Не так давно я брал на тест Nissan X-Trail и Nissan Qashqai. Всё в них было хорошо, кроме нескольких моментов - у конкурентов в топовых комплектациях были установлены адаптивные системы круиз-контроля, а у Ниссана их не было даже в премиальном классе.
Совсем. Хотя это очень удобные «фишки», особенно для поклонников автопутешествий и дальних поездок. Порой приходится наматывать многие сотни, а то и тысячи километров в поисках крутых локаций и интересных объектов, это сильно выматывает и хочется хоть немного облегчить себе тяжкий труд водителя.
И вот в апреле, Nissan сообщил отличную новость - завершилась адаптацию системы ProPILOT для российских дорог и их начали устанавливать на "Икстрейлы" и "Кашкаи", собираемые в Питере.
Но кроме «Пропилота» Ниссан внедрил в свои автомобили еще и систему NissanConnect. Она позволяет удаленно управлять автомобилем через свой смартфон – запускать двигатель, открывать и закрывать машину, смотреть историю поездок, загружать маршрут в Навигационную систему, поморгать фарами и даже настроить зону использования автомобиля.
Для тестирования новых «фишек» Nissan пригласил меня на своё мероприятие в Карелии, где удалось проверить работу ProPILOT не только на узких извилистых трассах вдоль Ладоги, но и оценить применимость системы даже в городских условиях.
И бонусом, так сказать, «по - свежим следам» сравнил версии X-Trail и Qashqai 2020 и 2021 модельного года.
Что же представляет из себя Nissan ProPILOT?
Если быть совсем объективными, то до настоящего «автопилота» системе «Пропилоту», как и аналогичным системам от других автопроизводителей еще довольно далеко. Нельзя убирать руки с руля, откинуться на кресле и получать удовольствие от самостоятельного движения автомобиля без помощи водителя – это пока, что еще далекое будущее.
ProPILOT сейчас - это адаптивный и интеллектуальный круиз-контроль и ассистент водителя с функциями автоматического торможения и контролем движения по полосе.
Система не такая уж и сложная как может показаться на первый взгляд. «Глазами» системы является сенсор на эмблеме и набор камер на лобовом стекле, «мышцами» - электроусилитель руля и система торможения, а «мозгами» - бортовой компьютер, который обрабатывает всю поступающую информацию и отдает команды системам автомобиля.
Как рассказали инженеры Ниссан, российская версия ProPILOT достаточно сильно отличается в своих настройках от европейской версии. Для адаптации к условиям российских дорог, инженеры проехали более 30 тысяч км. по дорогам страны от Крыма до Владивостока и внесли немалое количество изменений в логику работы системы.
Включается «Пропилот» не сложнее обычного круиз-контроля. К привычным кнопкам установки скорости/возврата к ранее установленной скорости/отмене круиза, добавилась кнопка активации системы «Пропилот» и кнопка установки дистанции до автомобиля впереди. Все! Включили «адаптив» и погнали.
Но если вы ретроград, то Ниссан оставил и привычный классический режим круиз-контроля, для его активации достаточно удерживать кнопку активации «Пропилот» несколько секунд.
В режиме «автопилота» на дисплее горит надпись «cruise» и если камеры считывают разметку, то по бокам дисплея отображаются две зеленых полоски и зеленый руль.
ProPILOT не ведет автомобиль в полосе, а только удерживает его и как-бы подруливает. Убираю руки с руля и через несколько секунд зумер начинает настойчиво требовать вернуть руки на место и на дисплее загорается предупреждающая надпись.
На руле нет тактильных датчиков и присутствие рук определяется по «обратной связи» в контуре руль – электроусилитель. Если присмотреться, то во время движения в «автопилоте» на руле присутствует легкое подергивание. Так система проверяет наличие усилия на руле, и как только сопротивление исчезает включает предупредительный сигнал. Если руки не возвращать на руль, то через некоторое время (около 8-10 сек) машина начнет снижать скорость и полностью остановится.
Разметку камера читает довольно уверенно, попадались участки, где была видно только осевая линия и даже там камеры неплохо считывали информацию и не выключали адаптивный режим. При потере разметки звучит мягкий звуковой сигнал, да и подруливание происходит более плавно и без тычков и рывков.
С соблюдением дистанции тоже полный порядок, торможение очень плавное даже когда между мной и впереди идущим автомобилем умудрялись встраиваться «третьи лишние». Ниссан предупреждал, что «Пропилот» не предназначен для езды в городе, но и в городе оказалось вполне комфортно ехать в режиме удержания дистанции, протестировал режим в Сортавале.
Если сравнивать с другими реализациями аналогичных систем, то «автопилот» у Ниссана работает гораздо мягче, и я бы сказал, что даже «тактичнее», чем у некоторых конкурентов.
Что в «сухом» остатке? Мы проехали за пару дней около 600 км по карельским дорожкам и забрались в очень крутые локации – заброшенную финскую бумажную фабрику в Харлу и старую финскую ГЭС в этом же поселке, заглянули на финскую ГЭС в Хямекоски и заскочили на разрушенную финскую мельницу в Мельничных ручьях. И уже в завершении мощного трипа заглянули в Кинерму – аутентичную карельскую деревню.
Между этими точками были нудные и асфальтовые перегоны, которые обычно отнимали немало внимания и сил у водителя. Здесь же удалось немного расслабиться с адаптивным круиз – контролем, убрать ноги с педалей и сохранить немного сил для изучения локаций.
С нетерпением буду ждать появления следующее поколение автопилота от Ниссан ProPilot 2.0. Их уже активно ставят на авто, поставляемые на рынок Японии, ждем пока доберутся и до нас.
А что вы думаете про такие системы адаптивного круиз-контроля? Поделитесь своим опытом использования.