Найти в Дзене
ГОРОД МОТОРОВ

В Крыму догнивает редкий автобус Karosa C734. Таких в СССР было всего несколько сотен штук

Военный парк Сапун-Гора рядом с Севастополем мне показался достаточно скучным. Есть ряд с танками, которые мы все уже видели, ну и несколько заколхоженных военных ЗИСов.

И всё же вам стоит туда поехать, особенно если вы любите необычные транспортные средства. Только не ходите сразу в парк. Вместо этого отправляйтесь в небольшую торговую область, расположенную через дорогу от основного входа.

Там можно найти много чего интересного. Например, очень и очень редкий советский автобус ВГСЧ модели 53Г1. Я о нём уже рассказывал.

Прогулявшись по задворкам ларьков и кафешек, пока моя жена покупала какую-то ненужную фигню, я обнаружил чешский автобус Karosa. Как же он тут оказался?

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Давайте сначала немного расскажу про саму марку. Это один из старейших производителей: он был основан еще в 1896 году и занимался производством карет.

В 1948 году его национализировали и переименовали в Karosa. В Чехословакии этот производитель был основным: Skoda и Tatra не могли с ним конкурировать.

Дела пошли хуже после отказа от социализма в 1989 году, что в итоге привело к поглощению холдингом Irisbus.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Автобус, который мне удалось обнаружить, называется Karosa C734.

Вообще, только по индексации моделей производителя можно было понять, что за автобус перед нами.

C обозначала, что это пригородный/междугородний автобус, 7 говорила о том, что перед нами 700-серия, 3 — длина автобуса 11 метров, а 4 говорила о модификации, т.е. МКПП, пригородный.

C734 был одной из самых популярных и массовых моделей с 700-м семействе.

Выпуск этих автобусов начался в 1981 году и продолжался до 1997 года. Всего сделали 18 079 экземпляров.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

C734 довольно легко отличить по наличию двух узких двустворчатых дверей по правому борту: одна — в переднем свесе, а вторая — перед задним колесом.

Компоновка автобуса вполне стандартная для того времени: двигатель в заднем свесе, а под полом находятся багажный отсек объемом 3,5 кубических метра. Мосты — производства Liaz, хотя на ранних версиях стояли Raba.

В основном, автобусы C 734 работали на коротких междугородных и региональных линиях Чехословакии. Но некоторое количество поставили в страны СНГ. Всего около 620 штук.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Скорее всего этот Karosa — один из тех 620 штук. Хотя есть небольшая вероятность, что его ввезли в страну уже после распада СССР.

В Крыму таких автобусов как минимум около десятка штук. Список известных есть на сайте Fotobus. Один, вроде бы, даже до сих пор эксплуатируется где-то в Феодосии.

Удалось кое-что выяснить конкретно про этот экземпляр. С 2010 года он трудился в Севастополе. Чаще всего на 92-м маршруте. Выглядел, кстати, очень шикарно.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

На передней панели сохранилась даже табличка с названием владельца ООО «Евротранс»:

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В 2012 году автобус продали в частные руки. Его след теряется примерно до 2017 года, когда он был сфотографирован на том самом месте, где я заснял его в прошлом году.

Мне удалось заглянуть в салон. Он был практически полностью разобран: сиденья демонтированы, а спереди валялись какие-то банки с краской.

Я думаю, что автобус пытались превратить в мобильный торговый павильон или кафешку. Но вовремя забросили, что и спасло кузов автобус от варварских модификаций.

Автобусы Karosa обладали некоторыми конструктивными недостатками. Например, в зимнее время, когда температура опускалась ниже 0 °C, в салоне становилось заметно прохладно, а летом — наоборот слишком жарко из-за небольших форточек.

Проблему вентиляции немного облегчали три воздухозаборника в крыше и люк в задней части.

Базовые версии автобусов оснащались двигателями LIAZ ML634, LIAZ ML635 без турбин. Были также варианты с турбомоторами LIAZ ML636P, ML636N и даже Renault MIHR 62045 A/3.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Вот такая история красивого чехословацкого автобуса. Сколько он простоит на этом месте — неизвестно.

Но давайте будем честными сами с собой: вряд ли он когда-то выйдет на дороги общего пользования.

Если только какой-нибудь коллекционер автобусов из Москвы или Санкт-Петербурга не захочет дать ему вторую жизнь.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Может кто-то вспомнит свой опыт езды на старых автобусах? А может кто-то и на Каросе ездил? Как она по сравнению с гораздо более распространёнными Икарусами?