Начало. Глава 2.
Старшая сестра Анюта была яркой личностью. С детства все ее воспитание было направлено на то, чтобы вырастить из нее блестящую великосветскую барышню. На всех детских балах она привыкла быть царицей, находиться в центре внимания и восхищения.
Анюта была смелой, остроумной, уверенной в себе и на все имела свое собственное мнение. И внешне она была красавицей - высокая, стройная, с прекрасным цветом лица и роскошными белокурыми волосами ниже пояса.
И даже скупой на похвалы папенька порой восклицал:
- Нашей Анюте только во дворцах блистать. Она бы всех царевичей с ума свела.
И хоть это было сказано в шутку, все младшие дети, да и сама Анюта, принимали его слова всерьез.
И вот на самом пике своего расцвета, можно сказать на самом взлете, такая барышня, как Анюта, оказывается заточенной в селе Палибино в батюшкином поместье, в глухой провинции. Без особых перспектив для дальнейшего развития.
Поначалу Анюта предъявляла батюшке претензии, что он ее держит в деревне, плакала, на что он ей резонно отвечал, что не может ей в угоду бросить поместье на разорение и что жить семье будет не на что.
И Анюте поневоле пришлось самостоятельно искать себе развлечения. Сначала ее увлекла верховая езда, потом книги, которые она проглатывала в неимоверном количестве, долгое время пребывая в своих грезах и фантазиях под впечатлением прочитанного. Потом... готовя домашний спектакль к торжеству, вдруг открыла в себе актерский талант. Она всегда кипела какими-то новыми идеями, которыми умела вдохновить всех вокруг.
Соня была на 6 лет младше сестры, она ее боготворила, в тайне, по-детски, завидовала и мечтала быть похожей на нее - такой же смелой, решительной, талантливой и... красивой.
Позже Софья признавалась, что именно сестра больше всех повлияла на формирование ее личности.
***
В те годы в России появилось новое веяние - нигилизм, которое вдруг резко начало разъединять дворянские семьи. Дети начали выходить из повиновения родителей, ссориться с ними и покидать родной дом под формулировкой: "не сошлись в убеждениях". И чаще всего именно девушки начали убегать из дома - или за границу, чтобы учиться, или к нигилистам - в Петербург.
До Палибино только начали доходить страшные слухи о мифической "коммуне", которая вербует молодых дворянок, вдалбливая им идеи социального равенства и эмансипации. Молодые люди обоих полов живут там все вместе, не пользуются прислугой, девушки сами моют полы и чистят самовары...
Первой залетной ласточкой, принесшей подобные идеи в Палибино, стал сын приходского священника отца Филиппа - Алексей. Блестяще окончив курс семинарии и практически имея в кармане самый лучший для него приход, всегда покорный и послушный сын вдруг решительно отказался стать священником. И вопреки воле родителей поступил своекоштным студентом (за свой счет) в Петербургский университет на естественный факультет, четыре года перебиваясь с хлеба на воду. А закончив учебу, дерзко заявил отцу:
- Человек произошел от обезьяны, а профессор Сеченов доказал, что души нет, а есть только рефлексы.
Перепуганный батюшка только окропил нечестивца святой водой, но это не помогло. Более того, непокорный попович нанес оскорбление самому барину, явившись к нему в неурочный час, как к ровне. А на ответ прислуги, что барин принимает только в определенное время, дерзко заявил:
- Передай своему барину, что ноги моей больше не будет в его доме.
Выходка наглеца произвела целый фурор не только в барском доме, но и во всем околотке, а на Анюту - неизгладимое впечатление. Она впервые ворвалась в кабинет папеньки с негодованием и упреками:
- Зачем ты, папа, оскорбил Алексея Филипповича? Это ужасно и недостойно обижать порядочного человека.
Папа был так изумлен, что в первую минуту даже не нашелся, что ответить дерзкой девчонке. Никогда ранее она не позволяла себе такой непочтительности по отношению к отцу.
А потом... ее стали часто видеть в обществе долговязого Алеши поповича, который вовсе не походил на былинного богатыря и предмета грез таких девушек, как Анюта. Тем не менее, она упорно искала с ним встреч, в то время, как все другие испуганно шарахались от него. Поначалу они просто вели длительные дискуссии, о чем-то вдохновенно спорили, а потом он стал снабжать ее книгами и журналами и даже как-то принес номер запрещенного "Колокола" Герцена.
А потом, окончательно рассорившись с родителями, Алексей уехал в Петербург. Но зерна их бесед, зароненные в душу молодой девушки, вскоре начали давать весьма бурные всходы.
И Анна резко начала меняться - все светские забавы, балы и увеселения были забыты, вместо роскошных нарядов она одевалась в черное строгое платье, делала гладкую прическу и по утрам принимала сельских ребятишек для обучения грамоте. Все чаще вела беседы с простыми деревенскими женщинами.
Все накопленные средства, которые обычно спускала на милые женские безделушки, теперь она тратила исключительно на книги, выписывая их целыми ящиками. И не какие-нибудь женские романы, а вещи серьезные: "Физиология жизни", "История цивилизации"...
А однажды Анна заявилась к отцу с просьбой отпустить ее одну в Петербург учиться.