Найти тему
Всем балет!

Выпускные балетных школ Петербурга: юность балета завершена

Оглавление

Июнь - удивительное время для школьников и студентов: большие перемены в жизни за короткий срок. То, чем жил еще вчера, к чему готовился и о чем волновался, проносится как один миг и сегодня уже не имеет смысла. Не успеешь привыкнуть к только что прошедшим событиям, как на их место приходит новая жизнь, в которой совершенно другие правила.

Для выпускников балетных училищ июнь - это выпуск и тот самый момент, ради которого начиналась учеба, мечта, которая или сбудется, или нет. Последний школьный спектакль становится счастливым моментом, когда учеба с ее сложностями ушла в прошлое, будущее уже устроено, и пока больше беспокоиться не о чем.

Позади выпускные спектакли двух профессиональных балетных школ Санкт-Петербурга: АРБ им. Вагановой и Академии танца Бориса Эйфмана - два праздника юности, которые посчастливилось посетить.

Выпускной Академии балета им. Вагановой:

По известным причинам выпускные спектакли АРБ не состоялись в 2020. В этом году было вдвойне любопытно видеть, что подготовили учащиеся под руководством педагогов. По традиции Николай Цискаридзе выступал со вступительным словом на первом показе спектакля 10 июня.

Педагоги Академии русского балета
Педагоги Академии русского балета

Программа выпускного этого года была весьма разнообразна, что порадовало! Безусловно, классическое балетное наследие актуально во все времена, и показывать его можно бесконечно, но... Например, "Пахита", которую школа представляла несколько лет, повсюду и много раз, уже перестала вызывать живой интерес, несмотря на красивые костюмы, постоянно меняющиеся составы и многообразие вариаций. Хотелось чего-то нового, как это было с картиной "Подводное царство" в 2019 году.

Восстановлена сцена "Школа танца" из балета "Консерватория" в хореографии Августа Бурнонвиля. Если не изменяет память, то в последний раз Академия показывала фрагмент этого балета на выпускном в 2014 году. И поэтому сейчас все получилось достаточно свежо и вдохновенно.

Сцена "Школа танца" из балета "Консерватория"
Сцена "Школа танца" из балета "Консерватория"

Покорило зал детское pas de deux в исполнении ученицы второго класса Ясмины Азиз и ученика третьего класса Игоря Гурина. Редакцией этого номера занимался Николай Цискаридзе, а танцевали учащиеся не под оркестр, а под фортепиано. Ясмина выглядит младше своих лет и уже так умело владеет пальцевой техникой, что невольно вспоминаешь те самые видео с конкурсов, где маленькие девочки в 8-9 лет танцуют на пуантах женские вариации. Здесь же все движения поставлены точно по возрасту, поэтому так гармонично и качественно это выглядело.

Концертмейстер Юлия Сафронова, Игорь Гурин, Ясмина Азиз
Концертмейстер Юлия Сафронова, Игорь Гурин, Ясмина Азиз

Настоящий подарок этого спектакля - pas de deux на музыку Чайковского в исполнении Ренаты Шакировой и Михаила Баркиджиджа - действующих артистов Мариинского театра. Михаил - талантливейший выпускник последних лет, но почему-то в Мариинском театре он редко появляется в сольных партиях. И выход в этом pas de deux было как бы отдушиной для молодого артиста, возможностью проявить свой талант, который по непонятным причинам еще не полностью реализован в репертуаре театра. Насколько известно, ранее Рената не танцевала pas de deux Чайковского. Вариация была исполнена на такой огромной скорости, особенно на вращениях последней диагонали. Но разве можно было сомневаться в профессионализме артистки? Конечно, нет. Рената завершила вариацию блестяще, дуэт с Михаилом получился очень надежный, зал был в полном восторге.

Рената Шакирова, Михаил Баркиджиджа
Рената Шакирова, Михаил Баркиджиджа

Другой вопрос, почему этот номер включили в выпускной спектакль и почему привлекли выпускников прошлых лет? Разве среди нынешних не нашлось исполнителей для этого pas de deux? Если это и так, то почему программа выпускного не подстроена под возможности нынешних выпускников? Делитесь своими соображениями на этот счёт в комментариях.

А вот второе отделение стало особенно приятным сюрпризом - балет "Коппелия" в редакции Николая Цискаридзе, и это было то самое долгожданное и новое, чего давно хотели видеть зрители. Быть может, этот фрагмент станет постоянным в репертуаре Академии на последующие несколько лет, поскольку задействует учащихся младших, средних и старших классов и дает возможности проявить себя всем.

Исполнители главных партий Мария Чернявская и Антон Осетров (Сванильда и Франц) еще в конце мая были приняты в труппу Мариинского театра.

Мария Чернявская, Антон Осетров
Мария Чернявская, Антон Осетров

Концерт выпускников Академии танца Бориса Эйфмана

Осенью дважды довелось побывать в Академии танца Эйфмана, статьи об этом вы можете найти на канале:

🎭 Как устроена учеба в АТБЭ?
🎭
АТБЭ глазами студентки выпускного курса
🎭 Насколько дорого заниматься балетом

Надо сказать, что данный концерт - исторический момент, поскольку это первый выпуск в истории школы: Академия начала работу в 2013 году. Не каждый год в России открываются новые профессиональные школы, и потому особенно приятно осознавать, что мы живем в такое время, когда можно быть первыми свидетелями подобных событий.

Концерт прошел в Детском театре танца - полноценном театре с партером и ярусами, кулисами, программками и приятной пунцовой обивкой.

Программа выпускного концерта состояла из классических и современных номеров, из миниатюр Леонида Якобсона и Касьяна Голейзовского, чьи творения почти ушли из репертуаров театров, хотя они самобытны и оригинальны и помогают раскрыть артистов с неожиданных сторон. Из классики были показаны фрагменты балетов "Сильфида", "Привал кавалерии", "Гаяне", "Конек-горбунок", "Эсмеральда".

Но что отличает Академию Эйфмана от других ученых заведений, так это детальное изучение современной хореографии. Программа концерта почти на половину состояла из номеров современной хореографии, а постановщиками некоторых из них стали сами выпускники.

Первым всегда быть сложно, поскольку нет истории, традиции, сформировавшейся репутации и признанных результатов учебного заведения. Все нужно собирать по частям год за годом, и в этом состоит сложность. После концерта с напутственными словами выпускникам выступил Президент Академии Борис Эйфман и отметил, что огромным риском было открывать школу танца именно здесь, в Петербурге, где находится Академия Вагановой - великая школа с 300-летней историей.

Действительно, очень часто можно встретить сравнение этих двух школ, что удивительно, поскольку оно само по себе не совсем корректно. Да, если бы школы были основаны примерно в одно время, тогда можно было оценивать результаты и делать выводы. Но здесь ситуация совсем иная, и сейчас в Академии Эйфмана работают над качеством обучения в большинстве своем выпускники Ленинградского хореографического училища - продолжатели главной балетной традиции. И должно смениться не одно поколение, прежде чем сформируется свои стиль и слава, которую создадут выпускники. А пока первые "ласточки" разлетаются и только начинают писать историю своей школы.

-11

Довелось ли вам побывать выпускных АРБ и Эйфмана или, быть может, балетных училищ в других городах? Кто понравился, что запомнилось? Обязательно делитесь своим мнением в комментариях.)