“Al morir la matinee” (Последний сеанс) (2020). Монтевидео, столица Уругвая, 1993 год. Страна в меру спокойная и в меру богатая, однако новости все равно кишат «социальщиной» строго негативного толка: реформа образовательной системы, крайне низкий уровень доверия людей к представителям власти, безработица. Всё как всегда. Настроение у многих так себе, а тут еще жестокий, непрекращающийся ливень. Кто отсиживается дома, кто наслаждается теснотой пивных баров, кто торчит в пробках… А другие отправляются провести очередной тоскливый вечер в кинотеатр – хоть какое-то развлечение. Это место называется «Опера». Последний сеанс, толпы зрителей редеют, детей с их мамами уже и вовсе нет (разве что кроме одного паренька, спрятавшегося среди бесконечных рядов сидений).
На экране собираются крутить фильм ужасов – очередную вариацию на тему «Франкенштейна». Среди поздних гостей – полоумный старик, который просиживает здесь час за часом, показ за показом. Компания поддавшей молодежи, парочка на первом – и случайном – свидании. Плюс молодая Анна, решившая проведать своего отца-проекциониста, вышедшего на дополнительную смену, судя по жуткому кашлю – смертельно больного. Она-то и займет его место, а мужчине вызовут такси домой. Кажется, обыкновенный вечер. Таких было уже много. Зал почти пуст. Но важно не это. Важно то, КТО помимо упомянутых выше людей решил зайти на огонек. Человек в черном дождевом плаще, полностью скрывающем лицо и тело, на руках – перчатки. У него свои особенные взгляды на то, как должен развиваться дальнейший сюжет…
Кино(театр) внутри кино и кино внутри кино(театра) – отдельная тема в хорроре. Достаточно вспомнить культовых «Демонов» и малоизвестный, но неплохой «Попкорн». Самые поздние сеансы в реальной жизни пользуются немалой популярностью: с десяток людей, никто не шуршит смартфонами, недорогие билеты. На мой взгляд, в таком времяпровождении нет ничего опасного – разве что дорога по темным улицам домой. Но это если только среди зрителей нет кого-то, кто решил превратить зал в настоящую скотобойню, что вполне реально – тем более в 1993-м, когда мир еще не был обвешан камерами видеонаблюдения. (Впрочем, сейчас тоже не составит труда тихонечко заколоть заранее выбранную жертву прямо в кино, ведь звук, несущийся из колонок, такой, что закладывает уши, особенно если на экране – очередной блокбастер или хоррор с джеймсвановскими «бу!»).
Уругвайский режиссер снял не просто слэшер. Это еще и giallo. Стилистика, как говорится, в лучших традициях. Да и демонстрируемый в «Опере» фильм – реальный, что интересно. Не классика, всего лишь низкобюджетный и кровавый «жутик», тоже родом из Уругвая. Снял его Рикардо Ислас; за его плечами немало режиссерских работ, из которых, впрочем, я знаком лишь с копеечно-мелодраматической «Фермой зомби». И именно Ислас сыграл убийцу. Первым умирает охранник – дым от только что выкуренной сигареты красиво струится через распоротое горло. Далее запираются все двери, ведущие на улицу. И пошло-поехало… Герои – это герои, а не «труп №1» и «шлюха №2». Сплав «Франкенштейна» экранного и «Сеанса» реального выписан прекрасно. Убийства крайне жестоки (некоторые эпизоды вынесут душу даже у отъявленного «Вурхиса»). Съемки, актеры – никаких претензий. Вообще никаких. Грамотная режиссура, ладный сценарий, килотонны саспенса, разумный хронометраж. Изъянов я просто не вижу. Ждем, как и в случае с «Немым домом», американского римейка?
10/10
Оригинал публикации: https://stalhammar.livejournal.com/937740.html