Найти тему

Исламский Мадрид. Часть 5. Первые мадридцы и их образ жизни.

Мухаммад I Кордовский, основатель Мадрида.
Мухаммад I Кордовский, основатель Мадрида.

В XIV веке географ аль-Химьяри собрал у своих предшественников некоторые данные о жизни в Мадриде, городе, который в его время уже был потерян для ислама:

Мадрид: замечательный город аль-Андалус, построенный эмиром Мухаммадом ибн Абд аль-Рахманом. От Мадрида до моста Макида, который был границей территории ислама с христианскими землями, 31 миля. В Мадриде есть глина, из которой изготавливают горшки, которые можно использовать на огне в течение двадцати лет, и которые не разбиваются от тепла или холода, независимо от того, что в них готовится. Алькасар Мадрида является одним из важных замков и входит в число построек эмира Мухаммада ибн Абд ар-Рахмана. Ибн Хайян в своей «Истории» упоминает ров, который был вырыт за стеной Мадрида, и говорит: «В нем была найдена гробница с гигантским скелетом, длина которого составляла 51 локоть, что составляет 102 ладони от головы до кончиков пальцев. Правдивость этого была подтверждена заявлением кади Мадрида, который лично посетил это захоронение вместе с официальными свидетелями и сообщил, что вес черепной коробки гиганта достигает восьми арробов (90 кг), более или менее. Хвала Тому, Кто во всем вложил Свое знамение! Мадрид - небольшой город и мощная крепость. Во времена ислама в нем была мечеть альджама, где регулярно читались проповеди. Это недалеко от Толедо.
-2

Здесь указаны имена одних персонажей и намекают на другие. Начнем с гиганта. Какой еще город может похвастаться могилой одного из этих сказочных существ? Этот необычный факт интерпретировался двояко: либо это просто риторический прием, чтобы сделать хронику более заметной, либо - как думал Хайме Оливер Асин - мадридцы на самом деле нашли огромный скелет какого-то ископаемого животного, как и многих других вымерших животных, которые были найдены позже в Мадриде, и не имея возможности связать его с каким-либо существующим животным, они приписали его сказочному существу.

-3

Более интересным кажется кади со своими секретарями, которые приехали записывать удивительное событие. Кади (судья) был официальной должностью, назначаемой центральной администрацией, как и губернатор (амил) и проповедник (джатиб), которые отвечали за чтение проповеди. Мечеть альджама (от арабского al-yami ', «собирающий») - это мечеть, в которой есть минбар или кресло, место, из которого проводится пятничная проповедь, привлекающая население региона, которое обычно ходит в деревенские или окрестные мечети. Эти три персонажа показывают, что Мадрид был не деревней или простым военным укреплением, а столицей небольшого округа, на что и указывает его медина (город). Насколько большой была мадридская комарка?

-4

По словам аль-Идриси, ближайшим к Мадриду городом с мечетью альджама был Alfahmín (Аламин), ныне исчезнувшее население, охранявшее реку Альберче недалеко от Санта-Крус-дель-Ретамар. У слияния рек Мансанарес и Харама есть два поселения с арабской топонимологией, которые относятся к Мадриду и, следовательно, указывают на то, что эта территория принадлежала к одному региону. Это Vaciamadrid, происходящее от Fahs Marit («поле или пастбище Мадрида»), и Salmedina, от Fahs al-Madina («городское поле»). Линейный парк Мансанарес и Юго-Восточный региональный парк могут быть остатками того, что осталось сегодня от этих огромных земель и области общественных пастбищ в Мадриде. Название района Мораталас происходит от фразы Морат аль-Фахс, "огороженное поле", где морат происходит от латинского слова murat - «окруженный стеной». Мората-де-Таджунья или Муратиель в Вальдеторрес-дель-Харама имеют ту же этимологию. Далее на юго-восток находились деревня Амрус (Амброc, старый район в центре Викальваро) и холм аль-мудаввар («круглый») или Альмодовар, который с высоты 726 метров позволял видеть пастбища вплоть до Гвадаррамы и Сомосьерры.

