Очень нужная для всего Коми-Пермяцкого автономного округа автомобильная дорога Пермь-Кудымкар – Сыктывкар, уже более 20 лет не может стать частью Севернoго автотранспортного коридора. Планы связать трассой Урал и Сибирь с Севером и Северо-Западом все еще остаются планами, а построенные участки дороги уже не раз приходилось ремонтировать. Малый бизнес самой депрессивной части Пермского края так и не получил обещанную при объединении Точку роста - автодорогу Пермь-Кудымкар-Сыктывкар. Время от времени в прессе мелькает информация об очередной встрече губернаторов республики Коми и Пермского края, на которой одним из обсуждаемых вопросов является именно эта дорога. Но в последние десять лет вместо кардинального решения достроить наконец-то дорогу, звучат планы регионов передать дорогу в федеральное управление. Но пока идут эти встречи и обсуждения «на высшем уровне», 135,2км региональной дороги Пермского края "Гайны-граница с республикой Коми" (57 ОП Р3 57К-0071 и 57 ОП РЗ 57К-0077) находится в грунтовом исполнении. В то же время поток автотранспорта с каждым годом увеличивается, ведь на картах эта дорога уже отмечена как региональная, а значит должна быть более качественная, чем местная. Не затрагивая тему качества отдельных участков этой автодороги, грунтовка есть грунтовка, отмечу лишь условия, в которых приходится жить населению, чьи дома расположены вдоль этого Северного автотранспортного коридора на улице Свердлова - Мамина-Сибиряка (п.Гайны-1) и улице Мира (п.Гайны) и которые с каждым годом только ухудшаются, а ведь это всего то не больше 5км из 135,2км.
Поток грузового и легкового транспорта идет круглосуточно, с редкими перерывами. От этого движения, особенно в сухую теплую погоду, в воздух поднимаются частички различных дорожных материалов грунтовой дороги, смешиваются с выхлопными газами, крохотными частицами шин, тормозных механизмов (а в их состав входит цинк, свинец, сурьма, силикаты, кадмий, асбест, …), с частицами прочих расходных материалов и деталей автотранспорта, а также с микрочастицами и опилками от перевозимого леса, дорожных строительных материалов и затем, эта гремучая смесь под общим названием ПЫЛЬ, распространяется по всему поселку.
ПЫЛЬ попадает в огороды, в корма домашних животных, проникает в жилые дома и здания. В поселке нет водопроводов, большинство жителей пользуются общественными колодцами, некоторые из которых сегодня расположены на расстоянии всего 1-1,5 м от дорожного полотна.
Пока люди несут воду из колодца домой, на ней уже образуется пылевая пленка. А самое главное, людям всех возрастов от самых маленьких грудничков до самого старшего возраста, приходится дышать этой гремучей пылевой смесью. ПЫЛЬ оседая на слизистой оболочке дыхательных путей, нарушает микроциркуляцию и газообмен воздуха, мешает усваиваться кислороду, проникает глубоко в легкие, где образует плотную структуру, которая ничем потом не растворяется и не выходит из легких. Все это ведет к таким серьезным заболеваниям, как хронический и пылевой бронхит, хроническая обструктивная болезнь легких и бронхиальная астма. На этом остановимся, чтобы не перечислять множество сопутствующих и усугубляющихся, от этих неблагоприятных факторов, заболеваний.
Сухая и тёплая погода этого года, способствует ещё более высокой концентрации вредных веществ. Крупные частицы дорожной пыли более 10 мкм (диаметр волоса человека – 75 мкм), с каждым годом все больше, накапливаются в водоёмах и почве, в сельхозкультурах и садовых насаждениях на приусадебных участках, огородах и местах выгула домашних животных. Все это также представляет серьёзную угрозу для здоровья и в целом качеству и продолжительности жизни жителей этих и прилегающих к ним улицам и переулкам.
Улицы Мамина-Сибиряка и Мира вообще не оборудованы пешеходными зонами, на улице Свердлова частично с одной стороны дороги имеются узкие тротуары из перекосившихся плит, по которым местами не проехать с детской коляской и на велосипеде, поэтому все население, вынуждено пренебрегать безопасностью и ходить по дороге. А ведь это не только взрослые, прежде всего это дети, школьники, родители с детьми в т.ч. с малышами в колясках, люди старшего возраста. И это независимо от времени года, в клубах пыли, в гололед, в снежных сугробах и в грязную распутицу. Осенью и зимой, в школу и детсад и потом домой дети идут по дорогам в темноте, освещение на этих улицах в таком же плачевном состоянии как и сама дорога. В 2017г. в Министерство транспорта жителями было направлено обращение и поднята проблема освещения этих улиц и отсутствия в большей части тротуар. Ответ, за подписью министра, был дан вполне обнадеживающий: в 2018г. запланировано выполнение проектной документации, в 2020г. будут проведены строительно-монтажные работы, но только в части освещения. Люди хотя бы этого терпеливо и в надежде ждали, четыре года, но ответ был дан, но и то что было обещано не сделано....
Да, если Вы решите, что проблема с дорогой летом только под названием "Пыль", как Администрация Гайнского муниципального округа, то очень сильно ошибаетесь. Дождь конечно же приносит свежесть и глоток чистого воздуха, но...
Местами, раздавленная дорога уже почти в плотную подползла к заборам, телеграфным и электрическим столбам. На этих участках во время дождя и в периоды весенней и осенней распутиц, вся грязь с дороги ручьями стекает в огороды и к домам местных жителей.
На ул. Свердлова, являющейся главной улицей поселка Гайны-1, кроме жилых домов располагаются все основные здания поселка: магазины, ФАП, Лесокамская общеобразовательная школа, на соседней улице Детский сад и в небольшом отдалении в проулке сельский Клуб. В школе в летний период ежегодно организуется детская оздоровительная площадка.
Вот лишь некоторые цитаты из обсуждения этой проблемы в соцсетях:
«На улице находиться просто невозможно даже короткое время из-за огромных туч пыли. А мы здесь живём. Пыль постоянно висит в воздухе. Я не говорю уже о том, что творится в наших дворах, домах, огородах. Впереди ещё всё лето. Доживем ли до лучших времен?»;
«Эта пыль стоит в посёлке облаком, нельзя открыть форточки чтоб проверить дома, так как пыль попадает в дом»;
«Дети дышат этой пылью... Подумайте о детях…»;
«Дышать нечем уже который год. Зелень с огорода надо мыть в 2х,3х водах. Ягоды тоже и так далее,..»;.
«Смог стоит целый день, словами даже не объяснить, как можно так поступать с людьми, как свиньи люди для них, …пусть люди дальше болеют, а мамочки с детьми, им даже бедным негде погулять, ведь эта пыль доходит до берега»;
"Грейдера скоро наши заборы грейдировать будут...".
