И в чем разница между директологом, контекстологом и таргетологом?
Вам нужно настроить рекламу в Интернет. Варианты следующие:
- реклама в поисковых системах (Яндекс и Гугл) - контекстная
- реклама в социальных сетях (Фейсбук, Инстаграм, Вконтакте и т.д.) - таргетированная
Оба типа рекламы настраивают специально обученные люди. Есть принципиальная разница между рекламой в поиске и в соцсетях.
Поисковая (контекстная) реклама
Специалисты по настройке контекстной рекламы называются директологи (работают только с Яндекс Директ) или контекстологи (работают с Яндекс и Гугл).
Основное отличие поисковых систем следующее: если пользователю что-то нужно, он сам сообщает об этом - вводит ключевой запрос в поисковую строку. Задача специалиста по настройке поисковой рекламы сделать так, чтобы рекламное объявление показывалось по определенному ключевому запросу.
Это не так просто, как кажется.
- Запросы бывают продающие, например: "купить мужские кроссовки adidas в москве". Такой запрос вводит человек, который уже точно решил что ему нужны кроссовки, именно adidas, непременно мужские, сам он в Москве, а его банковская карточка лежит рядом с компьютером. Вам осталось сделать всего пару шагов: показать объявление клиенту (заплатить больше в поисковом аукционе, чем ваши конкуренты) и заинтересовать клиента (написать в объявлении такие волшебные слова, которые заставят клиента кликнуть именно на вашу ссылку).
- Или например запрос "купить кроссовки". Человеку нужны кроссовки, но он пока не решил, какие, хочет посмотреть, что есть на рынке. Сначала вам нужно решить, показывать ли ему ваше объявление (может это запрос из Владивостока, а ваши кроссовки продаются только в Москве). И если клиент потенциально ваш, нужно показать ему объявление и любым способом (цена, скидки, лучший выбор и т.п.) завлечь в свой интернет-магазин. Все как на рынке)
- Или например совсем общий запрос "кроссовки". Вообще непонятно, что он хочет. Может починить кроссовки. Или человек никогда не видел в жизни кроссовок, думает: дай посмотрю, что это. Тут вам нужно принять решение, показывать ли ему свое объявление вообще, тратить ли на него рекламные деньги.
Как правило контекстолог оперирует не двумя-тремя, а тысячами потенциальных запросов, составляющими "семантическое ядро".
Оптимизация рекламного бюджета - одна из ключевых задач специалиста по настройке рекламы. Например, он должен
- постоянно контролировать, чтобы ваше объявление не показывалось по принципиально не подходящим запросам ("починить кроссовки") или принципиально не тем людям (например, не из того региона)
- следить за тем, чтобы ваше объявление было привлекательным и собирало больше кликов
- принимать решение о рекламной стратегии, например, показываться только на первом месте или вообще на любом месте в рекламной выдаче
- выстраивать воронки, например, подумать о том, что человек может вообще не знать, что ему нужны кроссовки, он может забить в поиск что-то типа "какая обувь в моде этой осенью", и тут вдруг реклама вашей статьи о самых модных кроссовках сезона с кнопкой "купить".
Специалисты по настройке контекстной рекламы так же умеет догонять тех клиентов, которые уже зашли в ваш магазин, приценились и вышли. Но Яндекс и Гугл их запомнили, поэтому в бой вступают РСЯ (рекламная сеть Яндекс) и КМС (контекстно-медийная сеть Гугл) - виды рекламных объявлений, которые показываются пользователю на совершенно разных сайтах и напоминают о том, что пока он отвлекается на котиков, прекрасные кроссовки все еще ждут его на полке (или в корзине) вашего магазина. Работа с РСЯ и КМС также требует внимательности к деталям и постоянного контроля со стороны контекстолога.
Реклама в социальных сетях (таргетированная)
Здесь все совсем не так. В социальных сетях совершенно не понятно, нужны ли человеку сейчас кроссовки, он просто листает ленту и лайкает котиков. Но в памяти социальных сетей хранится куча информации о каждом пользователе: кем он работает, кого лайкает, чьи аккаунты посещал в последнее время, когда у него день рождения, на кого он подписан, на каком посте его взгляд задержался на 1 секунду дольше, чем обычно, какое видео он посмотрел 20 секунд, а какое сразу выключил, покупает ли он вообще что-то онлайн или нет и многое другое.
Таргетированная реклама (от англ. слова target - цель) должна попасть точно в цель - найти именно того пользователя, которому, судя по тысячи косвенных параметров, скорее всего нужны ваши кроссовки.
Специалист по таргетированной рекламе (таргетолог) оперирует не запросами, а аудиториями.
Хороший таргетолог умеет собирать нужные аудитории. Чем лучше аудитория, тем больше кликов на ваше объявление и заказов вашего товара.
Реклама в социальных сетях не всегда имеет целью продать товар. Вам может быть важно показать объявление максимально большому количеству человек - чтобы о вас узнали; или получить больше подписчиков в вашем аккаунте; или показать объявление только тем, кто уже на вас подписан; или получить больше реакций на объявление; или привлечь пользователей в оффлайн магазин; или мотивировать их скачать приложение и пр.
Таргетолог может решить все эти задачи, главное чтобы вы или ваш интернет-маркетолог объяснили ему общую цель.
Важно!
Ни таргетолог, ни контекстолог не могут гарантировать продажи вашему бизнесу, так как качественно настроенная реклама - это не панацея.
Ваш сайт должен быть привлекательным, заказать товар (или услугу) должно быть легко, ваши консультанты должны отвечать быстро и по делу, товар должен быть на складе и т.д.
Кроме того, для успешной рекламной компании нужны грамотно написанные тексты и качественные креативы (картинки, видео), а так же цели рекламной компании должны вписываться в общую стратегию развития вашего бизнеса.
Организовать работу специалистов по настройке рекламны и проконтролировать качество их работы может интернет-маркетолог. Этот человек знает в какой момент подключить таргетированную рекламу, а в какой контекстную; может отличить качественные рекламные объявления и креативы (фото и видео) от "так себе"; знает значения самых разных показателей в рекламных компаниях и понимает, что нужно отслеживать; самое ценное - он знает общую бизнес-цель компании и дает четкие задачи специалистам по рекламе в рамках маркетингового бюджета и координирует их работу с другими отделами.