Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Вампиры средней полосы

Оглавление

***

Кому на Руси жить надоело, или Наконец-то крутое детективно-боевое фэнтези!

(2021, Россия, сериал, 1 сезон)

Теперь понятно, кем был и чем питался Иван Сусанин и почему поляки не вышли из того тёмного леса.
Теперь понятно, кем был и чем питался Иван Сусанин и почему поляки не вышли из того тёмного леса.

Единственное, что удручает в "Вампирах средней полосы" - это их официальный постер, навевающий хреновые ассоциации со всякими "Бабушками лёгкого поведения" и прочими отбросами нашей кинопромышленности.
Понятно, что он - жертва неисповедимых законов маркетинга и всё такое. Но лично меня (и не только меня, уверен) именно этот дурацкий постер отталкивал от знакомства с сериалом Алексея Акимова. Тогда как знающие люди утверждали: я в корне неправ и на самом деле "Вампиры" - внезапно и на редкость выдающаяся работа отечественного сериалостроения. Да ещё со жгущим напалмом, как встарь, Юрием Стояновым, которого сегодня тоже в основном ассоциируешь с дешёвыми гы-гы-комедиями.

Хм... Верилось с трудом. Так что пришлось идти и проверять самому.

"- Дратути! Мыня завуть Модест..."© Ю. Стоянов, классика "Городка".
"- Дратути! Мыня завуть Модест..."© Ю. Стоянов, классика "Городка".

Что ж, заламываю руки и посыпаю лысину пеплом - был огульно неправ. Ибо уже первая серия "Вампиров" вколола в мозг такую дозу чисто зрительского кайфа, что оставшие семь эпизодов были проглочены буквально за вечер и половину ночи.
А всё потому что даже из столь пошлой фэнтезийной темы, как противостояние кровососов и людей, авторы сериала изловчились слепить стильную и по-своему уникальную историю. Причём на техническом уровне не отличимую от солидного большеэкранного кино.

Конечно, всяк из вас выделит из достоинств "Вампиров" (равно как и из их недостатков) главным что-то своё. Меня же больше всего "цепляла" местная болтовня, именуемая по-научному диалогами.
Всегда говорил и опять повторюсь: уровень таланта сценариста наиболее виден тогда, когда его герои открывают рот. Это в реальной жизни пустословие и косноязычие норма. А в художественном кино чем больше фраз героя хочется записать и повесить на стенку в рамочке, тем кино лучше и интереснее.
Спросите у Тарантино, он не даст соврать.

Так вот в "Вампирах" впору открывать целый рамосборочный цех - "ни о чём" их герои почти не говорят. А уж вампир дед Слава (Стоянов) коллекцией своих перлов переплюнет сам легендарный цитатник Мао Цзэдуна. Вдобавок цитаты деда Славы звучат гораздо веселее, да и жизни учат не в пример лучше.
Уж не знаю, кто из 8 здешних сценаристов (ага,
традиции соблюдены) виноват в том, что герои нового русского кино вдруг заговорили нормальным, а не "чо-за-блин" языком, но работа им была проделана мастерская.

А иногда "Вампиры средней полосы" принаряжаются и шикуют перед нами прямо-таки европейской готикой.
А иногда "Вампиры средней полосы" принаряжаются и шикуют перед нами прямо-таки европейской готикой.

Впрочем, если персонажи радуют своей речью, было бы странно, кабы они не радовали и своими характерами.
И тут уж не только авторы фильма, но и актёры постарались. Не знаю, что мотивировало их не халтурить, ведь ныне это тоже у нас
в порядке вещей, но они и впрямь не халтурят, черт побери. Все грают именно так, как их учили: естественно, эмоционально и без кривляний. Даже молодежь. А про зубров Юрия Стоянова и Татьяну Догилеву и говорить нечего.
Стоянов так и вовсе в ударе. Кто помнит и любит его лучшие образы из "Городка", тому пропускать "Вампиров" подавно нельзя - где ещё теперь вам покажут столь ностальгически-бомбического Юрия Николаича?

Ну и о сюжете, который упал в холодные объятия зимнего града Смоленска.
Пускай в "Вампирах" и есть боевые сцены, никакая это не
"блэйдовщина" и не "карпентеровщина", а... довольно породистый ироничный детектив. Где с фэнтезийного мира по нитке собрано всего понемногу. Включая дружеские реверансы "Ночному дозору", "Горцу", "Интервью с вампиром"... Но что любопытно: реверансы "Сумеркам" отсутствуют, хотя, казалось бы, "молодежная" тема у Акимова тоже раскрыта.

Итак, в зимнем лесу под Смоленском найдены два обескровленных трупа, а ещё одна недобитая жертва сего злодеяния сбежала из больницы и где-то прячется. Дело громкое, вдобавок были аналогичные убийства и в других городах, поэтому на подмогу смолянам и местному следователю Ане прислали сыщика из Москвы Ваню.
Однако куда сильнее полиции убийства тревожат... местных вампиров семейства деда Славы, что живёт в Смоленске с незапамятных времен. И ведет себя, между прочим, культурнее многих людей, поскольку никого не убивает, а пьёт втихушку кровь из больничных запасов. А ежели кого когда и укусит, то в вампиров их жертвы не превращаются, ведь, чтобы стать таковым, им надо, наоборот, выпить кровь самого вампира.

Найдите на скриншоте почти 100-летнюю бабушку. А ведь она тут есть.
Найдите на скриншоте почти 100-летнюю бабушку. А ведь она тут есть.

Вампиры боятся не напрасно, ведь за ними зорко следят Хранители - аналог Дозора Лукьяненко/Бекмамбетова. И если выяснится, что убийцами были не какие-то психи, а именно кровососущие смоляне - а всё указывает на них, - то им не поздоровится: кому-то отчекрыжат топором башку. Уже без права на воскрешение.
Вот почему за свое расследование берется ещё и дед Слава со своей прикольной вампобратией. Которое становится вдвойне интересным, беря во внимание, что красавица-сыщик Аня - какое совпадение! - тоже отлично сохранившийся вампир почти векового возраста...

***

В общем, кто молодцы?
Да все здесь молодцы... ну кроме авторов глупого постера, разумеется! Даже... Михаил Ефремов, который поначалу заменил было Стоянова, занятого в других проектах, но в итоге по всем известным причинам отдал роль обратно Юрию Николаичу. А уж он-то блестяще доказал, насколько удачной стала эта вынужденная рокировка.

Ну и после всего вышесказанного у прогрессивного человечества лишь один вопрос ко Вселенной: что там со вторым сезоном "Вампиров средней полосы"? Ведь коли его не случится, вселенская гармония будет нарушена, а чёрная дыра, засасывающая галактику российского кино, станет ещё чернее и дырявее.

Трейлер фильма: