В четверг, когда китайский народ по всей стране отмечает выдающиеся достижения Коммунистической партии Китая (КПК) за прошедшее столетие и с нетерпением ждет нового славного века, среди радостной праздничной атмосферы прозвучало отрезвляющее напоминание о первоначальной миссии партии.
"Оставаясь верными нашим изначальным стремлениям и твердо помня о нашей миссии". Эту мысль трудно не заметить в очередях посетителей на месте проведения первого съезда КПК в Шанхае, где партия начала свой путь в 1921 году, или в любом другом месте по всей стране - от любого музея, исторического места до каждого здания правительства и партийного офиса.
Это дает ответ сразу на два вопроса: почему китайский народ в первую очередь выбрал КПК для руководства страной? Как КПК может выдержать испытание историей и продолжать вести страну к великому возрождению китайской нации?
Си Цзиньпин, генеральный секретарь ЦК КПК, впервые озвучил эту мысль в 2017 году, выступая с докладом на 19-м Всекитайском съезде КПК. "Изначальное стремление и миссия китайских коммунистов - добиваться счастья для китайского народа и великого возрождения китайской нации", - сказал тогда президент Китая.
Легитимность от народа
Западные политэксперты, рассуждая о Китае или КПК, всегда сомневались в возможности коммунистической партии легитимно управлять страной с 1.4 миллиардом человек, потому что по их мнению китайская политическая система слишком отличается от либеральных систем стран Запада. По их мнению, китайская система не способна эффективно реагировать на требования своего народа. Без прямых выборов и наличия парламентской оппозиции, как КПК может обеспечить свою компетентность для представления своего народа?
На самом деле, Китай уже давно испробовал почти все виды западных политических систем. В эпоху поздней династии Цин (1644-1911), чтобы спасти бедную и слабую страну от бесконечного внутреннего хаоса и унизительных неудач в борьбе с вторжениями иностранных империалистов и колонизаторов, китайская политическая элита и революционные круги изо всех сил пытались найти способ установить западную политическую систему.
В то время в Китай начали проникать многие западные политические идеи, включая либерализм, консерватизм, анархизм и фашизм, задолго до Октябрьской революции 1917 года, которая принесла в Китай марксизм.
"Наши предки перепробовали все, что могли найти во внешнем мире", - сказал Чжан Вэйвэй, директор Института Китая Фуданьского университета в Шанхае, отметив, что "от конституционной монархии до многопартийной оппозиционной системы, от парламентской до президентской республики, китайцы перепробовали все что только можно, но, к сожалению, ни одна из них не смогла эффективно помочь Китаю защитить себя и положить конец хаосу".
Что еще более важно, ни один из этих вариантов не мог обеспечить представление интересов подавляющего большинства китайского народа.
Почему марксизм или социализм в конечном итоге стал окончательным выбором? Когда КПК была создана в июле 1921 года, в ней было около 50 членов партии, представленных 13 депутатами, и в самом начале коммунистическая идея не была широко принята в Китае, поскольку она слишком отличалась от традиционной культуры страны и не была локализована. Другими словами, в ней отсутствовала китайская специфика.
Но у КПК было одно уникальное преимущество - она представляла интересы пролетариев. И благодаря творческому поиску и инновациям, сделанным руководством КПК первого поколения с Мао Цзэдуном во главе, КПК включила крестьян в число ведущих сил китайской революции.
С 1920-х по 40-е годы около 80-90 процентов населения в большинстве регионов Китая составляли крестьяне. Неравномерная урбанизация привела к огромному количеству обнищавших людей и в городских районах. Вдобавок к бесконечным войнам и голоду, миллионы людей ежедневно боролись за свою жизнь.
Новаторский вклад Мао в революционную теорию заключался в том, что КПК впервые локализовала или "китаизировала" марксизм, чтобы заставить его служить интересам китайского народа, но это противоречило ортодоксальной классической марксистской теории, поддерживаемой Коммунистическим Интернационалом и Советским Союзом, утверждающим, что революция должна начинаться из крупных городов и возглавляться городским рабочим классом.
