Военный парк Сапун-Гора рядом с Севастополем мне показался достаточно скучным. Есть ряд с танками, которые мы все уже видели, ну и несколько заколхоженных военных ЗИСов.
И всё же вам стоит туда поехать, особенно если вы любите необычные транспортные средства. Только не ходите сразу в парк. Вместо этого отправляйтесь в небольшую торговую область, расположенную через дорогу от основного входа.
Там можно найти много чего интересного. Например, очень и очень редкий советский автобус ВГСЧ модели 53Г1. Я о нём уже рассказывал.
Прогулявшись по задворкам ларьков и кафешек, пока моя жена покупала какую-то ненужную фигню, я обнаружил чешский автобус Karosa. Как же он тут оказался?
Давайте сначала немного расскажу про саму марку. Это один из старейших производителей: он был основан еще в 1896 году и занимался производством карет.
В 1948 году его национализировали и переименовали в Karosa. В Чехословакии этот производитель был основным: Skoda и Tatra не могли с ним конкурировать.
Дела пошли хуже после отказа от социализма в 1989 году, что в итоге привело к поглощению холдингом Irisbus.
Автобус, который мне удалось обнаружить, называется Karosa C734.
Вообще, только по индексации моделей производителя можно было понять, что за автобус перед нами.
C обозначала, что это пригородный/междугородний автобус, 7 говорила о том, что перед нами 700-серия, 3 — длина автобуса 11 метров, а 4 говорила о модификации, т.е. МКПП, пригородный.
C734 был одной из самых популярных и массовых моделей с 700-м семействе.
Выпуск этих автобусов начался в 1981 году и продолжался до 1997 года. Всего сделали 18 079 экземпляров.
C734 довольно легко отличить по наличию двух узких двустворчатых дверей по правому борту: одна — в переднем свесе, а вторая — перед задним колесом.
Компоновка автобуса вполне стандартная для того времени: двигатель в заднем свесе, а под полом находятся багажный отсек объемом 3,5 кубических метра. Мосты — производства Liaz, хотя на ранних версиях стояли Raba.
В основном, автобусы C 734 работали на коротких междугородных и региональных линиях Чехословакии. Но некоторое количество поставили в страны СНГ. Всего около 620 штук.
Скорее всего этот Karosa — один из тех 620 штук. Хотя есть небольшая вероятность, что его ввезли в страну уже после распада СССР.
В Крыму таких автобусов как минимум около десятка штук. Список известных есть на сайте Fotobus. Один, вроде бы, даже до сих пор эксплуатируется где-то в Феодосии.
Удалось кое-что выяснить конкретно про этот экземпляр. С 2010 года он трудился в Севастополе. Чаще всего на 92-м маршруте. Выглядел, кстати, очень шикарно.
На передней панели сохранилась даже табличка с названием владельца ООО «Евротранс»:
В 2012 году автобус продали в частные руки. Его след теряется примерно до 2017 года, когда он был сфотографирован на том самом месте, где я заснял его в прошлом году.
Мне удалось заглянуть в салон. Он был практически полностью разобран: сиденья демонтированы, а спереди валялись какие-то банки с краской.
Я думаю, что автобус пытались превратить в мобильный торговый павильон или кафешку. Но вовремя забросили, что и спасло кузов автобус от варварских модификаций.
Автобусы Karosa обладали некоторыми конструктивными недостатками. Например, в зимнее время, когда температура опускалась ниже 0 °C, в салоне становилось заметно прохладно, а летом — наоборот слишком жарко из-за небольших форточек.
Проблему вентиляции немного облегчали три воздухозаборника в крыше и люк в задней части.
Базовые версии автобусов оснащались двигателями LIAZ ML634, LIAZ ML635 без турбин. Были также варианты с турбомоторами LIAZ ML636P, ML636N и даже Renault MIHR 62045 A/3.
Вот такая история красивого чехословацкого автобуса. Сколько он простоит на этом месте — неизвестно.
Но давайте будем честными сами с собой: вряд ли он когда-то выйдет на дороги общего пользования.
Если только какой-нибудь коллекционер автобусов из Москвы или Санкт-Петербурга не захочет дать ему вторую жизнь.
Может кто-то вспомнит свой опыт езды на старых автобусах? А может кто-то и на Каросе ездил? Как она по сравнению с гораздо более распространёнными Икарусами?