Первая игра, со щедрой руки Epic Games досталась мне совершенно бесплатно. И, скажу честно, очень понравилась. Поэтому продолжение я решился купить. Уверен, рано или поздно она то-же будет раздаваться бесплатно, но кредит доверия выданный первой частью сделал свое дело. В конце концов, стоит заплатить хотя-бы за то удовольствие, которое я уже получил.
Итак продолжение. Именно продолжение, а не вторая часть. Хотя цифры 2 нет и в названии. И ожидать чего-то революционно нового не стоит. Итак, проплавав подо льдами несколько дней я оказался в несколько смешанных чувствах. Все то, что полюбилось в первой части на месте. Подводные пейзажи, радость открытий и находок, исследование глубин с их тайнами, крафт предметов и инструментов. Не сказать, что их стало намного больше, но все-таки есть и новые. Хотя, честно сказать, довольно бесполезные. Например использование ручного прибора для геологоразведки мне не понравилось. Без него, с фонарем в руке, я находил предметы намного быстрее. А вот музыкальный автомат на базе очень порадовал. Жаль, на нем не было регулятора громкости. Слишком уж сильно он орёт. Даже снаружи слышно. Еще одно полезное нововведение - это комната управления базой. Правда у нее только одна полезная функция - можно отключить неиспользуемые модули в случае нехватки электроэнергии. Хотя после установки термоядерного реактора проблем с электричеством уже не бывает. Возможность покрасить базу - функция интересная, но в общем бесполезная. А структурная целостность отображается каждый раз при строительстве новых модулей. Но в целом, хорошо, что ее узнать можно в любой момент из комнаты управления. Это придает некую завершенность самой комнате управления.
Основным-же отличием и нововведением в игре можно считать изучение суши. Точнее, окружающих залив ледников. И вот тут как раз ощущение остается двоякое. С одной стороны, это многое добавляет в механику игры. В первой части все пребывание на суше у меня заняло от силы минут 15. Каких-то особых впечатлений оно не оставило. Передвижения по суше выглядели и чувствовались весьма гротескно, неуклюже. Но из-за короткого пребывания общего впечатления не портили. В продолжении-же вне океана приходится проводить довольно много времени. Для этого выдается даже отдельный транспорт, Полярный лис - что-то вроде мопеда на воздушной подушке, и предусмотрена специальная, теплая одежда. Вот только сама суша осталась выглядеть как-то вторично. Одни и те-же белые скалы вокруг, минимум растительности. одинаковые пещеры. Может с точки зрения реальности, это и имеет смысл. но в игре все это смотрится очень уныло. Хочется побыстрее сделать все сюжетные ходы и вернуться под воду. К тому-же двигаться на суше довольно неприятно. Преодоление преград порой вызывает кучу вопросов. Почему я не могу подняться вверх по тропинке там, зато здесь с легкостью запрыгиваю по, казалось-бы неприступным, утесам.
Управление Полярным Лисом так-же не доставляет особого удовольствия. Он быстро набирает скорость, но в условиях длинных извилистых коридоров это даже скорее минус, чем плюс. Наезжая на камни или касаясь стен он начинает выписывать какие-то кульбиты с трудом укладываемые в рамки законов физики. Но без него играть очень трудно. Во первых - на нем не замерзаешь (а постоянно падающая температура при пребывании на суше - настоящая проблема на первых этапах игры), а во вторых без него вас гарантированно покалечат если не довольно агрессивные волко-медведи, кидающиеся на все живое в радиусе обзора. то гигантские подземные черви, норовящие вылезти в самый неподходящий момент. В общем и целом, вся эта история с исследованием суши выглядит каким-о ненужным аппендиксом на теле игры. А необходимость переодеваться со временем начинает утомлять. Единственное, что спасает эту ситуацию - возможность телепортироваться на "Мореход", после нахождения чертежей соответствующего оборудования. Еще одно нововведение - это возможность дистанционно управлять небольшим роботом - "пингвином". Его можно использовать, для разведки местности, или чтобы залезть в маленькие проходы. Такая небольшая миниигра. Не назову этот процесс интересным, но он обязателен, так как, например, шерсть для одежды можно добыть только им. В общем еще один аппендикс на теле игры.
