Найти в Дзене
Ирина Адамова

Музей прикладного искусства академии им. А.Л. Штиглица - один из лучших музеев Европы.

Современники называли Всемирные промышленные выставки, которые стали проводиться во второй половине XIX в., «своеобразным переселением народов». Они дали возможность познакомиться с достижениями материально-художественной культуры наций и народов, населяющих планету и находящихся на разных ступенях развития.

«Музей истории труда» Всемирной выставки, проходившей в Париже в 1867 г., предоставил возможность его посетителям почувствовать связь эпох, непрерывность исторического развития, ощутить историю культуры как процесс, осознать неоценимое значение культурно-исторического генофонда как для отдельного народа, так и для человечества в целом.

К этому периоду бурного промышленного развития относится создание в 1876 г. Центрального училища технического рисования имени барона Штиглица и учреждение при нем в 1878 г. учебного художественно-промышленного музея.

Здание художественно-промышленного музея. Арх. М. Месмахер.
Здание художественно-промышленного музея. Арх. М. Месмахер.

Архитектор Земпер, изучавший связь теории и практики в развитии промышленности, большую роль в обучении и воспитании вкуса у населения отводит музейным собраниям и общественным памятникам. Он полагал, что именно архитектура играет роль стилеобразующего начала и что в ней ярко проявляется синтез всех искусств, и это придает ей особую значимость и выразительность. В художественных учебных заведениях по системе Земпера должно было функционировать 5 кафедр: текстиль, керамика, столярное и плотницкое дело, камнерезное искусство и сравнительная теория архитектуры.

Развивавшаяся бурными темпами российская промышленность, так же как и европейская, испытывала острую нехватку высококвалифицированных кадров со специальной художественной подготовкой. Материальной основой русских художественно-промышленных учебных заведений были небольшие государственные дотации и благотворительность отдельных частых лиц, которые в ряде случаев демонстрировали беспримерную щедрость и заботу о судьбе русского промышленного искусства. В частности, государственный деятель Александр Половцов наладил тесный контакт с образцовым английским Южно-Кенсингтонским музеем. Также он делал щедрые дары музею Строгановского училища в Москве.

Старая фотография одного из интерьеров музея
Старая фотография одного из интерьеров музея

История петербургского технического рисовального училища началась с беспримерного в истории российской культуры пожертвования в 1 млн. рублей, сделанного бароном А.Л. Штиглицем. Новое учебное заведение было призвано готовить художественные кадры для развивающейся российской промышленности. В начале 1876 г. купец 1 гильдии, придворный банкир и поставщик двора Его Императорского Величества барон Александр Людвигович Штиглиц обратился в Министерство финансов с просьбой принять у него миллион и разрешить открыть в Петербурге училище технического рисования. Александр II дал свое согласие и выразил «благоволение за этот подвиг просвещенной благотворительности». Высочайшим указом барон Штиглиц был пожизненно назначен Почетным попечителем учебного заведения. После его смерти в 1884 г. эту должность занимала его приемная дочь Н.М. Половцова, а с 1908 по 1917 г. - старшая дочь Половцовых княгиня А.А. Оболенская.

-3

Всю работу по созданию нового учебного заведения возглавил зять Штиглица - сенатор А.А. Половцов. По представлению Штиглица и, видимо, по рекомендации Половцова, директором училища был назначен архитектор М.Е. Месмахер. Первое заседание Совета училища им. Штиглица состоялось в марте 1876 г. дома у Половцова. Совет обсудил сметы, рассмотрел проект здания школы, выполненный архитектором А.И. Кракау, избрал Строительную комиссию.

Для постройки здания была отведена часть Соляного городка. В 1881 г. состоялось торжественное освящение здания училища и открытие его музея, размещенного в восьми просторных залах 2 этажа, выходящих окнами на Соляной переулок. Среди выставленных произведений прикладного искусства видное место занимали предметы из личной коллекции Половцова. Журнал «Нива» писал о музее как об «одном из лучших собраний столицы в этом роде».

-4

-5
-6

Желая упрочить финансовое положение училища и дать ему возможность дальнейшего развития, незадолго до смерти барон Штиглиц составил духовное завещание, согласно которому рисовальная школа получила очень крупную сумму. Новое пожертвование сделало училище самым состоятельным заведением в России, предоставив почти неограниченные возможности для совершенствования учебного процесса и, что самое главное, позволило значительно расширить музейное собрание и начать решать вопрос о строительстве для него специального здания. Для «наблюдения оной постройки хозяйственным способом» было решено учредить Строительную комиссию под председательством Половцова.

