Найти тему

Первое мая англо-аргентинской войны за Фолклендские острова| каким был первый день интенсивных боев

Приветствую уважаемые читатели. В продолжение темы англо-аргентинского конфликта предлагаю вашему вниманию статью о событиях 1 мая 1982 года.

Месяц май выдался жарким для обеих сторон. Именно в мае начались активные боевые действия. В основном бои характеризовались стремлением британцев нащупать слабые места в аргентинской береговой обороне, с целью подготовки плацдарма для последующей высадки десанта. Также британские силы стремились, и не безуспешно создать давление на аргентинские войска, стараясь физически и психологически измотать противника. Аргентинцы же воздушными атаками пытались нанести британскому оперативному соединению как можно больший ущерб и препятствовали приближению британских кораблей к островам.

Первыми инициативу проявили британцы. Основываясь на недавнем опыте ликвидации базы морской пехоты аргентинцев на острове Южная Георгия (Джорджия), британское командование рассчитывало уже в первых числах мая создать условия для высадки десанта на Восточном Фолкленде и атаки на Пуэрто Архентино - здесь и далее буду называть так административную столицу Мальвинских (Фолклендских) островов Порт Стенли, на тот момент переименованную аргентинской военной администрацией.

Первая мощная атака британцев была произведена с воздуха силами одного бомбардировщика «Вулкан» в ночь 1 мая (в 4.40 по местному времени). Изначально вылетели два бомбардировщика, но один из «Вулканов» по техническим причинам вернулся на авиабазу острова Вознесения, откуда самолеты поднялись накануне вечером 30 апреля.

Британская авиабаза на острове Вознесения.
Британская авиабаза на острове Вознесения.

Оставшийся в строю «Вулкан» (командир - майор Аластер Монтгомери) был обнаружен аргентинскими РЛС. С островов на материк была запрошена авиационная поддержка. Прежде чем два «Миража» с авиабазы Рио-Гальегос, под командованием майора Хосе Санчеса подоспели к Пуэрто Архентино, британский самолет успел сбросить два десятка полутонных бомб с высоты 3,5 км. Точность метания была не высокой. Тем не менее двое бойцов 601-го батальона ПВО Аргентины погибли. Прибывшие «Миражи» не обнаружили следов бомбардировщика и вскоре вернулись на базу, так как из-за опасности нехватки горючего не могли долго находиться в зоне патрулирования.

Тогда же – 1 мая, разведка аргентинцев донесла, что два «Си Харриера» поднялись с «Инвинсибл» и двинулись в сторону Пуэрто Архентино, а почти сразу же с «Гермеса» вылетело звено «Си Харриеров» под командованием лейтенанта-коммандера Энди Олда, предположительно для повторной атаки на авиабазу аргентинцев «Мальвинские острова». Два аргентинских «Даггера» с авиабазы Рио-Гранде были направлены для защиты от британских самолетов, однако они также вернулись на материк, не встретив противника.

Спустя менее часа после ухода «Даггеров» авиабаза «Мальвинские острова» была атакована «Си Хариерами». Первое звено «Рэд» нанесло бомбовые удары по аргентинским ПВО, второе звено «Блэк» атаковало сам аэродром – ВПП и здания аэропорта. Результат налета – четыре гражданских самолета получили повреждение, уничтоженный склад ГСМ и несколько строение получили повреждения, в том числе здание аэропорта.

Аргентинские "Мираж III" в небе над Мальвинскими (Фолклендскими) островами.
Аргентинские "Мираж III" в небе над Мальвинскими (Фолклендскими) островами.

Аргентинские ПВО пытались ответить плотным огнем, однако лишь один из «Си Харриеров» получил незначительное повреждение.

Практически одновременно с атакой на Пуэрто Архентино «Си Харриеры» нанесли удар по авиабазе «Кондор» около поселка Гус Грин. Здесь аргентинцы также понесли потери – был уничтожен один штурмовик «Пукара» - причем на взлете (пилот погиб), два штурмовика получили повреждения, кроме того, погибли семь аргентинских техников по обслуживанию самолетов.

