборы управления огнем полностью демонтированы.
HMS Manxman после переоборудования в учебный корабль машинных специалистов, 1969 г. Артиллерийское вооружение и приборы управления огнем полностью демонтированы.
HMS Manxman на разборке. Ньюпорт, 1970 г.
HMS Manxman на разборке. Ньюпорт, 1970 г.
HMS Manxman и HMS Centaur. Плимут, 1971 г.
HMS Manxman и HMS Centaur. Плимут, 1971 г.

HMS Welshman М84

Последний минзаг из 1-й группы был заложен на верфи "Хауторн Лесли" в Ньюкасле он Тайн 8 июня 1939 года, спущен на воду 4 сентября 1940 года, вошел в состав флота 25 августа 1941 года. Командиром стал кэптен Уильям Ховард Фридбергер.

Первым боевым заданием корабля стала установка противолодочного минного заграждения у Батт оф Льюис, в начале сентября 1941 года. В сентябре-октябре крейсер установил шесть заграждений у английских и французских берегов, а в декабре минировал вероятные пути прорыва немецкой эскадры из Бреста. В начале 1942 года в Королевский флот стали поступать зенитные автоматы отечественного производства, на Welshman вместо зенитных пулеметов поставили семь одностствольных 20-мм "Эрликонов".

В январе 1942 года крейсер использовали как быстроходный транспорт по маршруту Гибралтар- Такоради- Фритаун. 1 февраля Welshman вернулся и вновь отправился ставить мины. С 3 по 14 февраля он выставил 912 мин в шести заграждениях в Ла-Манше и Бискайском заливе, на пути прорыва немецких линкоров из Бреста, с 12 по 19 апреля 480 мин в трёх заграждениях у северного побережья Франции.

В 1942 году Адмиралтейство решило повторить прошлогоднюю диверсию под чужим флагом. На этот раз на главную роль был выбран Welshman. 22 апреля в Плимуте его дооборудовали для перевозки людей и грузов, а также нанесли камуфляж под все тот же французский контр-миноносец» Léopard.

-46

4 мая в Гибралтаре на него были перегружены 7 тонн дымовых шашек. В ходе операции «Бовери» он должен был доставить их на Мальту. 9 мая крейсер под прикрытием был обнаружен двумя немецкими, одним французским и одним британским самолетами. Утром 10 мая корабль разгрузился на Мальте.

Оказалось, что немцы не купились на камуфляж. В засаде у залива Сент-Томас на юго-восточном побережье Мальты его ждали торпедные катера S-54, S-56, S-57 и S-58 из 3-й флотилия «шнелльботов», S-61, S-31 и S-34 перекрывали северный сектор, в том числе минами. Немцам не повезло, S-31 подорвался на собственной мине, а выпущенных с S-61 и S-34 четырех торпед, как и самих катеров, с крейсера просто не заметили.

Так же неудачно отбомбились по крейсеру днем двадцать пикировщиков. От близких разрывов вышли из строя приводы обоих минопостановочных устройств и оба электрических крана, пострадали радары, но задача была полностью выполнена.

Во второй половине мая крейсер готовили к еще одному рейсу на Мальту, но неудачное столкновение с буксиром в Гибралтаре заставило задержаться на ремонт.

12 июня он вышел из Гибралтара с очередным конвоем, но пользуясь скоростью, оторвался, дошел до Мальты , успешно разгрузился и вернулся к покинутому конвою. От него осталось лишь два транспорта и крейсер, довел остатки конвоя до Мальты.

После возвращения в Англию минзаг стали готовить к третьему рейсу. На этот раз французский камуфляж не использовался, было в очередной раз усилено зенитное вооружение, на борт загрузили 150 тонн сухого молока, 100 тонн растительного масла, 15 тонн мыла, 36 тонн тральных принадлежностей и большое количество почты. Затем догрузили еще 22 тонны грузов, 4 тонны продовольствия и 130 пассажиров, в основном, пилотов истребителей, морской авиации и персонал аэродрома. Это была операция «Пинпойнт».

9 июля крейсер покинул Англию, ночью 14-го прибыл в Гибралтар, где догрузил еще 4 тонны запчастей для самолетов и 20-мм боеприпасов. Еще до рассвета Welshman ушел на Мальту. Часть пути его сопровождали крейсера ПВО HMS Cairo и HMS Charybdis. Британцы успешно прошли мимо итальянских подводных лодок Emo и Otaria. Крейсера сопровождения отправились назад, а вскоре Welshman пришлось в одиночку отражать налет 28 итальянских бомбардировщиков. Увы, бомбили потомки римлян мимо. 16 июля минзаг прибыл на Мальту, разгрузившись за 7 часов. Но пришлось из-за "нелетной" погоды задержаться.

На обратном пути он принял 174 моряка с потопленных транспортов и обив еще один налет бомбардировщиков и торпедоносцев, 20-го июля вернулся в Гибралтар.

Три успешных прорыва принесли 8 сентября кэптену Фридбергеру Орден за выдающиеся заслуги, а кораблю-заслуженный отдых с ремонтом до 26 октября 1942 года .

