Игры в постмодернизм, хитроумные детективы или жесткое фэнтези - это все увлекательно, конечно. Но порой так хочется глотка кристально чистой прозы. Чтобы не экшеном выжимались эмоции из читателя, а тонким психологизмом. И, к счастью, такие книги на русском языке по-прежнему выходят.
Например, на прилавках появился новый роман Наталии Терентьевой "Сибирский папа". Его выпустило издательство "АСТ", уже свыше десяти лет плодотворно сотрудничающее с этой писательницей. Результатом этого сотрудничества, в частности, стали две авторские серии - "Там, где трава зеленее..." и "Золотые небеса". Именно продолжением серии "Золотые небеса" и стала очередная книга.
О чем она?
У Маши Тобольцевой все хорошо - есть замечательные родители, есть любимый факультет, есть романтические отношения (не без сложностей и ревности, но когда и у кого все сразу бывало гладко в этом плане?). А еще она собирается в поездку на экологический форум в Сибирь. Вернее, так она всем объясняет свой планируемый вояж. А на самом деле есть и другая причина.
"Наверное, я давно об этом думала, подспудно, не выпуская эту мысль наружу. Она носилась у меня — в виде смутных образов — вот, села я в самолет, полетела далеко-далеко, на другую сторону нашей необъятной Родины, туда, где утро наступает на четыре часа раньше, туда, где живет "этот человек"… В виде снов — да, я уже несколько раз видела во сне, как я подхожу к нему и говорю: "Привет! Не узнал?"
"Этим человеком" она зовет своего настоящего, биологического отца. Она узнала о его существовании в тринадцать лет, найдя спрятанную фотографию молодой мамы с каким-то неизвестным усатым мужчиной. Вернее, нашла-то она ее раньше, а вот задала свой главный вопрос лишь спустя несколько лет. Причем как-то сразу поняла, кем может быть этот загадочный усач.
"Мама очень долго смотрела на меня и ответила одним словом: — Нет. — Потом обняла меня, посидела так и сказала еще одно слово: — Да".
Как сибирский папа встретит свою выросшую дочь? Как отреагируют на поступок Маши ее московские родители?
"Я чувствовала с ним… родство? Нет, этого слова не хватает. Это больше и глубже. Не знаю, какие слова для этого нужны. Есть вещи в нашем мире, для которых, по крайней мере, в современном языке, нет слов. Может быть, есть в древних восточных языках. В китайском, скажем. А в моем, тоже очень древнем и сложном, многозначном и живом, постоянно развивающемся, впитывающем чужие корни, легко играющем смыслами, такого понятия нет".
Мы не будем пересказывать вам весь роман, чтобы не подпортить удовольствие от самостоятельного прочтения. Скажем лишь, что автору удалось до конца выдержать взятую в самом начале щемящую ноту, не сфальшивить, не оступиться, не уйти ни в легковесную мелодраму, ни в изматывающий душу надрыв.
Если хотите, это книга в духе Франсуазы Саган. Ограниченный круг героев, тончайшие нюансы семейных взаимоотношений, полутона и тихие разговоры, а потом внезапное крещендо, когда слетают все декорации, все драпировки и открываются истинные чувства.
Рекомендуем.
В бумажном виде книга "Сибирский папа" доступна в книжном магазине "Лабиринт" (по ссылке можно сделать заказ). В электронной версии - на сайте "ЛитРес".