Найти тему
Историк

Строгие правила поведения в советских школах

Оглавление

Строгая дисциплина советского образовательного учреждения была направлена на воспитание достойного гражданина, который готов жертвовать своими интересами в пользу общества. Учителя того времени использовали довольно жесткие методы воспитания, иногда применяя физические наказания для “лучшего” усвоения предметов. Однако образование было бесплатным и доступным для всех.

Образ советского школьника
Образ советского школьника

История советской школы

Образовательная система претерпела серьезные изменения после октябрьской революции. На смену церковно-приходским школам пришли сельские. Также вместо училищ и гимназий, где ранее обучались дети высших сословий, появилась Единая трудовая школа. Главное – образование стало доступнее для крестьянских детей.

Целью новой системы было воспитание трудоспособного и жизнерадостного человека, который в будущем будет работать на пользу государства и активно продвигать идеологию того времени.

В каждом пятилетнем плане правительство обязательно включало задачи по повышению образованности среди населения. В 1930-ых годах ввели обязательное начальное образование, активно развивали среднее и высшее. Русский язык стал основным предметом во всех школах, в том числе в национальных республиках. Разрабатывались учебные пособия, планы производственных практик.

В 40-ые усилилось военно-патриотическое воспитание. Война лишь ускорила рост числа учебных заведений. Школ, специальных и высших заведений стало больше. А вот в 50-е школьников было меньше. За парты сели дети войны, которых было не так много.

В конце 60-ых годов провели реформу школьного образования. В результате начальная школа длилась с 1 по 3 классы, средняя – с 4 по 8 и старшая – 9 и 10. Школьники получили новый комплект учебников с улучшенным материалом. В 1970-ые делался упор на техникумы и училища, где готовили кадры среднего звена. Конституция 1977 года закрепила право детей на бесплатное как начальное, так и высшее образование. Учебники также выдавались бесплатно.

В 1980-ые в школах ввели 11-летнее образование. Однако школьники получили выбор: остаться при старой системе с 10 классами или дополнительно проучиться год. Тогда же появилось “перепрыгивание” с 3 на 5 класс. С распадом СССР все школы перешли на 11 классов.

Облик советского школьника

Единая для всех, чистая и тщательно выглаженная форма. Девочки носили платья и фартуки, в косы вплетали банты, мальчики – брючный костюм. У каждого на форме был значок с эмблемой “октябренка”, “пионера” или “комсомольца”. За спиной висел тяжелый ранец с учебниками и тетрадками.

На первый взгляд все были одинаковыми: одинаковая форма без лишнего декора, тетради без каких-либо рисунков. Советского школьника ничего не должно было отвлекать от учебы.

Дисциплина на первом месте!

Владимир Ильич Ленин
Владимир Ильич Ленин

Дисциплинарный порядок стоял на первом месте. Более того, на тетрадях вместе с таблицей умножения писали правила поведения в школе. Без порядка невозможно было освоение школьной программы.

На первом месте были уважительное отношение к учителям, старшим товарищам, бережное отношение к школьному имуществу, учебникам и тетрадям, опрятный внешний вид.

А далее:

1. Прилежно учиться, не опаздывать на занятия, приходить в школу со всем необходимым комплектом учебников и тетрадей. Готовиться к уроку до прихода учителя.

2. Аккуратно обращаться с формой и школьными принадлежностями. Держать их в чистоте и порядке. Следить за своим внешним видом: никаких модных причесок, косметики.

3. При входе учителя в класс незамедлительно вставать, приветствуя его. Во время урока держать спину прямо, внимательно слушать преподавателя, выполнять все задания.

4. Записывать весь материал в тетради, вести школьный дневник. Самостоятельно выполнять домашние задания.

5. Уважать директора и учителей, беспрекословно выполнять все их требования. При встрече здороваться с поклоном.

Наказание как способ воспитания

В советской школе не только учили, но и воспитывали. А если ученик не слушался преподавателя, его незамедлительно ждало наказание, а иногда оно было весьма суровым.

За проделки и шалости школьник мог получить выговор, серьезный разговор с учителем или директором. Популярными мерами были порицания, исключение с урока и из школы. За плохое поведение школьник мог простоять весь урок у парты. Самым неприятным был позор. Ученик получал выговор перед всем классом, во время которого одноклассники непременно высказывали свои замечания, вызывая у провинившегося жуткий стыд.

Особо непослушные ученики легко могли получить подзатыльник или удар указкой. Никто не жаловался на учителей, да и жаловаться было некому. Все наказания были легитимными и закреплялись на законодательном уровне.

Мы должны думать не только о том, чтобы дать ребятам известную сумму трудовых навыков, а чтобы воспитать ребят способными к социалистическому, к коммунистическому труду, – Надежда Константиновна Крупская (революционерка, идеолог советского образования и воспитания).
СССР
2461 интересуется