"Властелин колец" скоро возродится не только в виде сериала, но и в виде аниме. "Игра престолов" готовит приквел "Дом драконов". "Звездные войны" наверное будут длиться вечно, а супергерои - "Вечные"... Многие из нас ждут выхода этих проектов и параллельно ловят себя на вопросах: Почему мы десятилетиями смотрим одно и то же? Будет ли хоть когда-нибудь поставлена точка в этих историях?
Оригинальная трилогия "Властелин колец" Питера Джексона, превратившая произведения Джона Толкиена в часть массовой культуры, была одним из главных событий в мире кино в начале 2000-х. С 2001 по 2003 г. зрители были погружены в сказочный мир эльфов, гномов, хоббитов и их борьбу против могущественного Саурона, пытающегося завладеть кольцом всевластия.
В 2001 г. зрители познакомились также с другим фэнтезийным миром - с первой экранизацией "Гарри Поттера".
Кинокритики тогда хором говорили, что успех этих вселенных связан с тем, что зрители устали от драм на киноэкранах и сложностей в реальной жизни. Все хотят сбежать в магический детский мир, где добро побеждает зло. С тех пор уже прошло ровно 20 лет. Фэнтези уступили пальму первенства супергеройским вселенным в кинотеатральных залах. Однако магические фэнтезийные миры продолжают быть одной из главных дверей в вожделенный мир эскапизма.
При этом последние проекты доказывают, что зрителям не особо нужна новизна и оригинальность. Главное, чтобы новый фильм погружал зрителя в безопасный знакомый вымышленный мир.
В 2012-2014 г. Питер Джексон выпустил еще три фильма из вселенной Джона Толкиена, экранизировав "Хоббита". Оригинальная история была сильно переработана, существенно изменена и в большей степени была режиссерским и студийным проектом, нежели экранизацией. Если трилогия "Властелин колец" является значимой частью киноискусства, то три фильма "Хоббит" - это просто три слабых распиаренных фильма. Однако три года подряд зрители наполняли кинозалы и приносили создателям миллиардные доходы. Аналогичное можно сказать о запущенной в 2016 г. серии фильмов из вселенной Джоан Роулинг "Фантастические твари".
В 2011 г. HBO запустила дорогой фэнтезийный сериал "Игра престолов", основанный на романах Дж. Мартина. Сериал стал самым популярным проектом на современном телевидении. И несмотря на то, что последние сезоны собрали волну критики, сразу же после его окончания была заявлена разработка сразу 4-х проектов в рамках этой вселенной.
А ведь не стоит забывать не только о фэнтези мирах, но и про суперуспешные научно-фантастические вселенные "Звездных войн" и "Звездного пути" и супергеройские вселенные Marvel c DC...
Голливудские студии давно знают, что киновселенные с большой фанатской базой - это огромный ресурс, который можно эксплуатировать практически бесконечно. Успех комикс вселенных Звездных войн, Marvel
и пр. доказал, что фанатов легко заставить смотреть огромное количество взаимосвязанных проектов. И не страшно, если многие из них будут слабы. Если зритель погружен в мир киновселенной, то он обречен на бесконечные метания от фильма к фильму, от сериала к сериалу, от мультфильма к мультфильму...
Сбежать зрителю не удастся. Человек окружен киновселенными словно житель осажденного замка. Какую бы дверь он не открывал, в какой бы подвал не прятался, всюду его поджидает гигантская непобедимая бессмертная киновселенная, устрашающая своими размерами и демонстрируемыми намерениями.
Наблюдая за тем как десятилетиями одни и те же проекты получают раз за разом новую жизнь, возникает вопрос "Неужели зрителям не надоедает?" Ведь раньше если и были длительные успешные проекты, у них всегда были четкие границы.
В 2001 г. Питер Джексон запустил трилогию, в которой четко и открыто заявил - в первой части вы не увидите полноценной истории, а только ее начало. Вторую часть нет смысла смотреть, не посмотрев первую. А третью часть вы поймете, только посмотрев первые две. Это был эксперимент. Удачный эксперимент, доказавший, что зрители готовы ходить в кинотеатры чтобы посмотреть неполноценную историю.
Идея, что у фильма должна быть не только завязка, но и развязка канула в Лету. Мы все пользуемся социальными сетями и воспринимаем как норму, что у информация в них не структурирована, а основная форма подачи информации - это бесконечная лента. Прямо сейчас вы читаете статью в Яндекс.Дзене - ленту с постами, у которой нет и никогда не будет конца.
Интернет привнес в нашу жизнь информационный хаос и трансформировал наше восприятие мира и кинопроизведений в частности. Незаметно мы все стали пользоваться категорией "киновселенная" - бесконечная, непознаваемая вселенная магии кино. Если раньше мы смотрели фильм и четко понимали какую историю нам рассказывает этот фильм, то теперь для фильма главное не история. Главное - атмосфера, в которую нас погружает киновселенная. Как часто вы слышали за последние годы фразу "Сериал не очень хороший и не очень логичный, но зато очень атмосферный"? Как часто вы смотрели слишком затянутый проект и не отказывались от просмотра, просто потому что вам нравится стилистика и атмосфера показанного мира?
То, что мы называем атмосферой - это ничто иное как эффект ореола. Красивые герои, красивая музыка, красивые костюмы, пафосные фразы, невероятные существа обладающие невероятными способностями - все это создает у нас позитивную установку, выключает логику и заставляет менее критично относиться ко всему, что связано с конкретной киновселенной.
К тому же теперь погружение в киновселенные - это не просто знакомство с какой-то историей и ее героями. Это настоящий поиск сокровищ. Если вы даже случайно слышали бурные беседы фанатов какой-нибудь киновселенной, то точно могли обратить внимание на то, с каким увлечением они выискивают в разрозненных сериалах, фильмах и книгах всяческие подсказки, намеки и прочие "сокровища". Отняв у зрителя возможность увидеть четкую историю с началом и концом, кинематографисты подарили нам игрофикацию и превратили в пиратов, надеющихся отыскать клад.
Можно по разному относиться ко всем этим бесконечным киновселенным. Но судя по всему именно за ними будущее. Да, мы будем погружаться в одни и те же миры бесконечно много раз. Каждый раз находить в них что-то новое и горячо любимое старое. А развитие кинотехнологий и вовсе обещает нам полное погружение в виртуальные вселенные, в которых вообще исчезнет концепция единого сторителлинга. Универсальным и единым будут только сами фантастические миры, а фабулы и судьбы героев каждый из нас будет менять по своему усмотрению...
Читайте также:
Будущее кино: все, что нужно знать о грядущих изменениях
"Властелин колец" возвращается: подробности о проекте Amazon стоимостью 1 млрд. долларов
"Вечные": Marvel готовит к выходу продолжение истории "Мстителей"
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )