Найти тему

Управление миром: о возможных результатах

Продолжаем изложение мыслей по итогу прохождения игры Sid Meier's Civilization V: Brave New World. Сегодня разговаривааем о возможных результатах игры.

Со щитом

Не зря детище Сида Меера называют законодателем жанра 4X и одной из самых глобальных стратегий в мире. Ибо, во-первых, что может быть глобальнее, чем управление миром (впрочем, спустя какое-то время зрители нашего канала узнают ответ на этот вопрос), а во-вторых, глобальность – она же не только в масштабах, но и в проработке модели. А здесь этого не отнять никак. И даже победы достичь можно несколькими способами. Приведу их все, от самого простого к самому сложному (по своей шкале, разумеется)

  • Военная и научная
  • Культурная
  • Дипломатическая
  • Общая

Отмечу, что военная и научная - это две разные победы, но идут они очень рядом. Ведь даже само по себе получение превосходства в военной сфере напрямую зависит от технологического уровня твоей державы. Особенно хорошо это заметно, когда сильными юнитами штурмуешь слабые города, или же когда твои современные войска играючи уничтожают боевые соединения противника, отстающие от тебя на пару эпох. Таким образом, даже если ты идёшь по пути завоевания мира, двигать науку тебе будет жизненно необходимо. Тем не менее, если твоя цель - именно научная победа, приоритеты расставлять потребуется несколько иначе, чем в случае с победой военной.

Чтобы это понять, необходимо напомнить о такой вещи, как условия достижения победы. Для военной победы это “Контроль столиц всех остальных игроков”, а для научной это “Запуск космического корабля к альфа-центавре”. Соответственно, для первого случая нам нужно развивать военные технологии, а для второго - технологии, дающие науку. Но и это ещё не всё: чтобы запустить корабль, одной лишь науки мало. Нужно произвести строение, именуемое “Программа Союз”, а после этого построить детали космического корабля и переправить их в столицу. Только после окончания всех этих манипуляций ракета взлетит. Таким образом, производство тоже становится нужно и в первом, и во втором случае. Но об этом более подробно мы поговорим в разделе, посвящённом балансу игры.

Сейчас же перейдём к победе культурной. И здесь сразу поговорим об отличиях достижения этого вида победы в Brave New World от более старой версии игры – Gods and Knights. Честно сказать, я затрудняюсь ответить, в какой момент в Цивилизации появилась возможность культурной победы – вроде как, она была не с самой первой версии игры. Но если в Gods and Knights для её достижения нужно было «всего лишь» полностью принять 5 общественных институтов (часть из которых становится доступной только на поздних этапах игры), после чего построить здание под названием «Проект Утопия» - то в Brave New World никакой утопии нет. Культурную победу теперь одерживает тот, кто имеет культурное влияние на других игроков. Для достижения этого самого культурного влияния необходимо, чтобы количество очков туризма в твоей цивилизации было больше, чем количество очков культуры в цивилизациях соперников. Не знаю как вам – а мне такой подход кажется более соответствующим действительности.

То же самое касается победы дипломатической. Если раньше для неё требовалось просто построить ООН, то к рассматриваемой версии игры ситуация поменялась довольно сильно. Во-первых, ООН теперь строится само, и совсем не у того, кто первым дошёл до соответствующего уровня развития. ООН получает тот, кто на момент достижения большинством цивилизаций определённого уровня развития имеет бόльший вес на дипломатической арене (в частности, состоит в союзе с наибольшим количеством городов-государств). Но и это ещё не всё – появление ООН лишь запускает механизм голосования за мирового лидера. Держава, победившая на этом голосовании, и получает Дипломатическую Победу. Конечно, как я уже говорил на эфирах, В старом подходе (построил ООН – получил дипломатическую победу) имелась своя логика. Чтобы её понять, достаточно просто вспомнить, где сейчас находится ООН и кто являлся мировым лидером на дипломатической арене в то время, когда игра создавалась. Однако, и внедрение механизма голосования, и развитие дипломатии до того уровня, который мы с вами наблюдали во время прохождения игры, тоже довольно сильно приближают эту часть игры к реальности – а, значит, этот тренажёр ещё больше начинает отвечать своим задачам.

Теперь поговорим об Общей победе. Дело в том, что игра не бесконечна сама по себе. В Цивилопедии даже есть несколько статей на эту тему, одна из которых так и называется: «Что происходит в 2050 году?» И написано в этой статье о том, что в 2050 году время останавливается. И начинается подсчёт очков. Не удивлюсь, если этот принцип был позаимствован Сидом Меером как раз-таки из той самой настольной игры, которая стала прообразом игры компьютерной (подробнее об этом – во вступительной статье к игре). Самым сложным такой вид победы я считаю потому, что для её получения необходимо продержаться до 2050 года чего бы это ни стоило. За это время любой, включая тебя самого, может достичь любую другую победу: научную, военную, культурную или дипломатическую. Может, даже, не один раз. И задача игрока, который выбрал этот путь – не допустить такого. В принципе. Тут, кстати, есть один очень интересный момент. В игре есть такое понятие, как скорость времени. Так вот – при «средней» скорости времени сама игра занимает примерно 500 ходов, тогда как при отклонении от этого значения в любую сторону число ходов будет меняться. С одной стороны, это может упростить жизнь – ведь, казалось бы, за более длинный период можно набрать бόльшее количество очков и получить бόльшую свободу манёвра. Но в том-то и дело, что это справедливо не только лишь для одного игрока, но и для всех сразу (привет известному спортсмену-философу). При этом, кстати, скорость перемещения войск от скорости игры практически не зависит, а зависимость скорости разработки технологий от скорости игры мне выявить не удалось. Проще говоря, за 800 ходов любой державе будет проще захватить всех соседей, стать мировым лидером или распространить свою культуру на весь мир, чем, скажем, за 200.