Новый поход начался 1 ноября. На борт крейсер принял 110 тонн сухого молока, по 25 тонн сушеных бобов и гороха, 110 тонн соленой говядины, 15 450-мм авиационных торпед и 113 пассажиров (13 офицеров и 50 рядовых Королевских ВВС, 50 саперов). В этот раз было чуть проще. Союзники в ходе операции "Торч" захватили значительную часть французской Северной Африки и обзавелись новыми базами. На Мальту крейсер вышел 17-го, из Алжира. После разгрузки сразу отправился к Гибралтару.

С конца ноября Адмиралтейство перебросило крейсер на восток Средиземного моря. В Хайфе на корабль загрузили 44 533-мм и 6 450-мм торпед для базирующихся на Мальте подводных лодок 10-й флотилии, в Александрии приняли пассажиров и 4 декабря крейсер самостоятельно разгрузился в Ла-Валетте.

После возвращения в Левант крейсер занимался армейскими каботажными перевозками, пока его не решили привлечь к минированию пролива между Тунисом и Сицилией. Ему пришлось сделать еще два рейса на Мальту, доставив срочные грузы- запасные части для подводных лодок и торпедных катеров и 150 тонн картофеля. На Мальте крейсер забрал все остатки мин со складов и в ночь на 7 января выставил мины в районе банки Скерки.

Затем крейсер ушел в Александрию и пять дней занимался сменой гарнизона Кипра, перевезя 4300 человек. Далее, в Александрии корабль снова загрузился минами и перебазировался в Ла-Валетту. В ночь с 29 на 30 января в 18 милях к юго-востоку от острова Кани, он выставил свое последнее и самое удачное заграждение. За 31 января итальянцы потеряли на нем корвет Procellaria и старый миноносец Generale Marcello Prestinari.

За новой партией мин крейсер направился в Александрию, но вечером 1 февраля в 40 милях к востоку от Тобрука его путь пересекся с немецкой подлодкой U-617 (капитан-лейтенант Альбрехт Бранди). Немцы опознали цель как крейсер типа HMS Dido и отсалютовали четырехторпедным залпом. Зафиксировано было два попадания и через 10 минут взрыв котлов.

Подтвердилось лишь одно попадание торпеды, но повреждения оказались серьезными. Взрыв произошел в комовой части с многочисленными разрушениями и затоплением нескольких отсеков, левый вал был перебит , а редуктор правого заклинило. Обездвиженный корабль медленно погружался кормой, но спустя два часа, в 20-35, резко накренился на правый борт и через три минуты затонул кормой вперед. Подготовленные шлюпки спустить не удалось. Погибло 9 офицеров и 144 матроса, а также двое гражданских пассажиров и четверо раненых летчиков с разбившегося около Мальты самолета. Ситуация усугубилась из-за взрыва глубинной бомбы, взрыватель которой был активирован.

Выжившие были спасены и доставлены в Александрию эскортными миноносцами HMS Tetcott и HMS Belvoir . Координаты гибели HMS Welshman: 32°12' с. ш., 24°52' в. д. (32.2000° с. ш. 24.8667° в. д.).

На счету минзага 3274 выставленные мины, в том числе 2462 - в активных заграждениях. Но главный его вклад в Победу-героические прорывы на осажденную Мальту.

HMS_Welshman
HMS_Welshman
HMS_Welshman
HMS_Welshman
HMS_Welshman
HMS_Welshman
HMS Welshman на рейде военно-морской базы Плимут, октябрь 1941
HMS Welshman на рейде военно-морской базы Плимут, октябрь 1941
HMS Welshman и крейсер ПВО HMS Cairo покидают Мальту, 16 июня 1942 г.
HMS Welshman и крейсер ПВО HMS Cairo покидают Мальту, 16 июня 1942 г.
1942
1942
Разгрузка HMS Welshman на Мальте, 16 июля 1942 г. 20-мм Oerlikon на носовой надстройке.
Разгрузка HMS Welshman на Мальте, 16 июля 1942 г. 20-мм Oerlikon на носовой надстройке.
HMS Welshman, 1942 г.
HMS Welshman, 1942 г.
HMS Welshman в море, ноябрь 1942 г.
HMS Welshman в море, ноябрь 1942 г.
HMS Welshman в четырехцветном камуфляже Адмиралтейского искажающего типа в Ньюкасле перед выходом на испытания, август 1941 г.
HMS Welshman в четырехцветном камуфляже Адмиралтейского искажающего типа в Ньюкасле перед выходом на испытания, август 1941 г.
HMS Welshman, замаскированный под французский контр-миноносец, входит в Гранд-Харбор Мальты. Операция «Бовери», май 1942 г.
HMS Welshman, замаскированный под французский контр-миноносец, входит в Гранд-Харбор Мальты. Операция «Бовери», май 1942 г.
HMS Welshman, замаскированный под французский контр-миноносец, входит в Гранд-Харбор Мальты. Операция «Бовери», май 1942 г.
HMS Welshman, замаскированный под французский контр-миноносец, входит в Гранд-Харбор Мальты. Операция «Бовери», май 1942 г.

Краткий рассказ о боевой судьбе первой четверки быстроходных минных заградителей типа Abdiel получился весьма длинным. Слишком насыщенную жизнь вели эти относительно небольшие корабли и за несколько лет и за несколько десятилетий.

Кораблям второй группы чуть позже придется выделить еще одну статью.

Больше, лучше и подробнее-здесь:

-59

Можно еще раз повторить, что корабли оказались очень удачными и крайне нужными флоту. И в качестве быстроходных минных заградителей, и как скоростные транспорты.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам