В каких битвах отличился этот воин?
В бурных перипетиях XIX-го столетия чеченская земля оказалась в самом что ни есть эпицентре тяжелейшей Кавказской войны.
С объединением Чечни и Дагестана в 1840-м году под рукой имама Шамиля, тот отправил руководить Малой Чечней (областью вокруг современного Урус-Мартана) одного из своих самых надежных помощников - Ахбердила (Ахвердилава) Мухаммада.
Ахбердил Мухаммад происходил родом из старинного аула Хунзах - столицы Аварского ханства. Но не являлся чистым аварцем.
По линии отца герой нашей статьи был армянином. Папа, знатный торговец из Моздока Ахвердян, в свое время добровольно стал мусульманином и ушел жить к дагестанским горцам. Женился тут на аварке, у них и появился сын Ахбердил.
Повзрослев, стал Ахбердил хафизом (знатоком Корана наизусть). Великолепно знал кроме аварского и армянского, также чеченский, кумыкский, арабский языки. Сражался еще под началом первого имама Дагестана Гази-Мухаммада.
Ахбердил стал и хорошим другом Шамиля, бился в 1839-м году вместе с ним против царских войск при легендарной осаде крепости Ахульго.
Именно потому Шамиль и назначил Ахбердила руководить Малой Чечней - самым большим по площади наибством Имамата, а также одной из самых горячих точек Кавказской войны.
Интересно, что по первой чеченцы роптали: мол, нам Шамиль прислал в наибы чужака, да еще и сына христианина... Но Ахбердил и в Чечне показал себя великолепным воином, быстро завоевал авторитет среди воинственных нохчий.
В 1840-м году Ахбердил руководил успешным набегом чеченских горцев на окрестности Моздока, где его люди и захватили красавицу-армянку Анну Улуханову, дочь купца-миллионера.
Прекрасную пленницу Ахбердил отдал Шамилю в его ставке в чеченском ауле Дарго, тот сделал Анну своей женой под исламским именем Шуанат. Не смогли выкупить Шуанат даже ее отец и братья, напрасно пытавшиеся воззвать к армянским корням самого Ахбердила. Тут против был сам Шамиль...
Кроме того, Ахбердил 11 июля 1840-го года руководил боевыми действиями в яростном сражении на реке Валерик, что так красочно описал в своих стихах великий Лермонтов.
Интересно, что по отношению к врагам, даже павшим, Ахбердил отличался неизменным горским благородством - всех русских солдат разрешал погребать по христианскому обряду, с приглашением православного священника.
Отметился Ахбердил Мухаммад на вверенной ему чеченской территории и как умелый администратор - он, к примеру, отметил все подати для беднейших жителей Малой Чечни.
В Дагестане Ахбердил получил звучное прозвище «Килиш гьечIев наиб» - то есть на аварском языке - Наиб без одного пальца. По легенде, этот отважный ревнитель ислама отсек свой палец, коим неосторожно затронул прекрасную Маликат, невесту своего лучшего чеченского друга Батако. Как позже напишет великий дагестанский поэт Расул Гамзатов:
За поимку Ахбердила царское правительство назначило крупную денежную награду. А в Чечне этого воина стали звать вторым человеком в имамате, возможным приемником самого Шамиля.
Но вмешался господин случай. Летом 1843-го года Ахбердил с со своим отрядом отправился воевать против враждебных имамату грузинских горцев-хевсуров. И пал при штурме их мощной крепости Шатили.
Многие историки Кавказской войны уверены: именно с гибелью Ахбердила Мухаммада были значительно подорваны силы имамата Шамиля. Вскоре имам потерял контроль над Малой Чечней, одним из главных производителей хлеба в государстве горцев. Что стало одной из причин поражения Шамиля в Кавказской войне.
Память о великом воине Ахбердиле по сей день жива среди всего народа нохчий. В Шатойское районе республики находится его зиярат (нечто вроде мавзолея).