А вот комментарий от часто проезжающих по этой дороге:
«Стараемся ехать потише, но пыль все равно стоит, аж посёлок не видно»;
Но ведь кроме возмущений и крика души, люди годами пытаются достучаться и сообщить о проблеме и даже иногда получить ответы:
«Я уже звонила в администрацию, они от дороги отказываются, сказали звонить в Пермь. Я позвонила в Управление федеральных дорог Пермского края: они тоже сказали: не наш участок. Люди мучаются, особенно те, кто живет на дороге»;
«Шесть лет назад, мы обращались с этим вопросом, но за это время ничего так и не сделали, вот ВАМ И ВЫВОДЫ...»;
«Тоже написала в «управляем вместе». Даже за домом, эта пыль от дороги лежит ковром. Летом окна не открыть даже ночью. С детьми ходить тоже невозможно. Это правда, что уже задыхаемся от этой пыли дорожной»;
«Добрый день, Ирина! Вы обращались в Instagram губернатора Пермского края, Д.Н Махонина. Как нам сообщили в «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края, на участке «Гайны-Усть-Черная» подрядная организация ООО «Северный Альянс» регулярно проводит работы по планировке проезжей части и обочин автогрейдером. Отметим, что в 3 квартале 2021 года будут выполнены работы по восстановлению профиля покрытия дорожной одежды с добавлением нового материала. В том числе данные работы будут произведены на участке автомобильной дороги «Гайны-Усть-Черная», проходящем через населенный пункт п. Гайны-1. Отметим, что в 2022 году планируется передача автомобильной дороги «Гайны-Усть-Черная» из краевой в федеральную собственность»;
«Администрация Гайнского МО ....., согласны с Вами, летом дороги достаточно пыльные, особенно если нет дождей. Чтобы понизить уровень запыленности, подрядная организация ООО "Спецтранс" провела работы по орошению наиболее пыльных участков. Также отметим, что лесопильное предприятие "Красный октябрь" завершило вывоз древесины большегрузным транспортом».
Но когда в ответах нет конкретной перспективы решения проблемы, начинают поступают и радикальные предложения:
«..в советские времена давно бы уже наказали, а сейчас полный бардак, извините за такое высказывание, просто больше нет слов...»;
«Нужно что-то начать предпринимать, объединиться. Просто жаль детей, пожилых людей, астматиков, да всех жителей!»;
«Жителям нужно организоваться и перекрыть дорогу…»;
«Привязать к столбу бы начальника, который отвечает за эту дорогу подержать бы день и посмотреть, что бы с ним стало, сразу бы…»;
«Надо поменяться с ними жильём, на недельку поселить в наши дома, я бы посмотрела, что с ними…»;
Вот скажите кто умудряется накаливать обстановку между властями и народом?
О планах по передаче дороги в федеральное управление мы читаем в прессе уже больше 10 лет, и это самый грандиозный по длительности отмаз Региональных властей от планирования реконструкции даже отдельных мизерных участков дороги для приведения их в нормативное состояние в соответствии с Показателями и нормами экологической безопасности автодороги, утвержденных распоряжением Минтранса России №ИС-1147-р от 25.12.2002 г., ГОСТа РФ Р 50597-2017 Автомобильные дороги и улицы, Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 014/2011 Безопасность автомобильных дорог(2011).
Была дорога местная - не достучаться было до местных властей. стала дорога региональная - читаем о "планах" региональных властей, станет дорога федеральной - будут ли у измученных людей попытки достучаться или читать о планах федеральных властей?
Может это и хорошо, когда интересы бюджета края и крупных подрядчиков-дорожников передать содержание этой дороги в федеральное управление совпадают. Бюджет закроет немаленькую расходную статью на содержание и ремонт этой дороги, а Подрядчики-дорожники за обслуживание и ремонт начнут получать по федеральным расценкам, которые в два раза превышают региональные. Вот только они об этом десяток лет говорят, обсуждают, планируют и ждут воли федералов сидя в уютных креслах и в кабинетах, оборудованных кондиционерами. А все эти десять лет вдоль 5 километров этой дороги задыхаются от пыли и грязи и принимают на себя все остальные негативные дорожные факторы пока еще ЖИВЫЕ ЛЮДИ.
Разве люди проживающие в самом экологически чистом лесном районе, на берегу красавицы-реки Кама не имеют ПРАВА дышать чистым и свежим воздухом, выращивать в своих огородах, экологически чистые овощи и другие сельхозкультуры, пить чистую колодезную воду без дорожных примесей, и быть обеспеченными безопасными пешеходными зонами и переходами, живя рядом, с не какой-нибудь "хухры-мухрышной" проселочной дорогой, а на региональной автодороге Пермского края с многообещающим и звучным названием Северный транспортный коридор...