Найти в Дзене
КНИЖНЫЙ УГОЛОК

Эрих Мария Ремарк "Три товарища"

Осторожно, спойлеры!

Уже больше месяца прошло с тех пор, как я прочитала этот роман. Никак не могла собраться с мыслями, чтобы хоть что-то написать об этом бумажном герое из "Москва слезам не верит", которого "вся Москва читает". Все потому, что книга меня почти не задела и даже временами раздражала.

Моими фаворитами у Ремарка как были, так и остаются "На Западном фронте без перемен" и "Ночь в Лиссабоне". Все, что прочла после, уже не так впечатлило.

Нет, бесспорно, "Три товарища" - очень красивая и печальная история о друзьях из Германии, которая едва ли оклемалась от последствий Первой мировой войны. Они разные, но дружба у них, правда, настоящая. Каждый из них готов прийти другому на помощь, пусть для этого нужно будет, рискуя жизнью, пролететь на машине ночью в дождь и туман сотни километров.

"Три товарища" - это ещё и история любви двух людей, познавших всю горечь жизни. Робби прошел войну, на его глазах умирали товарищи. Он устал от всего, особо не заботится об устройстве своей жизни и ищет утешения в алкоголе.
Патриция - смертельно больна. Она, как и Робби, не строит планов. Ведь как можно строить планы, когда ты знаешь, что следующей весной тебя уже не будет?

Вот так вокруг верной дружбы, сладкой и несчастной любви, а также алкоголя, ресторанов и гоночных машин вертится сюжет книги.

Главный герой отстранено наблюдает за политическими событиями, ему все-равно. И это понятно. Но тут напрашивается цитата: "Я не интересуюсь политикой", - сказал он по пути в концлагерь".

Чтобы как-то украсить свое обречённое существование, герои зацикливаются на мещанских радостях (рестораны, машины, шубка и украшения и т.д.). За этим они как бы прячутся от надвигающихся роковых событий.

Их можно понять, но такие герои не будут жертвовать собой во имя великого, неоднодневного, не бросятся под вражеские танки, чтобы спасти других, спасти Родину или идею. Они будут сидеть с бокалом вина где-то в Лиссабоне и плакаться, что все бросают и бегут на чужбину в эмиграцию, покидая "булочку и трамвайчик".

Но больше всех мне было жаль соседа Робби. Зря он так с собой поступил