В конце концов, китайские коммунисты решили поддержать руководство Мао в деле китаизации марксизма, и смелая попытка КПК в конечном итоге значительно расширила возможности партии. Подавляющее большинство китайцев, которые никогда не имели никаких политических прав, наконец-то получили своих представителей.
КПК была не просто партией бедняков, которые уже были ведущей силой крестьянских восстаний в истории Китая. Ее лидеры были в основном интеллектуалами из наиболее развитых городских районов Китая того времени, включая Шанхай и Пекин, с зарубежным образованием.
Цзинь Инань, профессор Университета национальной обороны НОАК, во время недавнего выступления сказал, что "КПК получала самые передовые мысли в наиболее развитых городах и собирала самых храбрых воинов в наименее развитых деревнях".
КПК использовала эти передовые мысли для вооружения своих солдат из сельской местности, превращая свою армию в современную силу, что с непоколебимой верой боролась за освобождение китайского народа, а не за свои собственные эгоистические интересы, как это уже было с крестьянскими восстаниями в истории Китая.
Способность к самообновлению
Не только в революционную эпоху, но и в эпоху политики реформ и открытости 1978 года способность КПК к самокоррекции и самообновлению позволила ей обеспечить иную судьбу по сравнению с коммунистическими партиями в странах Восточной Европы.
КПК в очередной раз успешно преодолела трудности, воспользовалась возможностями экономической глобализации, осуществила эффективную самокоррекцию и активизировала великий потенциал китайской нации, чтобы большинство народа пользовалось благами экономического развития.
Таким образом, КПК - это сочетание разных людей из разных классов, которые борются за основные интересы китайской нации, и именно поэтому она отличается от других политических сил, которые правили Китаем до 1949 года и по своей природе служили только интересам капиталистов-бюрократов, иностранных империалистов, колониалистов и феодалов, которые пытались сохранить свое несправедливое и незаконное правление китайским народом.
"Стремиться к счастью китайского народа". Таково изначальное стремление партии и такова сила веры, которая поддерживала многочисленных новоиспеченных членов партии, погибших за свою мечту во время кровавой революционной борьбы против иностранных захватчиков и внутренних врагов.
Это сделало КПК партией, которая произошла от народа и имеет самую прямую связь с народом. Такова природа КПК, которая полностью отличается от западных политических партий, ведь те представляют только часть народа или какие-то определенные классы, этнические группы или сообщества в своих странах, поэтому им нужны многочисленные конкурирующие партии для борьбы за власть и поддержания хрупких "сдержек и противовесов". Это иногда парализует и поляризует общество, в то время как КПК - это партия, представляющая коллективные интересы всего китайского народа.
Возможно, результаты деятельности Китая по сдерживанию эпидемии COVID-19 являются наглядным примером этому. Почему Запад со своей системой, где парламентарии избираемы напрямую, с оппозиционными партиями и так называемой "свободной прессой" не смог защитить свой народ? Почему многие граждане западных стран отказываются сотрудничать со своими избранными правительствами, предпочитая верить конспирологии в интернете?
Почему КПК в самом начале своего существования отдавала приоритет жизни людей, а не экономическому росту? Почему Китай оправился от пандемии быстрее, чем весь остальной мир? Почему китайцы доверяют своему правительству и строго следуют научным инструкциям и предписаниям? Ответы на эти вопросы уже даны в истории.
Миссия китайской нации
Стремление должно быть подтверждено выполнением целей. Без успешного решения проблем и предоставления того, что нужно народу, первоначальное стремление будет просто бессмысленным лозунгом.
Социализм был выбран многими странами после Второй мировой войны, но почему многие коммунистические партии в других странах в конечном итоге были свергнуты собственным народом? Потому что они не смогли точно определить наиболее значимые цели на разных исторических этапах; слепо и упрямо следовали догматическим правилам, изложенным в книгах, или преследовали неразумную вестернизацию, отказываясь от правильных теорий, которыми руководствовались их революции в прошлом. КПК не совершила этих ошибок или эффективно исправлялась, не переставая искать правильного направления.
