Служба «Яндекс.Еда» в Минске перешла из тестового режима в рабочий. Зона доставки — пока в пределах МКАД. Среди партнеров — более 100 заведений общепита. Что означает приход данного сервиса к нам и кто уже работает на рынке?
ООО «Деливери софтвеа» (Delivio). Компания зарегистрирована в декабре 2018 года в Минске (изначально как «Рингл Технолоджис»). Основной вид деятельности — компьютерное программирование. Как сервис доставки готовой еды компания заработала в феврале 2020-го. Сейчас ее география — не только Минск, но и все облцентры. Партнеры — свыше 500 заведений.
Курьерская служба: велосипедисты, пешие курьеры и водители авто (некоторым компания арендует машины). «Деливери софтвеа» не скрывает при этом своих ставок. Вело- или пешему курьеру платят по 3,5 рубля за один заказ, автомобильному — до 16 рублей.
ООО «Менюбай» (Menu.by). Зарегистрировано в августе 2016 года. Основной профиль в госрегистре — деятельность по местной доставке товаров на дом. В ноябре 2016-го этот сервис уже работал на рынке Минска. Сейчас служба сотрудничает не только с заведениями в столице, но и в областных центрах, а также в Солигорске, Лиде, Молодечно, Пинске, Мозыре, Барановичах и Бобруйске. Среди партнеров около 500 заведений. Также курьеры развозят товары примерно из 70 магазинов.
Курьерам компания платит по 4 рубля за заказ. Есть также бонусная система, похожая на зарплату: 450 заказов — бонус 400 рублей; 520 заказов — 450 рублей; 600 заказов — 500 рублей. Menu.by пользуется услугами и вело-, и пеших, и автомобильных курьеров. Но на сайте компании ничего не сказано о готовности арендовать машину для работника. Есть лишь список требований. Например, наличие легкового авто с расходом топлива до 8 л на 100 км.
ООО «Бинго Деливери» (BeenGo). Юрлицо зарегистрировано в Минске в октябре 2020-го. Служба начала работать совсем недавно. Регистрация ее сайта в Торговом реестре датирована 23 марта 2021 года. Компания предпочитает не очерчивать четкую зону доставки и заявляет: «Мы не ограничиваемся радиусом зоны доставки и привезем ваш заказ в любую точку города Минска и даже дальше».
Этот сервис разрешает совмещать работу в нескольких службах доставки. Но по факту почти все службы требуют использовать брендированную спецодежду. Так что совмещать довольно сложно. Для работы на BeenGo нужно быть индивидуальным предпринимателем. Причем компания обещает помочь в оформлении ИП. Из публичной оферты следует, что стоимость доставки зависит от расстояния. Нижний предел — 5 рублей, но не совсем понятно, вся ли сумма достается курьеру.
Итак. Получается, что служба «Яндекс.Еда» пришла на рынок, где есть один новый игрок и два укоренившихся. Но имеются принципиальные отличия. Сервис от «Яндекса» имеет за спиной большую корпорацию. Также эта служба стартовала уже в наполовину сформированной экосистеме «Яндекс.Go». Кроме вело- и пеших курьеров, она может использовать наработанную базу водителей и автопарк.
Другой нюанс. У корпорации есть свой платежный сервис Yandex Pay. Также относительно недавно материнская компания заключила соглашение о покупке российского банка «Акрополь». То есть за сервисом «Яндекс.Еда» стоит еще и целый финансовый кластер.
Наблюдая за деятельностью «Яндекса» на основном российском рынке и включив фантазию, можно делать прогнозы.
Вероятно, что доставка еды будет интегрирована с сервисом «Яндекс.Лавка», но тут есть варианты. В России данный кластер выглядит так. «Яндекс» просто открывает мини-склад товаров FMCG (в основном это ходовые продукты питания) в каком-то районе. Местные жители могут заказывать товары через приложение и рассчитывать на быструю доставку. Она обеспечена за счет малого радиуса: каждый склад обслуживает близлежащие дома. Похожую схему уже переняла одна из минских компаний. Причем даже фирменные цвета у нее схожи с яндексовскими. Это опасно и может закончиться судом, в котором корпорация выиграет. Или же она просто задавит конкурента за счет масштабов инвестиций, опыта и наработанной базы курьеров, которых сейчас сгенерирует «Яндекс.Еда».
Кроме того, нельзя исключать варианты симбиоза «Яндекса» с уже существующими в Беларуси торговыми сетями. Возможна и покупка одной из сетей. Российские СМИ недавно сообщали, что «Яндекс» может купить супермаркеты «Азбука вкуса» и объединить их с сервисом «Яндекс.Лавка». При этом корпорация открыто заявляет, что хочет войти в топ-3 ретейлеров России. На нашем рынке стоит ждать примерно того же. Теоретически могут быть и попытки купить другие службы доставки.
В итоге приход службы «Яндекс.Еда» — это еще один шаг по захвату очередного сегмента рынка розничных услуг. До этого корпорация существенно потеснила таксистов. Пришел черед других.
А ведь начиналось все с того, что «Яндекс» не комментировал сообщения о приходе сервиса доставки еды в Минск. Тогда пресс-служба гиганта заявила Office Life:
Спасибо за вопрос, но мы не комментируем слухи.