Салют! Давайте поговорим сегодня про плохое фэнтези? Оно ведь встречается, чего уж там, довольно часто. Ниже девять признаков того, что фэнтези, которые вы сейчас читаете – не очень.
Важный момент!
Какой-то один из нижеперечисленных аспектов, сам по себе, может ни о чем не говорить. Есть разные особенности сюжетов. Разные тонкости. Но вот совокупность таких признаков… В общем, чем больше вы насчитаете пунктов из списка ниже – тем хуже
Итак. Вы читаете плохое фэнтези, если:
1. Главный герой не так давно впервые взял в руки оружие и профессиональным воином не является. Однако, когда по сюжету ему пришлось схватиться с врагами, он относительно легко умудряется победить двух-трех «обычных» вражеских солдат.
Особенно плохо, если речь идёт про подростка юношу. И плохо вдвойне если речь про девушку, вдруг так умело орудующую мечом.
2. Фэнтезийный мир, который нам описывают, явно ориентирован на какой-то древний период из истории Земли. Например, очень похож на страну древних славян. Похож не случайно, понятное дело. Автор специально пишет именно так. И вдруг вы обнаруживаете, что в текст вкрались современные термины. «Позвоночник», «мозг» и так далее.
3. В случае наличия нескольких персонажей, чьими глазами вы смотрите на мир – так называемых POVов (point of view, т.е. «точка зрения») вы не смогли бы отличить одного от другого, если бы не разница в именах / собственном положении / описываемых событиях.
То есть нет психологических отличий как таковых – все думают плюс / минус одинаково. Поменяй двух героев местами, никто и не заметит.
4. В тексте постоянно упоминают какие-то сложные, грандиозные интриги, но вы, читая книгу, таких почему-то не наблюдаете. Все события довольно-таки просты. В хорошо написанной книге вы заметите наличие интриг и сами, по факту.
А если на их наличие приходится постоянно обращать внимание автору, чтобы вы, не дай Бог, не подумали что сюжет примитивный – с книгой явно что-то не так.
5. Главный герои / герои раз за разом успешно выбираются из всех передряг без особых потерь. В какой-то момент просто становится скучно читать. Тут возможен следующий подпункт:
Герой просто невероятно везучий. Любые сложности / логические дыры автор затыкает безумной удачей своего персонажа. Герою везет, а врагам нет. Раз за разом.
В принципе, как частный случай удачи, сюда можно вписать и «Рояли в кустах» - довольно известный прием, когда на ход сюжета влияют какие-то обстоятельства, которые, вроде как, предпосылок не имели.
Пример: бандиты поймали нашего персонажа и собираются распять на кресте, как рядышком, волею случая (автора) проезжает рыцарский отряд. Разбойники перебиты, герой на свободе. Ура!
6. Герой - мэрисьюха (мартисьюха). То бишь невероятно крутой, сильный (красивый, в случае женского персонажа), умный и так далее. Нагибатор, одним словом. Ну и удачливый, конечно, куда ж без этого – но о роли удачи мы уже поговорили отдельно.
Хотя конкретно в этом пункте бывают и исключения. В большинстве случаев мэрии сью смотрятся, конечно, нелепо, но некоторым персонажам такая роль, в силу логики повествования, все же идет. Хороший пример Ведьмак Геральт из книг Сапковского.
7. Автор считает, что человеческий страх появился совсем недавно – в веке, например, 20ом. А в те времена когда люди дрались мечами никто никого никогда не боялся. Главный герой, например, боится лишь за других. Не за себя. Он искренне переживает (поскольку очень хороший человек) за взятых в плен товарищей, но вообще не парится, атакуя в два раза сильнейшего врага.
Воины из дружины главного героя беспокоятся исключительно о том, как честь не посрамить. Если какой-то дружинник может красиво, но с пользой погибнуть – естественно, он только так и сделает. И будет при этом искренне рад.
В общем – этакое общество биороботов с мечами. Ну или компьютерная игра.
8. В тексте есть страшно наивная любовная линия. Герои увидели друг друга и полюбили сразу же, с первого взгляда. Всё просто замечательно. Прощай, суровое фэнтези, здравствуйте, любовные описания на 222 листа. Война и разруха покорно подождут, это же все равно книжка, тут всё не по настоящему.
9. Линия какого-то персонажа тупо сливается. Да, это не главный герой. Но все же зачем-то она писалась? Мы следили за происходящим. А потом бац – и всё. Обидно, однако.