Найти тему
Юрий Туркул

Военные гимназии в армии Российской империи, учебные заведения для дворян.

Военные гимназии появились в России благодаря реформам военного министра Милютина. Этот генерал своими реформами изменил облик Русской армии в лучшую сторону и приблизил ее состояние к лучшим армиям мира. Одним из интересных аспектов его реформы были преобразования в сфере подготовки офицерского состава. В этой статье я расскажу о военных гимназиях, которые были созданы в ходе этих реформ, для подготовке юношей к учёбе в военных училищах.

В 1866 году, Александр II утвердил "Положение о Военных Гимназиях". Открывались военные гимназии за счет преобразования и реорганизации кадетских корпусов. К 1871 году в России насчитывалось 12 военных гимназий: 1-я и 2-я Петербургские, 1-я и 2-я Московские, Орловская Бахтина, Михайловская Воронежская, Петровская Полтавская, Владимирская Киевская, Полоцкая, Нижегородская Аракчеевская, Оренбургская Неплюевская и Сибирская. К 1876 году добавилось еще 4 гимназии; 3-я и 4-я Московские, Тифлисская и Псковская. Осталось всего 2 кадетских корпуса: Пажеский(о
Пажеском корпусе у меня есть статья на канале) и Финляндский.

В Положении о военных гимназиях было указано, что они открываются для "получения общего образования детей дворян, предназначаемых к военной службе". Предполагалось, что в дальнейшем выпускники будут поступать в Военные училища. Первоначально только две гимназии, которым было разрешено набирать детей не дворянского и не податного(в основном дети казаков, башкир)сословий, в том числе и киргизов(в то время к киргизам относили и современных казахов): Оренбургская Неплюевская и Сибирская.
В гимназиях воспитанники делились на три категории:
-казенные,
-своекоштные,
-приходящие.
На государственный счет(казенные) принимались в первую очередь малолетние дворяне в соответствии заслугами их родителей и степенью сиротства. Также принимались малолетние дворяне находившиеся на"иждивении" правительства. Была еще одна категория- малолетние дворяне содержащиеся за счет различных пожертвований для малоимущих или детей сирот из числа дворян.

Своекоштные воспитанники платили 200 рублей в год(в Оренбургской Неплюевской и Сибирской- 125 рублей в год).
Приходящие платили по 25 рублей серебром в год(проживание вне гимназии, обмундирование и питание за свой счёт).
Желающие поступить в гимназию сдавали вступительные экзамены. В Сибирскую гимназию дети киргизов принимались без экзаменов. Обучение в гимназии длилось 6 лет. В 1-й класс поступали дети от 10 до 12 лет, во 2-й класс дети от 11до 13 лет, в 3-й класс дети от 12 до 14 лет, в 4-й класс дети от 13 до 15 лет, в 5-й класс дети от 14 до 16 лет и в 6-й дети от 15 до 16 лет.
В программе обучения предусматривались предметы:
-закон божий,
-русский, французский и немецкий языки,
-математика, физика,
-география, история, чистописание, рисование,
-гимнастика, строевая подготовка, "пехотные сигналы", танцевание и пение.

В Оренбургской Неплюевской и Сибирской гимназиях преподавалось три иностранных языка; немецкий, французский и татарский. Воспитанники из киргизов и казаков(по личному желанию) могли изучать только один из европейских языков (по их выбору) и татарский.

В классе было 25-30 учеников. В зависимости от штата в Военной гимназии могло обучаться до 500 воспитанников. Учителя и воспитатели были гражданскими чиновниками. К обучению воинским предметам привлекались офицеры и унтер-офицеры армии. По окончанию полного курса гимназии ученики переводились в Военные училища.
Воспитанники Сибирской гимназии из киргизов поступали в старший класс Юнкерских училищ.
Не желающие посвятить себя военной службе и негодные по состоянию здоровья могли быть произведены в чиновники XIV класса.
Воспитанники, которые не смогли сдать успешно экзамены отправлялись в войска юнкерами (по согласию их родителей), при этом они не могли быть произведены в 1-й офицерский чин ранее своих одноклассников. Воспитанники, которые не смогли осилить программу обучения, с согласия их родителей отправлялись в военные школы.

Военные гимназии в 1882 году были закрыты и на их базе вновь сформировали кадетские корпуса. Одна из причин была плохая физическая и психологическая подготовка, и нежелание многих воспитанников поступать в военные училища. Выяснилось, что гражданские воспитатели не смогли воспитать желание стать офицерами.
P.S. Уважаемые читатели, если вам понравился мой рассказ, поставьте лайк, заранее благодарен.