Знаете, чем работники музеев, отелей и ресторанов Венеции отличаются от своих собратьев по всему остальному миру? Они твердо уверены, что оказывают неоценимую милость остальному понаехавшему быдлу, позволяя гулять по своему городу, есть в их ресторанах и платить, платить, платить... Ваще, "пипл схавает". Как ответил на красивом итальянском языке один директор отеля в Венеции на вопрос о старом постельном белье и грязных номерах - "И так сойдет, Вы все равно приедете". Я называю это "венецианской болезнью".
В России этой болезнью тоже болеют. Обычно - приграничные города и в несколько "национальной" форме. Я сейчас говорю только о Северо-Западе России, югА даже трогать не будем. Много случаев в Выборге, практически полностью заражен Калининград и Карелия. Увы, такая красивая и близкая Карелия.
В чем проблема сервиса Карелии? У них чересчур долго были туристы первой свежести - финны и второй - россияне. Финны исчезли, а воспоминания остались. Вот и рассказывают в лицо в лавке шунгита, какие щедрые покупатели финны, вот и фыркают в книжном магазине - "О Карелии - только на финском!!! А Вам зачем?".
Симптомы болезни? Все просто: если Вы ненавидите туристов, но любите их кошельки, если Вы считаете, что пьяный финский турист лучше трезвого русского, если Ваша любимая фраза "Вас много, а я одна" - да, Вы заражены.
Я бы поняла - один или два случая... Но из каждой поездки привозится куча восторгов от красоты Карелии и горы обид на людей, работающих там.
Теперь попробуем с примерами...
Лахденпохья, выходной день, много туристов. Первое кафе известной рыбной фермы. Место обязательной остановки туристов на обед. Время - 11:30. Заходим, дальше диалог:
"- У Вас уха есть? - Нет, а что уже обедать пора? - Ну сейчас поставим варить, потерпите... - А сколько ждать? - Часа полтора-два... - Долго... - Ничего, подождете..."
Второе кафе той же фермы:
"- Уха есть? - Нет, мы ее сегодня варить не будем... - А что так? - А рыбу забыли заказать... Пельмени тоже не заказали... Курицу жареную будете?"
Просто маленький ресторанчик в центре городка. Время 11:50:
"У Вас пообедать можно? - С 12:00 - Хорошо, мы подождем. Может примете сейчас заказ? И напитки принесете? - Вот еще. После 12:00 и подойду." Что бы было понятно - пустой ресторан, два столика ждут 12 часов - обеда. В 12:15 подошли принять заказ. В 12:30 подали один салат. Минут через десять - суп. Второй столик был опытнее - они сделали заказ и ушли гулять на Ладогу. Пришли минут через 40 и сели есть...
Далее - Сортавала, воскресенье. 15:00 - 15:30.
Центр города, "ресторан"-столовка "Дом Берга".
"Так! Подходите, берете тарелки в руки и садитесь за столики! Вас сколько? Пятеро? Порционные блюда готовить не будем!!!" Ага, при стоимости 320 руб за небольшую тарелку супа?
Кафе "Уют". Кавказский или восточный колорит.
"Готовить будем 40-50 минут, сначала других обслужим - у них заказ больше. Суп? Тоже 50 минут... Ну и что, что рыба в меню 400 грамм порция - у нас только 750 граммовая". И это после 20-минутного ожидания официанта с меню.
Ну и про третье место - кафе "Сеурахуоне" просто сказать нечего - крошечные порции, невкусно и дорого... Тут не Венецианская болезнь, а просто криворукий повар и жадный хозяин.
Петрозаводск, апрель этого года.
Ресторан-пивоварня "Северная". Зашла выпить пива. У стойки нельзя, села за столик. Официант:
"Что будете? Всего два пива? И счет сразу? Не... Я сейчас банкет обслужу, потом именинников, а потом подойду заказ принять... Не буду сейчас, некогда..." Интересно, а если бы заказ был на самое дорогое блюдо, время бы нашлось? И сколько времени занимает передать заказ на бар, принести его и получить деньги?
Маленький мини-отель "Илма". Заселяем группу. Ресепшен:
"Всем молчать! А то я собьюсь! Почему в номере холодно? А мне какое дело! Батареи не регулировать - сломаете еще!" Говорите, вызвать директора? Пришла и слово в слово повторила слова администратора. Она же нам милость оказала - позволила оплатить номера...
Выезжаем: "Как уходите? Я должна номер принять - вдруг вы сперли что-нибудь..." Интересно, что можно спереть в гостевом доме 2* с натяжкой?
Надоела??? Потерпите еще немного...
И последнее, но самое горькое для меня - мои коллеги, гиды...
Как Вам такие высказывания:
"Потом фотографироваться будете. Пройдете еще раз и сфотографируетесь. На вопросы отвечать времени нет - следующая группа ждет". Угадали? Конечно, Рускеала!
Идет экскурсия. Уже минут 20 гид увлекательно рассказывает об истории места и музея. НО, каждые две-три минуты он останавливается, подбегает к идущему мимо посетителю с вопросом - "А Вы на экскурсию пойдете?". Такое чувство, что 30 человек группы - второсортное быдло, а он ждет какого-то исключительного супертуриста!!! Музей "Гора Филина"
Что уж говорить о продавцах в обычных магазинах, билетных кассирах и т.д. То же самое, только еще в более необычной форме (я не сказала - в извращенной...).
И на фоне всего этого, как приятно встретить людей, любящих туристов! Магазин и винотека "Гарант" завода Аалто, персонал отелей "Яккимаа" Лахденпохья и "Белые мосты" Питкяранта, гиды заповедника "Кивач" - огромное СПАСИБО!!!
А так - Карелия безумно красива!!! Рекомендую!!!
Сейчас буду выкладывать опусы с рассказами, как самим съездить в Карелию на общественном транспорте на один день.
Первый - о Лахденпохья: https://zen.yandex.ru/media/id/5ead7a096c15632218120ca8/iz-sanktpeterburga-na-odin-den-da-i-esce-i-na-obscestvennom-transporte-ili-gorod-angelov-60ca3db6a0acd45cadb95444
Да, если кто-то умеет делать короткие ссылки - помогите, плиз!!!