Как позже выяснилось две успешные атаки британских самолетов на аргентинские позиции были прикрытие для высадки разведывательно-диверсионных групп британцев на Восточном Фолкленде и острове Пебл.

После первых донесений о действиях британских самолетов в небе над Мальвинами адмирал Хуан Ломбардо – командующий флотом Аргентины на Театре Операций Южная Атлантика потребовал от генерала авиации Эрнесто Креспо действий ВВС по защите войск на островах. Следуя просьбе коллег из ВМС с авиабазы Рио-Гранде несколько раз, поднимались и направлялись к островам звенья истребителей «Даггер», однако их патрулирование мальвинского неба ни к чему не привело – противник не был обнаружен и самолеты были вынуждены вернуться на базу.

Британские "Си Харриер" на палубе авианосца "Инвинсибл" в мае 1982 года
Британские "Си Харриер" на палубе авианосца "Инвинсибл" в мае 1982 года

Тогда же – 1 мая произошла атака аргентинской подводной лодки «Сан Луис» на группу британских кораблей в составе эсминца «Ковентри» и фрегата «Эрроу». Об этом я уже упоминал в статье о гибели крейсера «Генерал Бельграно».

Атака аргентинцев не увенчалась успехом. Выпущенная торпеда германского производства SS-T-4 (производства военного подразделения концерна Telefunken – у меня кстати был телевизор этой фирмы лет 17 назад), не достигла цели. Потеряв управление торпеда самонавелась на противоторпедное устройство, что буксировал за собой фрегат «Эрроу». Этой атакой аргентинцы выдали себя и в дальнейшем почти сутки британцы гоняли «Сан Луис» по океану, но поймать и потопить так и не смогли. Командир аргентинской подлодки – капитан Фернандо Аскуэта мог записать в свой актив серьезный бонус. В будущем британские офицеры ВМС уважительно отзывались о командире данной субмарины, дважды сумевшем уйти от преследования крупных сил противника.

Тем же днем – 1 мая, британцы нанесли артиллерийский удар по позициям аргентинцев в районе Пуэрто Архентино. Корабли «Алакрити», «Глэморган» и «Эрроу» более часа вели огонь по аргентинским войскам. В этот раз обошлось без потерь, бойцы 25-го полка 10-й механизированной бригады сумели укрыться в подземных бункерах (а точнее землянках).

Тогда же британский вертолет «Линкс» поразил пулеметным огнем аргентинский патрульный корабль «Ислас де Мальвинас». Из-за вспыхнувших на патруле топливных баков корабль загорелся и затонул.

Ближе к концу дня 1 мая над Восточным Фолклендом состоялся первый в этой войне воздушный бой между парой аргентинских истребителей «Мираж III» и парой британских «Си Харриер». Ни одна из сторон не добилась успеха и самолеты были вынуждены вернуться на свои базы.

Несколькими минутами позже над островом Пебл другое звено «Миражей» столкнулись с парой «Си Харриеров». В этот раз бой остался за британцами. Один «Мираж» был сбит ракетой «Сайдвиндер» (пилот лейтенант Карлос Эдуардо Перона катапультировался и позже был спасен поисковой командой), второй самолет пытался сесть на аэродроме базы «Мальвинские острова», но был сбит собственными же зенитками из группы ПВО. Пилот - капитан Густаво Гарсия Куэрва погиб.

