Найти тему
Валерий Грачиков

Штурмовик Ил-2. Чем он был - лучшим штурмовиком или "цементбомбером"

Штурмовик Ил-2 – самая массовая боевая машина в истории авиации. Но при этом до нашего времени сохранились буквально штучные экземпляры. Потому что значительная часть «Илов» остались на полях войны. Чем он был? Лучшей машиной своего класса или с этим самолетом было не все так однозначно?

Можно найти массу аргументов как в одну, так и в другую сторону. С одной стороны «Ил» благодаря бронекорпусу был достаточно живучей машиной, в которой у летчика были весьма ненулевые шансы прийти на свой аэродром «на последнем крыле», с измочаленной машиной и огромными дырами в крыльях. Это был самолет поля боя, поддерживавший пехоту и утюживший немецкие танки.

Но вот был ли «Ил» «гениальной машиной», «черной смертью», «ужасом, летящим на крыльях ночи» - это большой вопрос. Ведь этот самолет не обладал такой уж большой грузоподъемностью, в варианте со стрелком он поднимал 300, в лучшем случае 400 килограмм. На нем даже бомбового прицела не было, летчик прицеливался при бомбежке по нанесенным на фюзеляже меткам. К примеру, такая отличная машина как «Тандерболт» поднимала более тысячи килограмм бомб и в одноместном варианте отлично проявлял себя как штурмовик. То есть один «Тандерболт» привозил столько же бомб, сколько звено «Илов».

Вот только есть несколько важных моментов, по которым советским ВВС подходил именно «Ил». И именно по этим причинам он был. И был именно такой, какой он есть.

-2

Для начала надо сказать, что советская промышленность при всем желании не могла дать армии что-то вроде того же «Тандерболта». Да, это хороший самолет. Но на него надо а)много алюминия б)мощный мотор в)много высокооктанового бензина. Всего этого в необходимом количестве советская промышленность на тот момент обеспечить не могла. Поэтому был «Ил». Потому что лучше массовый самолет, способный донести до немцев 300 кг бомб, чем вообще никакого.

Следующая причина – советские ВВС. Если посмотреть на наших противников и союзников, то они в принципе использовали в качестве штурмовиков одноместные машины. А на «Ил» его посадили как панацею от потерь, снизив тем самым бомбовую нагрузку. Так вот по-другому было нельзя. Не получалось взаимодействие между штурмовиками и истребителями, которые их должны были прикрывать. Не было у нас достаточно подготовленных пилотов, способных взаимодействовать между собой. Поэтому и возил «Ил» воздушного стрелка, находившегося в не самых лучших условиях, но спасавшего машины и дававший возможность летчикам продержаться большее количество вылетов.

Советские ВВС не имели возможности вести длительную подготовку летчиков, аэродромные службы не могли эксплуатировать сложную технику, так как не обладали соответствующей квалификацией. Но воевать нужно было сейчас, а не тогда, когда все это появится и весь персонал и личный состав всему обучится.

-3

Поэтому был «Ил». Да, без бомбового прицела. Ну так на «Пе-2», который был бомбардировщиком, он имелся, а вот с точностью бомбометания тоже были проблемы. Потому что квалификация большинства летчиков была невысокой, а повысить ее просто не было времени – надо было воевать. И далеко не все выживали после первых вылетов. А у «Ила» имелся бронекорпус, который давал неопытному летчику уцелеть в первых вылетах и давал шанс на спасение даже в тех случаях, когда приходилось идти на вынужденную посадку.

СССР пришлось сделать ставку на массовость и она себя оправдала. Да, высокой ценой, штурмовики несли большие потери. Да, «Ил» был не самый лучший самолет и на нем летали далеко не асы, а простые выпускники летных училищ, прибывавшие в полки, освоив минимум, позволявший управлять машиной. Но в итоге эти летчики все-таки научились драться и переломили ход войны в воздухе. Поэтому хорошо, что «Ил-2» был. Со всеми его недостатками и преимуществами.

------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.

Мои статьи и видео доступны также во "ВКонтакте" на YouTube, в Инстаграм