В 1949-1979 годах, в первые 30 лет существования Китайской Народной Республики, партия решила проблему "риска вторжения", победив США и их союзников на Корейском полуострове и разработав ядерное оружие. Впервые с конца правления династии Цин Китай стал полностью независимым и автономным государством, способным эффективно противостоять издевательствам и унижениям со стороны Запада. Он был способен защитить свою территорию и народ от любого вторжения, даже если бы оно было начато самой могущественной страной в мире.
С 1979 года по настоящее время КПК осознала, что новая миссия заключается в решении "проблемы голода". Дэн Сяопин, ядро руководства КПК второго поколения, смело и уверенно обновил социалистическую теорию Китая в 1970-80-х годах, не настаивая на неразумной вестернизации. Это позволило КПК эффективно вести Китай к экономической глобализации и продвигать модернизацию. В конце концов, КПК успешно провела политику реформ и открытости, что привело к экономическому чуду для китайской нации и народа Китая.
В настоящее время Китай под руководством КПК стал страной, способной постоянно улучшать и модернизировать условия жизни 1.4 миллиарда человек и помочь сотням миллионов жителей избавиться от бедности, защищать свой суверенитет от провокаций и давления со стороны единственной в мире гегемонистской сверхдержавы и эффективно сохранять мир в регионе, строить крупнейшие высокоскоростные железнодорожные сети и наиболее развитые услуги 5G, эксплуатировать и строить космическую станцию, а также проводить исследования на Марсе.
Помимо развития собственной страны, КПК имеет амбиции и принимает меры, чтобы помочь многим странам мира, особенно развивающимся странам, с которыми несправедливо обошлись в условиях глобализации, где доминирует Запад. Они могут разделить преимущества развития Китая через инициативу "Пояс и путь" и вместе бороться с глобальными вызовами, такими как пандемия COVID-19 и глобальное потепление. Другими словами, под руководством КПК Китай прилагает усилия для построения сообщества с общим будущим для всего человечества.
Но 100 лет назад мало у кого хватало уверенности оптимистично предсказать, что бедная, старая и слабая страна, которую унижали западные колонизаторы и называли "больным человеком Восточной Азии", всего за 100 лет сможет стать великой державой с глобальным влиянием, способной выиграть конкуренцию с Западом во многих областях.
Все эти достижения, которые Китай получил под руководством КПК, доказали, что партия умеет находить и выполнять свои цели и сохранять первоначальные устремления, и теперь она вместе со своим народом идет вперед к следующей и самой главной миссии - великому возрождению китайской нации.
За последние 100 лет китайская нация пережила столько бедствий, столько боли и страданий, но в Китае есть старая и популярная поговорка: "Большая беда возрождает нацию". Пережив столько бедствий, нация должна возродиться, иначе все болезненные воспоминания и жертвы будут бессмысленны, поэтому национальное возрождение - это общая и главная мечта китайского народа.
Унизительная история 100 лет назад вновь и вновь учила китайцев кровавыми уроками, что без объединения, суверенитета и территориальной целостности Китай может потерять все, а мирное развитие будет лишь выдавать желаемое за действительное.
Даже сегодня США и некоторые их союзники все еще хотят отнять у Китая право на развитие, но по сравнению с тем, что было 100 лет назад, именно западные крупные державы сегодня испытывают беспокойство, а не Китай.
Многие западные страны, которые никогда не сталкивались с историей Китая и отказываются ее изучать, не смогли понять, насколько важно для Китая национальное возрождение, и почему суверенитет, национальное единство и территориальная целостность для китайского народа являются неоспоримой "политкорректностью". Если западные страны не поймут значимость национального возрождения для китайцев и откажутся уважать достоинство Китая как великой страны, они никогда не научатся правильно вести себя с китайцами и мирно сосуществовать с Китаем.
Восстановление статуса, достоинства и славы, которые китайская нация потеряла 100 лет назад, является ключевой причиной, по которой китайские коммунисты начали свой революционный путь, и это также является целю их дальнейшего пути. При непоколебимой поддержке и доверии китайского народа, как всегда, КПК должна достигнуть и успешно достигнет этой цели в ближайшее время.