Строгая дисциплина советского образовательного учреждения была направлена на воспитание достойного гражданина, который готов жертвовать своими интересами в пользу общества. Учителя того времени использовали довольно жесткие методы воспитания, иногда применяя физические наказания для “лучшего” усвоения предметов. Однако образование было бесплатным и доступным для всех.
История советской школы
Образовательная система претерпела серьезные изменения после октябрьской революции. На смену церковно-приходским школам пришли сельские. Также вместо училищ и гимназий, где ранее обучались дети высших сословий, появилась Единая трудовая школа. Главное – образование стало доступнее для крестьянских детей.
Целью новой системы было воспитание трудоспособного и жизнерадостного человека, который в будущем будет работать на пользу государства и активно продвигать идеологию того времени.
В каждом пятилетнем плане правительство обязательно включало задачи по повышению образованности среди населения. В 1930-ых годах ввели обязательное начальное образование, активно развивали среднее и высшее. Русский язык стал основным предметом во всех школах, в том числе в национальных республиках. Разрабатывались учебные пособия, планы производственных практик.
В 40-ые усилилось военно-патриотическое воспитание. Война лишь ускорила рост числа учебных заведений. Школ, специальных и высших заведений стало больше. А вот в 50-е школьников было меньше. За парты сели дети войны, которых было не так много.
В конце 60-ых годов провели реформу школьного образования. В результате начальная школа длилась с 1 по 3 классы, средняя – с 4 по 8 и старшая – 9 и 10. Школьники получили новый комплект учебников с улучшенным материалом. В 1970-ые делался упор на техникумы и училища, где готовили кадры среднего звена. Конституция 1977 года закрепила право детей на бесплатное как начальное, так и высшее образование. Учебники также выдавались бесплатно.
В 1980-ые в школах ввели 11-летнее образование. Однако школьники получили выбор: остаться при старой системе с 10 классами или дополнительно проучиться год. Тогда же появилось “перепрыгивание” с 3 на 5 класс. С распадом СССР все школы перешли на 11 классов.
Облик советского школьника
Единая для всех, чистая и тщательно выглаженная форма. Девочки носили платья и фартуки, в косы вплетали банты, мальчики – брючный костюм. У каждого на форме был значок с эмблемой “октябренка”, “пионера” или “комсомольца”. За спиной висел тяжелый ранец с учебниками и тетрадками.
На первый взгляд все были одинаковыми: одинаковая форма без лишнего декора, тетради без каких-либо рисунков. Советского школьника ничего не должно было отвлекать от учебы.
Дисциплина на первом месте!
Дисциплинарный порядок стоял на первом месте. Более того, на тетрадях вместе с таблицей умножения писали правила поведения в школе. Без порядка невозможно было освоение школьной программы.
На первом месте были уважительное отношение к учителям, старшим товарищам, бережное отношение к школьному имуществу, учебникам и тетрадям, опрятный внешний вид.
А далее:
1. Прилежно учиться, не опаздывать на занятия, приходить в школу со всем необходимым комплектом учебников и тетрадей. Готовиться к уроку до прихода учителя.
2. Аккуратно обращаться с формой и школьными принадлежностями. Держать их в чистоте и порядке. Следить за своим внешним видом: никаких модных причесок, косметики.
3. При входе учителя в класс незамедлительно вставать, приветствуя его. Во время урока держать спину прямо, внимательно слушать преподавателя, выполнять все задания.
4. Записывать весь материал в тетради, вести школьный дневник. Самостоятельно выполнять домашние задания.
5. Уважать директора и учителей, беспрекословно выполнять все их требования. При встрече здороваться с поклоном.
Наказание как способ воспитания
В советской школе не только учили, но и воспитывали. А если ученик не слушался преподавателя, его незамедлительно ждало наказание, а иногда оно было весьма суровым.
За проделки и шалости школьник мог получить выговор, серьезный разговор с учителем или директором. Популярными мерами были порицания, исключение с урока и из школы. За плохое поведение школьник мог простоять весь урок у парты. Самым неприятным был позор. Ученик получал выговор перед всем классом, во время которого одноклассники непременно высказывали свои замечания, вызывая у провинившегося жуткий стыд.
Особо непослушные ученики легко могли получить подзатыльник или удар указкой. Никто не жаловался на учителей, да и жаловаться было некому. Все наказания были легитимными и закреплялись на законодательном уровне.
Мы должны думать не только о том, чтобы дать ребятам известную сумму трудовых навыков, а чтобы воспитать ребят способными к социалистическому, к коммунистическому труду, – Надежда Константиновна Крупская (революционерка, идеолог советского образования и воспитания).