-5

Люди из Мадрида имели фруктовые сады, разводили крупный рогатый скот и делали глиняную посуду достаточного качества, чтобы привлечь внимание летописцев кордовского двора. Большинство первых жителей Мадрида анонимны, поскольку письменные источники позволяют судить только о социальной элите: губернаторах, мудрецах или даже повстанцах. Как обычно, это почти всегда мужчины. К счастью, у нас есть довольно много свидетельств об этих представителях арабской элиты, и ниже мы будем иметь дело с некоторыми выдающимися мадридцами. Но сначала давайте немного подумаем о том, какой была жизнь обычных людей. В отсутствие письменных источников большая часть данных оказывается, проще говоря, мусором. Знаменитые силосные ямы, найденные в Мадриде в большом количестве (около 270), после того, как их первоначальная функция была утрачена, использовались как мусорные баки и поэтому были обнаружены заполненными различными материалами: золой, углем, костями, семенами, пыльцой, деревом, керамическими и металлическими предметами обихода, строительными материалами и даже яичной скорлупой - которые нам проливают свет на то, как распределялось население по территории, и как они жили.

-6

Найденная керамика говорит нам о том, что для приготовления пищи использовалась печь и переносная плита, которая до сих пор широко используется в таких местах, как Марокко. Жители Мадрида использовали кастрюли и сковороды с крышками, которые иногда складывались вместе, а для хранения еды и напитков использовали орзы, кувшины и крынки.

На столе был набор посуды, представляющий посуду: большие атаифоры (подносы) и маленькие тазики, а также чашки, кувшины, бутылки и фляги для жидкостей.

Из той же глины изготавливали масляные лампы, устройства для прядения шерсти, игрушки и декоративные предметы. А что ели? Арабская диета в целом хорошо известна по своим рецептам. Основным продуктом питания была мука из различных злаков, из которой выпекали хлеб, массу для которого замешивали внутри домаи пекли в печи, распологавшейся снаружи. Из сухарей готовили супы,а из муки также делали макаронные изделия, называемые al-itriyya.

-7

Зерно так же использовали без помола в тушеном виде с мясом и овощами, как сегодня. Самым популярным злаком в Аль-Андалус была пшеница, но на мадридских полях выращивался ячмень, более дешевый и простой в культивации, из которого можно было приготовить популярную ячменную воду, достоинства которой восхвалял философ Ибн Рушд, который написал, что она «чудесным образом освежает, увлажняет, успокаивает и очищает». Ячменная вода была очень популярна в исламском Мадриде, хотя сегодня этот традиционный и типичный для того времени мадридский напиток - пережиток древности.

Само выращивание ячменя (исп. cebada), должно быть, продолжало иметь важное значение и после перехода Мадрида в руки христиан, поскольку оно дало название одной из самых известных площадей города примерно в 16 веке (Plaza de la Cebada). Среди фруктовых деревьев засвидетельствовано наличие яблонь, вишен, фиговых деревьев, слив, грецких орехов, фундука и виноградной лозы, а на огородах выращивали чеснок, капусту и бобы. Инжир и виноград, свежие или сушеные, были самыми потребляемыми фруктами в мусульманской Испании. Возможно, мадридский виноград также использовался для изготовления вина, которое, несмотря на религиозные предписания, было относительно распространенным напитком. Оливковое дерево тоже должно было присутствовать в сельской местности Мадрида, как и шелковица.

-8

Сьерра-де-Гвадаррама была одной из самых известных областей Аль-Андалуса в разведении овец и коров. Оба этих животных, как и коза, очень часто присутствовали в рационе мадридцев, хотя лучшим считалось мясо кролика, курицы и куропатки.

Мост Мокко, также называемый «Пять глаз», расположен в муниципалитете Вальдемакеда, в западной части Мадридской автономии. Он пересекает реку Кофио, один из основных притоков реки Альберче, которая, в свою очередь, впадает в реку Тахо.
Мост Мокко, также называемый «Пять глаз», расположен в муниципалитете Вальдемакеда, в западной части Мадридской автономии. Он пересекает реку Кофио, один из основных притоков реки Альберче, которая, в свою очередь, впадает в реку Тахо.

Текст Аль-Химьяри также напоминает нам, что Мадрид был пограничным городом, и поэтому предполагал присутствие астурийцев, кастильцев и леонцев, которые после завоевания полуострова арабами оказались далеко, за пределами Дуэро, но на протяжении веков могущество аль-Андалуса ослабло, и хоистиане приблизили границу к Сьерре Гуадаррама, что на севере Мадрида. Мост Макида, который в IX веке был пограничной территорией мусульман и христиан, мог быть одним из построенных еще римлянами мостом через реку Кофио на окраине Вальдемакеда, который находится примерно в 52 километрах от Мадрида, что и соответствует примерно 31 миле, о которых упоминал летописец.

Источник: "Madrid Islámico". Daniel Gil-Benumeya.

Часть 6