Аргентинские "Мираж III" против британских "Харриер". Импровизированное видео с youtube

Еще один бой произошел над Восточным Фолклендом. Ударная группа из двух звеньев «Даггеров» в сопровождении двух пар «Скайхок» вылетели с Рио- Гранде и Сан-Хулиан для прикрытия основной атаки которую проводили три звена «Даггеров» группы «Торно», под командованием капитана Норберто Рубена Димельо. Целью группы были корабли, обстреливающих аргентинские позиции в районе Пуэрто Архентино – эсминец «Глэморган» и фрегаты «Алакрити» и «Эрроу». Группа «Торно» сумела прорваться к кораблям и произвести бомбометание, но безуспешно – бомбы упали в океан. Британские корабли обстреляли аргентинцев, но безрезультатно. Группа «Торно» вернулась на базу без потерь, но эта операция была омрачена гибелью в воздушном бою против двух «Си Харриеров» пилота Хосе Леонидоса Ардилеса, двоюродного брата аргентинского футболиста Освальдо Ардилеса, на момент войны выступавшего за британский клуб «Тоттенхем Хотспур».

Другое звено прикрытия из двух «Даггеров» прикрывая отход основной группы встретилось с парой «Си Харриеров», однако британцы не приняли боя и ушли в сторону авианосцев.

Во второй половине дня 1 мая, аргентинцы совершили еще пять атак на британские корабли.

Два «Супер Этендара» аргентинских ВМС вылетели с базы Рио Гранде, предположительно для атаки по уже известной группе кораблей «Глэморган»-«Алакрити»-«Эрроу», но из-за технических неполадок атаку пришлось прекратить.

Еще две атаки к концу дня совершили два звена бомбардировщиков «Канберра» (по три машины в каждом) под командованием капитана Альберто Абрахама Байгорри. Их целью был авианосец «Инвинсибл». Однако эта атака завершилась провалом и гибелью двух пилотов – лейтенанта Эдуардо Рауля Ибанеса и первого лейтенанта Марио Гонсалеса («Канберра ВАС» управлялся двумя пилотами) – пара «Си Харриеров» прогнала остальных аргентинцев, которые благоразумно не вступили в бой с более современным и технически оснащенными машинами.

"Скайхок А-4" аргентинских ВВС в небе над Мальвинами. май 1982
"Скайхок А-4" аргентинских ВВС в небе над Мальвинами. май 1982

Еще одна четверка «Скайхок» с Рио-Гальегос атаковала свой же транспорт «Формоза». Один из самолетов произвел неудачное бомбометание, вследствие чего аргентинский транспорт и груз для группировки на островах остались целыми.

Последний аккорд жаркого «первомая» Фолклендской войны ознаменовался вылетом двух пар «Даггеров» с Рио-Гальегос (звенья «Фока» и «Лама») под прикрытием тройки «Скайхок». Эта группа аргентинских самолетов вернулась на базу, не вступив в боестолкновение с британцами.

Уже в темноте около десяти вечера группа «Глэморган»-«Алакрити»-«Эрроу» вновь произвела артобстрел аргентинских позиций вокруг Пуэрто Архентино. В этот раз аргентинцы понесли потери - погиб один солдат и шесть бойцов получили ранения.

Активные действия британских сил и, мало результативное противодействие им со стороны аргентинцев сподвигли адмирала Хуана Ламбардо настоять на совместном ударе аргентинского флота и авиации по британской группировке. Контр-адмиралу Гарсия Айаре было приказано задействовать Целевую группу 79 аргентинского флота для удара по британским кораблям. Разделенная на тактические группы аргентинская эскадра должна была нанести удары по британским кораблям при активной поддержке оперативной группы ВВС «Юг».

Тем временем генерал ВВС Креспо, командующий авиацией в Южной Атлантике, и офицеры его штаба, проанализировав первый день боев пришли к неутешительному выводу. По результату получалось, что близость континентальных баз ВВС Аргентины к островам, вовсе не гарантирует преимущества в воздухе, как предполагалось ранее при планировании операции "Росарио".

Главной проблемой обозначили ограниченность времени пребывания аргентинских самолетов в районе боевых действий из-за расстояний, которых им приходилось преодолевать. С учетом боевой загрузки и необходимости лететь на малых высотах, чтобы быть незамеченными РЛС британцев, у аргентинских самолетов значительно увеличивался расход топлива, что сокращало время пребывания над островами иногда до считанных минут.