Океанская же часть мало отличается от того, что видели в предыдущей части. Разве что дно стало более извилистым, количество узких проходов и пещер существенно увеличилось, но после постройки "Морехода" (аналог "Мотылька" из первой части) - это уже перестает быть проблемой. Циклоп в этой части беспощадно вырезали. С одной стороны жаль, с другой, учитывая характер дна и размер проходов - здесь он был-бы бесполезен. Вместо "Циклопа", предлагается расширять "Мореход" путем пристыковки узкоспециализированных секций. Жилой модуль, аквариум, склад, изготовитель, камера транспортера - куда приводит активированный телепорт, аквариум, отсек для "Краба". В принципе, кроме изготовителя, склада, "Краба" и транспортера - остальное особо полезных функций не несет. Но даже в таком составе "Мореход" становится довольно длинным и неуклюжем. Для ныряния в пещеры приходится или отсоединять на время отсеки, или, после того. как чертежи будут собраны, использовать "Краба". Сам "Краб" ничем от такового из первой части не отличается. Те-же улучшения, те-же модули, те-же функции.
Что касается сюжета, в принципе он довольно прост, как впрочем и в первой части. В конце концов сюжет для таких игр - всего лишь фон. Вам предстоит разыскивать свою сестру, попутно помогая инопланетной форме жизни обрести новое тело и отправиться домой. Естественно эти две линии переплетены друг с другом, и делать что-то одно из двух у вас не получится. Главное сюжетное отличие - наличие еще одного живого персонажа на просторах океана. Довольно неприятного вида женщины в костюме "Краба", и с собственной небольшой базой. Это приятно. Все-таки в первой части вы были абсолютно одиноки.
Графически игра ничем не отличается от предшественницы. Добавилось несколько новых текстур, объектов, но в целом заметных отличий от первой части, какой-то новизны нет. И не могу сказать, что это плохо, потому-что первая часть в плане графики меня полностью устраивала. Хотя в первой части пейзажи были как-то более запоминающимися. За несколько часов игры биомы становились настолько узнаваемыми. что становилось легко ориентироваться в пространстве. В продолжении-же у меня такого эффекта не возникло. Несмотря на то, что биомы отличаются друг от друга, ориентироваться без установки множества маяков было трудным. Именно в продолжении почему-то ловишь себя на мысли о нехватке карты. Зато добавились эффекты дождя и града. И смотрится все это красиво. Как, впрочем, и северное сияние. И лучи солнца, играющие под водой. Красота!
В сухом остатке мы имеем ту-же самую игру, что была и год назад с небольшими, и, на мой взгляд, не очень удачными нововведениями в виде исследований суши. Покупать эту игру за фуллпрайс мне кажется сомнительным удовольствием. Ну если только. как в моем случае, первая часть досталась задаром. Игрокам, которые не были знакомы с этой серией, я от души порекомендую поиграть в первую часть. Тем-же, кто хочет продолжения - лучше подождать скидок. И, кроме того, думаю эта игра один из кандидатов в бесплатную раздачу к концу года. Можно и подождать.
Что касается системных требований, то для 2021 года они более чем скромные. Я играл на "игровом ноутбуке трехлетней давности. i5-8300H, GeForce 1050 с 2 Гб, и 8 Гб оперативной памяти. Игра спокойно выдавала 60 кадров в секунду на выше-средних настройках в разрешении FullHD. И в принципе держала уверенные 30 FPS на максималках. Иногда замечались некоторые просадки и фризы, но редко. И в основном именно на суше. Все-таки родная стbхия для Subnautica - это вода.