Крымская война XIX века привела к превышению госрасходов над доходами более чем в 1,5 раза. Лишь спустя 14 лет по завершению войны Россия обрела бездефицитный бюджет.
Крымская война, не смотря на название, захватила широкий ареал: от Камчатки до Балтики, от Чёрного моря до Белого. Против России воевали два сильнейших государства тогдашней Европы – Британия и Франция, их союзником выступала Османская империя, несколько ослабевшая, но всё ещё сильная. Австрия и Пруссия в войну не вступили, но поддержали её, что принудило Россию держать на границе с ними существенные воинские контингенты, которые могли бы пригодиться в Крыму.
Россия потеряла не только весь Черноморский флот, но и существенные средства. За 1853 год, когда нашим противником выступала только Турция, Россия потратила на боевые действия 40% всех госрасходов или 98,5 млн рублей. На следующий год траты на армию и флот составили 52% и вылились в 204 млн из 389 млн общих госрасходов. Последний год войны обошёлся в 91% государственного дохода или 188 млн из 207 млн, пополнивших государственную казну.
Железные дороги и телеграф в России были в зачаточном состоянии, что привело к трате на конных курьеров в 1,5 раза больше денег, чем на все оружейные заводы.
Едва ли не единственным серьёзным источником доходов для казны во время Крымской войны была госмонополия на водку, принесшая в 1854 году 79 млн рублей при налогах с населения в 43 млн.
Крымская война загнала российский бюджет в жестокий дефицит, расходы превысили доходы в 1,5 раза. В оборот были выпущены 461 млн необеспеченных бумажных рублей. Рубль обесценился более, чем в 2 раза: за 1 рубль ассигнациями можно было получить всего 19 копеек серебром, тогда как перед началом Крымской войны – 45 копеек.
Бездефицитный бюджет Россия обрела только через 14 лет.
Мы описывали прямые военные расходы, но были потери, не вошедшие в их число. Так, от обстрелов англо-французской эскадры пострадали Одесса и Мариуполь, в Евпатории разрушено четверть зданий, в Ялте сохранились 36 домов, в Севастополе – 14. Тамань сгорела полностью. Нехватка денег привела к тому, что Севастополь лежал в руинах до конца 70-х годов XIX века.
Константин Барановский