Как вы помните, мы не так давно побывали с визитом в Советск Калининградская область, и даже написали для вас пост с маршрутом для первой прогулки по городу.
Сегодня мысли вновь вернулись к этому городу, так как в наши руки (уже давненько) попала книга "Тильзитские доминанты" Татьяны Урупиной. Книга очень интересна для тех, кто любит рассматривать и понимать суть архитектуры, ее художественный смысл, но и те, кто просто хочет приблизиться к истории Тильзита, найдут тут интересные моменты. Но сегодня мы хотим рассказать не о самой книге, а об одной-единственной, но неповторимой улице - Линденштрассе-Ломоносова.
Хочется отметить, что Татьяна Урупина, как человек, который очень любил Тильзит-Советск, увидев улицу Ломоносова сегодня, была бы счастлива и просила бы своего мужа Якова Розенблюма фотографировать ее еще и еще, чтобы запечатлеть эту песнь архитектуры. Ну а мы в ближайшее время вернемся в Советск, чтобы сделать более детальные фотографии и поделиться ими с вами.
Ну-с, к делу. Линденштрассе в переводе означает Липовая улица. И в Тильзите и сейчас на уже улице Ломоносова действительно есть липы, но они изрядно кронированы на данный момент, скорее всего, с целью открыть взорам отреставрированные здания. А вот палисадники перед домами ушли в небытие. Цветов маловато.
Линденштрассе была оживленной улицей, а иметь здесь квартиру считалось высшим благом. Начиналась (или заканчивалась) улица от городского парка, там же рядом были ресторан и гостиница. Длина улицы небольшая (и тогда, и сейчас) всего около 300 метров, зато каких: античные портики на фасадах, фрески, резные парадные двери, балконные решетки, рельефы на фасадах.
Дом № 7: в сквозном проезде этого дома со стороны улицы можно увидеть фреску с изображением павлина. Центральная часть фасада похожа на античный портик. Венчает дом треугольный фронтон над двумя пилястрами с ионическими капителями.
Дом № 14: проем парадного входа выполнен в виде арки, высокий первый этаж предполагал вход по наружной лестнице, "эдикула" - ниша (в этом доме - окно), обрамленная колоннами и завершающаяся фронтоном. Также в здании мы можем увидеть характерные античные орнаменты на балконных дверях - "бусы с катушками". А чего стоит "лебединый рельеф" под крышей? Две лебедя и девушка между ними, что это, если не художественное изображение одной из горгон? Она и есть - Медуза.
Дом № 9: подсолнухи с бантиками, арочный главный вход с крылатым жезлом, увитым змеями, над входом, каршут с годом постройки и с вензелем "М" на фасаде. Жезл являлся главным алхимическим символом. Может быть, тот самый "М" имел отношение к алхимии? Или считал, что Гермес покровительствует ему и этому дому? Нет. Жил в доме виноторговец (в прошлом), Август Мертинс.
Дом № 11: облицован клинкерной плиткой, картуш с годом постройки неординарный: год расположен по диагонали, сам картуш украшен дубовыми листьями. Декор здания явно нес в себе определенную цель: сохранить в доме изобилие, процветание, могущество, благородство, и даже послать его владельцам бессмертие. Об этом свидетельствуют липовые, дубовые ветви, и рельеф двух рогов изобилия (ищите их внимательно: они между окнами первого и второго этажей). Также здание украшают маски с женскими и мужскими (бородатыми!) лицами.
Дом-корабль № 15/10 оставили напоследок, потому что он ремонта пока не дождался... увы... А ведь тут есть на что посмотреть. Угловая часть выглядит, как нос корабля. Средневековую романтичность и величавость зданию придают 6 щипцов, которые вот-вот будут утрачены. Центральный угловой эркер венчает барочный купол с фонариком. Маскароны с женскими лицами - тончайшая работа. Рельефы с подсолнухами и дубовыми листьями - отсылка к стилю модерн. Редкие окна с трехлопастной аркой можно увидеть в угловой части дома.
Не только эти здания, но и все другие немногочисленные неназванные, привлекают особое внимание любителей эклектичной архитектуры. Думается, что общий стиль улицы - все-таки эклектика, которая объединяет в себе все лучшее от многих других стилей.