На щите

-2

Можно ли в этой игре проиграть? Да. Хотя тут опять же есть нюансы, главным из которых является определение условий проигрыша.

Первый вариант – достижение любой победы другой цивилизацией раньше, чем это сделаешь ты. Тут всё просто. Однако, опять же – насколько я понял, засчитывается поражение только тогда, когда ты сам завершил игру с таким результатом (то есть принял победу соперника или «отошёл от дел»). Но есть на экране поражения и другая кнопка – которая позволяет продолжить игру.

Признаюсь, когда-то давно я поставил себе цель: играть партию до тех пор, пока я не достигну дипломатической победы. Несколько раз на выборах побеждал не я, мне показывали окно проигрыша – но я не соглашался с результатом и продолжал борьбу. В итоге, после очередных выборов дипломатическую победу я всё же одержал. И тут, кстати, мы подходим к следующему варианту: достижение победы не с первой попытки. Проще говоря, ты даёшь себе «ещё один или несколько шансов» на то, чтобы исправить ситуацию. Кому-то это может показаться не совсем честным – но здесь, на мой взгляд, вопрос уже того, какая цель ставится при прохождении игры. Ведь, если мы возьмём даже тренировочные спарринги в единоборствах, я сомневаюсь, что найдётся кто-то, кто не проиграл ни одного из них прежде, чем стал побеждать на ринге. Можете меня поправить, если я ошибаюсь – но в ответ я скажу, что вряд ли таких людей найдётся много. Потому что тренировки нужны нам как раз для того, чтобы отработать «проблемные места». И в этом смысле для вас ваша тренировка может начаться не в тот момент, когда вы начали партию, а в тот, когда на выборах мирового лидера вы потерпели поражение. Главное, как я уже сказал – не подменять цель в процессе тренировки, какими бы ни оказались цель, тренировка и её результат. Проигрывать тоже надо уметь. Кстати, добавлю, что в случае с Цивилизацией такой вариант поражения возможен не всегда - но об этом позже.

Третий вариант поражения – игра до истребления. Суть в том, что игра продолжается до тех пор, пока жив хотя бы один город или хотя бы один юнит в вашей цивилизации. В этом случае все виды победы, кроме военной, можно бы и отключить. Но и военная победа оппонента может не считаться вашим проигрышем, если, например, вы потеряли только лишь столицу, а все остальные города на месте. Другой вопрос, что единственно возможное поражение при таком раскладе означает полное уничтожение ведомой вами цивилизации и физический выход из игры. Ясное дело, кнопка «Подождите… ещё… ход…» для вас станет недоступной.

Ну и ещё один вариант поражения – по числу одержанных побед. Чем-то похожа на общую победу, но смысл именно в признании того, что ваша цивилизация не смогла достигнуть победы в каком-то отдельном секторе, или же вовсе не стала лидером по числу направлений, в которых она доминирует. Например, ваши соперники одержали культурную, дипломатическую и военную победу, а вы – только научную. Порядок одерживания побед в данном варианте роли не играет

При любых описанных выше раскладах я бы рекомендовал также обращать внимание на результаты общей победы – если, конечно, они могут соотноситься с вашей целью.

Когда не понятно, где щит…

-3

Бинарные аспекты разобрали. А вот возможна ли в игре ничья? Это опять же зависит от вашей цели и от того, что вы хотите считать победой лично для себя. Благо сама игра в этом предоставляет вам огромный простор. Другое дело, что если вы выбыли из игры, вряд ли можно говорить о ничьей.

Отдельно отмечу, что в принципе гипотетически возможны варианты, когда два игрока одновременно достигают либо научной, либо общей победы. Но я такого не встречал.

Есть, правда, ещё один нюанс, который я не проверял. Дело в том, что после любой победы игрок может нажать на кнопку «пожалуйста… ещё… ход…» – и в этом случае игра продолжится. Таким образом можно, достигнув одной победы, достигнуть также и других. Однако, в Цивилопедии написано, что после достижения Общей победы можно продолжить игру, но нельзя в ней победить – таким образом, в теории, можно привести игру в состояние «техническая ничья». Но это надо проверять.

Продолжение следует. А если Вы что-то пропустили - можете прочитать полную версию этой статьи на странице игрового канала. Также мы всегда рады вам на наших эфирах. Подробнее о том, где и когда они проходят, можно узнать здесь.

Подписывайтесь на нас, чтобы не пропустить ничего интересного. Тем более, здесь статьи не только про компьютерные игры бывают.

#стратегия #sid meiers civilization #civilization #rgoblin играет