Для того, чтобы создать проект здания музея, архитектор Месмахер отправляется в командировку за границу «для обозрения главнейших музеев прикладного искусства». Сразу же по возращении из поездки он представил на рассмотрение Совета училища проектные планы здания музея, о чем Половцов сделал запись в своем дневнике: «Музей будет грандиозным и размещение его задумано превосходно».

-7

Накануне открытия музея в 1896 г. А. Половцов отметил, что сооружение здания музея «увенчалось полнейшим во всех отношениях успехом» благодаря «чрезвычайному усердию, выходящей из ряда талантливости, необыкновенной добросовестности и примернейшему трудолюбию директора Максимилиана Егоровича Месмахера». Тогда же Совет принял решение о премировании архитектора суммой в размере 15 тыс. руб. Ему удалось создать яркую и самобытную композицию музейного здания, что позволяет поставить его в один ряд с крупнейшими мастерами эпохи историзма в архитектуре.

М.Е. Месмахер относился к плеяде зодчих, чье мироощущение и художественное восприятие сформировались в 70-80 гг. XIX в. Это была пора повсеместного увлечения ренессансной архитектурой, поэтому архитектура итальянского Возрождения в его творчестве имела не поверхностно-историческое, а абсолютное и качественное значение. В его работах ярко проявился основной творческий метод историзма: изучение форм и принципов искусства прошлого, его переосмысление и «воскрешение» традиционных форм, наполнение их новым смыслом и содержанием.

-8

В видении Месмахера именно зодчество итальянского Ренессанса в лице крупнейших его мастеров было той самой образцовой архитектурой, создавшей идеальные творческие приемы, на примере которых можно учить новые поколения архитекторов. Опираясь на опыт выдающихся зодчих, используя в своем творении детали декора всемирно известных памятников, Месмахер как добросовестный исследователь и интерпретатор делает своеобразные «ссылки» на конкретных авторов. Их имена запечатлены на главном фасаде музея, на стенах внутри дворов, в росписях залов и галерей. Здесь мы видим имена великих зодчих, живописцев, мастеров прикладного искусства: Палладио, Сансовино, Рафаэля, Фонтана, Джулио Романо и мн. др.

-9

Тема итальянского Ренессанса стала доминирующей не только в общем архитектурном решении здания музея ЦУТР, но в его интерьерах. Всего итальянскому искусству здесь отведено две трети залов (20 из чуть более 30). На второе место после Италии Месмахер поставил Францию, представив ее искусство пятью залами, соответствующими так называемым «королевским стилям». Великолепный декор Русского зала вобрал в себя лучшие черты российского искусства допетровской эпохи.

Экспозиционные залы музея были оформлены с подлинно дворцовым великолепием, что неоднократно отмечалось современниками. Например, журнал «Строитель» в 1897 г. писал: «Вступая через главный вход в просторный вестибюль, посетитель, привыкший к казарменной архитектуре большинства наших музеев, сразу чувствует себя здесь в непривычной обстановке: полированный гранит, мраморы, бронза, живопись - все это богатство в художественных сочетаниях поражает и ослепляет. Это первое впечатление усиливается с каждым переходом и не покидает вас до последнего момента, до выхода из музея…». К сожалению, интерьеры не сохранились в первозданном виде до нашего времени.

-10
-11
-12
-13

Учебное заведение было закрыто в 1923 г., а само здание и ценности переданы в ведение Эрмитажа, откуда впоследствии в большей части возвращены не были. Возрождение образовательного учреждения произошло лишь в 1945 г., так как городу требовалось большое количество художников-реставраторов. После войны, при воссозданном училище, ставшим в 1953 г. ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, был возрожден и музей.

Современная экспозиция музея является уникальным для России опытом реконструкции экспозиции художественно-промышленного музея эпохи историзма, собравшей все «модные тренды дизайна» второй половины XIX в. В наши дни музей продолжает дореволюционную традицию обучения студентов. Здесь можно увидеть выставки работ выпускников училища, предметы отечественного и западноевропейского прикладного искусства.

-14

На фронтоне парадного фасада музея помещена многофигурная композиция, изображающая аллегории искусств и ремесел, в центре которой - мужская фигура в костюме мастерового с портретными чертами Месмахера (скульптор М.А. Чижов). Так увековечена память о создателе прекрасного здания необычного музея. Но необходимо помнить и о тех, кто своей деятельностью и средствами сделали возможным существование учебного заведения, которое по сей день готовит достойных мастеров своего дела.

Статья С.А. Никитина о Половцове:

http://historical-articles.blogspot.com/2011/09/blog-post_4752.html

-15