Найти тему
Не галопом по Европам

Артистическая усадьба Абрамцево: не академически вольный пересказ истории

Усадьба Абрамцево, что в ближнем Подмосковье, - очаг любителей всего русского и "наше всё".

На тему "наше всё" в русской культуре умнейшие головы диссертации защищали. Мне не защищать, поэтому я рассказываю об Абрамцеве, наверное, не как принято - без придыхания.

У этого очерка могло быть другое название, но внутрисемейный цензор и супруг по совместительству этого не допустил, а потому все "каверзное" в самом конце )

Абрамцево не амбар, конечно, но скромненько. Вот Архангельское, что так же в ближнем Подмосковье, - это усадьба.

Благо, сейчас дом отреставрирован, а десять лет назад смотреть на него было откровенно грустно.

Дуб, высящийся слева от подъездной аллеи к господскому дому усадьбы, за 245 лет повидал многое и знает всё о тайнах её жильцов.

-3
Мемориальная табличка под его кроной гласит, что ему уже 240 лет
Мемориальная табличка под его кроной гласит, что ему уже 240 лет

Сама усадьба построена в конце XVIII века. Путем нехитрых вычислений получаем, что посадили дуб еще первые владельцы усадьбы.

Аксаковы обосновались в Абрамцево в 1843-м. Дубу уже было под семьдесят. Он остался единственным свидетелем того, как обычный непритязательный деревянный особняк превращался в известную усадьбу.

Он видел Гоголя, Тургенева, Щепкина, при нем хозяином усадьбы была написана одна из самых интересных русских сказок "Аленький цветочек" - не "Колобок" какой-то.

Он перевидал множество русских живописцев, писателей, актеров, певцов.

Из примерно двадцати вариантов "Аленушки" Васнецова выставленный сегодня в Третьяковской галерее был написан тоже здесь.

В Абрамцево висит одна из предшествующих копий - со слов гида.

Мне одной кажется, что лица на этих картинах безрадостны? "Аленушка" так депрессивна, как бы в омут эта юная дева не бросилась.

В усадебном доме вы увидите много картин, большинство мрачны, даже букеты цветов изображены на непривычно черном фоне.

В. Васнецов, эскиз 1881 г
В. Васнецов, эскиз 1881 г
И. Репин, 1879 г
И. Репин, 1879 г

Поскольку я обещала, что пишу не диссертацию, период Аксакова мы с вами "пролетим" в момент.

Человек был невероятно одаренный, занимал высокие посты, а его художественный слог вызывал восхищение даже у Гоголя.

Говорят, они с Гоголем крепко дружили, несмотря на немалую разницу в возрасте в 17 лет.

Сам Аксаков очень любил это место, его дом был заставлен удочками, хозяин обожал рыбалку, сбор грибов, наблюдение за птицами.

Подтверждаю, место для дома выбрано идеально и Абрамцевский парк и сейчас великолепен, так бы и гуляла каждый день.

-7

Семья считалась дружной, сплоченной, образцовой в общем.

Дуб тоже был счастлив и разрастался и вверх и вширь. Но всему приходит естественный конец и Аксакова старшего не стало.

Прекратились наезды знаменитых гостей, семья покинула Абрамцево на немалых одиннадцать лет. Видимо, так "любили" этот дом и жизнь на природе...

-8

В эти самые одиннадцать лет забвения для Абрамцево, когда усадьба медленно старилась и разрушалась, (А что вы хотите? Сами попробуйте не отапливать свою деревянную дачу лет десять) в силу входил красавец и балагур, баловень судьбы, отпрыск богатого купца Савва Мамонтов.

Портрет Саввы Мамонтова в усадебном доме, Абрамцево
Портрет Саввы Мамонтова в усадебном доме, Абрамцево

Нет, он не был бездарным прожигателем отцовых денег, это был талантище.

Ему выпал жребий преумножать родительский капитал, только вот ему самому хотелось на сцену.

Молодой Мамонтов удачно женился - не в смысле приданого, - его супруга оказалась умной, талантливой, понимающей и безмерно энергичной - идеал!

К сожалению, у Саввы и его отпрысков была предрасположенность к туберкулезу, и молодая семья не раз проводила зимы в Италии.

В Италии Савва Мамонтов сдружился с компанией "русских римлян" — скульптором Марком Антокольским, искусствоведом Адрианом Праховым и живописцем Василием Поленовым, но, что еще более интересно, ему предложили место баритона в Миланской опере!

Вот этого его отец уже не стерпел и немедленно отозвал сына-балагура домой.

- А для поправки здоровья, прикупим вам хороший дом на природе, чтоб и речка, и лес, живите да радуйтесь.

Так Савва Мамонтов, молодой богач, будущий известный предприниматель и меценат, стал хозяином усадьбы Абрамцево.

Вероятнее всего на выбор именно этого дома повлиял его флер - ранее он принадлежал человеку известному, из дворян, но тесно связанному с литературой и богемной средой.

В усадебном доме сегодня
В усадебном доме сегодня

После масштабного ремонта господского дома семья Мамонтовых надолго обосновалась в Абрамцево.

Из Италии пожаловали знакомцы Саввы - "могучая кучка", ставшая основой абрамцевского кружка.

Дуб наблюдал.

Жили общиной, куралесили, писали портреты друг друга и ваяли бюсты, музицировали, участвовали в домашних спектаклях, растили детей... Благо хозяин дома всё это мог оплачивать.

Именно в то время в усадьбе появляются новые строения - плоды совместного творчества.

-12

Я не зря упомянула, что растили детей: трое сыновей Саввы вошли в историю благодаря выдающейся службе Отечеству.

Достижения же художественного кружка и история про "наше всё" гораздо скромнее.

Уж извините, но таково мое мнение, что знаменитая "Девочка с персиком" кисти Валентина Серова - это вам не девушка с виноградом на картинах Брюллова.

Таков и был мотив рабочего название этого очерка.

Девочка с персиками, 1887. Валентин Серов, Третьяковская галерея, Москва
Девочка с персиками, 1887. Валентин Серов, Третьяковская галерея, Москва
Итальянский полдень, 1827. Карл Брюллов, Русский музей, Санкт-Петербург
Итальянский полдень, 1827. Карл Брюллов, Русский музей, Санкт-Петербург
Итальянский полдень, 1831. Карл Брюллов, Третьяковская галерея, Москва
Итальянский полдень, 1831. Карл Брюллов, Третьяковская галерея, Москва

Вот "Осенний пейзаж. Абрамцево" кисти Ильи Репина на мой вкус идилличен и ничуть не уступает Моне, но в Абрамцево картина не выставлена, увидеть её можно в Поленово.

Знаменитые изразцовые печи и особенно скамья Врубеля - образчики безвкусия, в Ватикане или Лувре ими бы вряд ли заинтересовались.

-18
-19
-20

Кстати, на экскурсии по дому вы услышите от гида, что изразцы для печей в то время считались... браком.

А теперь? Вызывают умиление (правда, не у меня).

Вот церковь Спаса Нерукотворного, над которой трудились буквально все члены Абрамцевского кружка, и вправду удалась. О ней будет отдельное повествование.

После двух поездок в Абрамцево с разницей в десять лет я так и не могу взять в толк, зачем сюда привозят детей.

Для них на этой экскурсии вообще нет ничего интересного: кто на ком женился, кто кого рисовал, кто в какой спальне спал и кто где похоронен...

Нет, я понимаю, нужно прививать, воспитывать хороший вкус, но Абрамцево - вовсе не Галерея Боргезе, и вкус у ребенка может навсегда остаться лубочным. Дозируйте, господа. ))

Всем счастливых дорог!