Невидимой нитью навсегда и накрепко связана я с этим местом. Здесь мои корни, моя родная земля, мои детские воспоминания и какая-то исконная, древняя, внутренняя память.
Я еду сюда, когда совсем невмоготу, я снимаю обувь и иду босиком по горячим рельсам Кудемской узкоколейки...
...иду по тёплой земле, утопаю ступнями в прохладной глине, шуршу колючими соломинками озёрной травы, выброшенной на берег приливом.
У берега тёмная вода баюкает бирюзовое небо, на мелкопесчаном дне играют рыжие блики и стайки мальков, каждый шаг отдаётся ударом волны.
Песок заканчивается, ноги проваливаются в мягкое глиняное дно и я с размаху падаю в объятья Кудемского озера.
Сто лет назад стояла здесь эта деревня и это озеро и лес, мама моя ходила этими тропинками, и бабушка и прабабушка тоже ходили. И эта земля и эта вода и этот лес помнят многих женщин моего рода.
Как и сто лет назад - здесь в цветущей сирени юным летом утопают дворы, роняет июльская таволга лепестки в озёрную воду, на пороге осени - рябина склоняет гроздья так низко, что они задевают макушку.
Я иду, а за мной по рядам окошек скачет солнце, да гулко лают собаки на привязи вслед.
Сколько мудрости в этих "глазах" деревенских изб, выглядывают из сиреневых облаков, смотрят с интересом, чойта опять она привезла, пожалиться приехала. Сколько видели они на своём веку, сколько знают, моими невзгодами их точно не удивить.
Я еду сюда, когда страшно, тревожно и непонятно, я везу сюда дочерей, я смываю свои страхи озёрной водой, втаптываю свои тревоги шаг за шагом в извилистые тропинки, забираюсь на горку, которая, наверное, сотню лет уже зовётся Ярёмкой и слушаю.
Слушаю, как плещется озеро, как шумят деревья, как жужжат пчёлы в нагретых солнцем травах и стрекочут кузнечики. Если сильно прислушаться - то можно услышать своё сердце.
Сердце зовёт сюда из раза в раз, сердце твердит - смотри! Здесь мало что изменилось с тех пор, как ты была маленькой и каталась кубарем с Ярёмки прямо к озеру, и что бы ни происходило вокруг, как бы не было страшно, это пройдёт. А здесь всё останется.
Смотри! Отсюда твоя прабабушка проводила мужа на войну, а сама уехала строить Молотовск, а сегодня твои дочери вновь бегают по этой земле.
Смотри! Ты здесь и ты справишься, за твоей спиной поколения женщин, а за твоими дочерьми, за которых ты так переживаешь больше всего - на одну больше. На тебя.
- Но мне кажется, весь мой мир катится непонятно куда....
- Твой мир стоит на месте. Покатились с Ярёмки на озеро?