"Скайхок А-4" аргентинских военно-морских сил (ARMADA) в Мальвинско (Фолклендской) войне.
"Скайхок А-4" аргентинских военно-морских сил (ARMADA) в Мальвинско (Фолклендской) войне.

У аргентинцев оказалось не достачно самолетов-заправщиков, а большая часть самолетного парка «Миражи» и «Даггеры» конструкционно не были приспособлены для заправки в воздухе.

Кроме того, разнообразие машин в ВВС и ВМС («Миражи» и «Даггеры», «Скайхоки», «Канберры», «Супер-Этандары») стали головной болью для аргентинских наземных служб обеспечения полетов. Для некоторых самолетов режимы полетов были совершенно несовместимыми, потому их приходилось «разводить» по времени и направлениям.

Наконец – наличие у британских «Си Хирриеров» американских «Сайдвиндер» - ракет класса «воздух-воздух», сводило на нет преимущество сверхзвуковых «Миражей» и «Даггеров» (последние к тому же не имели локаторов обнаружения). Стоящие на вооружении аргентинцев ракеты «Мажик» и «Шафрир» уступали «Сайдвиндерам» в скорости и боевой эффективности. Из-за ракет исход воздушного боя между дозвуковым «Си Харриер» и сверхзвуковыми «Мираж» и «Даггер», а тем более устаревшими «Канберра» и по большей части «Скайхок» был почти предрешен.

Единственным самолетом на вооружении Аргентины, способным бросить равный вызов в бою британскому «Си Харриеру», и более того – вызывать осторожность у британских пилотов был «Супер-Этандар» аргентинских ВМС. Оснащенный передовой на тот момент авионикой, системой РЛС и эффективными ракетами «воздух-воздух» - французскими «Мажик 500», пилоты «Супер-Этандаров» чувствовали себя совершенно спокойно при боевых вылетах. Их радары заранее обнаруживали цели, скорость и маневренность позволяли спокойно совершать атаки, уворачиваться или уходить от «Сайдвиндеров». Но этих машин у Аргентины было всего шесть (против 28 «Си Харриеров») и только 10 пилотов прошли интенсивную подготовку во Франции и могли управлять этими самолетами.

Видео о "Супер-Этандарах" аргентинских ВМС (ARMADA) и применении ими противокорабельных ракет "Экзосет" (Misil AM39 Exocet)

Несмотря на выявленные проблемы и сложности командование аргентинских ВВС пришло к осторожному выводу, что в большинстве случаев атаки боевых звеньев были не безуспешными. Самолеты прорывались к целям и совершали атаки на британские корабли. Было решено усилить взаимодействие с Целевой группой 79 (FT-79) для нанесения совместного удара по британцам силами аргентинской авиации ВВС и ВМС и кораблей.

Подытожим первый день интенсивных боев между британцами и аргентинцами в конфликте 1982 года. Аргентинские потери составили только в технике 7 машин (из них три самолета - штурмовики "Пукара" были поражены на земле), погибли 5 пилотов, были потери среди моряков и солдат сухопутных войск. Британцы же отделались легкими повреждениями одного самолета «Си Харриер» и фрегата «Эрроу» обстрелянного аргентинским «Скайхок» после неудачного бомбометания.

Соотношение явно не в пользу аргентинцев. Впереди был 2 мая, трагический для Аргентины день когда был потоплен крейсер «Генерал Бельграно».

************

Автору приятно получить лайк в качестве благодарности, это помогает каналу в развитии! Если вам интересно подписывайтесь на мой канал.

Вас также могут заинтересовать другие статьи автора:

Силы аргентинцев и британцев накануне интенсивных боев мая 1982 года

Атака на авианосцы и потопление «Атлантик Конвейор», последняя успешная операция аргентинских пилотов в мае 1982

Поражение эсминца «Ковентри». Еще один ответ аргентинцев за "Бельграно"? Или стандартная боевая операция

"Феникс" который не возродился - история затопления аргентинского крейсера "Генерал Бельграно"

Чем ответили аргентинцы за крейсер "Генерал Бельграно"