Найти в Дзене
Из Богохранимой

А был ли Богом БГ

Оглавление

Моё знакомство с Борисом Гребенщиковым началось в далекие 80-е. В те времена мой продвинутый папа доносил до меня - ботаника за школьной партой - все музыкальные новинки. Отец одно время заслушивался творчеством БГ наравне с его обожаемой группой "Битлз", и мне этот его настрой передался. Интерес мой к творчеству БГ усилился с прослушиванием пластинки с песнями из фильма "Асса", где представлены аж пять композиций ансамбля "Аквариум" - "Иду на ты", "Мочалкин блюз", "Плоскость", "Старик Козлодоев", "Город золотой". Были у нас дома и другие диски от "Аквариума", кассеты.

Пластинки "Мелодии" из моего личного архива (коллаж автора)
Пластинки "Мелодии" из моего личного архива (коллаж автора)

Не сказала бы, что была в восторге от того же "Козлодоева" или "Мочалкина блюза". В юности особенно нравились у БГ романтичная "Город золотой", немного фатальная "Рок-н-ролл мёртв", мистические "Кад годдо", "Сны о чём-то большем", возвышенная "Серебро Господа моего", лёгкая и танцевальная "Время луны" и другие песни.

Сидели и культурно аплодировали

Кстати, была я как-то в родной Костроме в начале 90-х и на выступлении группы "Аквариум" в концертно-выставочном центре "Губернский" (тогда он даже "Губернским" ещё не был, кажется, назывался ДК "Текстильщик"). И концерт тот ничуть не напоминал рок-концерт.

Изображение из книги "Рок в Союзе" Артёма Троицкого (фото автора)
Изображение из книги "Рок в Союзе" Артёма Троицкого (фото автора)

Все зрители, как на выступлении симфонического оркестра или ансамбля народной песни, чинно-благородно сидели в партере и культурно аплодировали. Действо было очень спокойным и умиротворённым. Кажется, именно в тот период БГ всерьёз увлёкся христианством, это, возможно, и на песнях отразилось. Никаких тут танцев, беготни, криков, взрывов петард, рокерской "козы", как было уже десятилетия спустя в том же "Губернском" на концерте группы "Алиса". И это при том, что Константин Евгеньевич тоже православный рокер.

А ещё помню, на том старом концерте БГ мой знакомый, сидевший впереди меня, жестом показывал свою оценку выступления - большой палец вниз. Но я этот его жест тогда сочла лишь результатам непонимания настоящий рок-музыки.

Казалось бы, сам Бог велел мне любить БГ

Ведь Борис Борисович со времён описанного мной концерта ещё не раз приезжал в Кострому. И даже давал бесплатные концерты в центре богохранимой. Посвятил Костроме песню, где признаётся ей в любви.

И сейчас в Костроме, да и по всей стране, у БГ немало поклонников. Бориса Гребенщикова считают чуть ли не основоположником русского рока, учителем и наставником Виктора Цоя.

И всё же сегодня я крайне редко слушаю песни Бориса Гребенщикова, смотрю клипы на его песни, хотя и подписана на его официальную страницу на ФБ. Почему? Просто потому что не тянет...

Кассета "Аквариума " из личного архива (фото автора)
Кассета "Аквариума " из личного архива (фото автора)

В юности мне БГ казался необычным, но, когда стала постарше, пришла к выводу, что Борис Гребенщиков далеко не оригинален в своём творчестве и сценическом имидже. Послушав британскую пост-панковскую группу "The Cure" отметила, что творчество БГ во многом напоминает и музыку, и стиль британцев. И, если у группы "Кино", можно отметить только музыкальное заимствование у "The Cure", то у БГ и манера исполнения удивительно похожа на Роберта Смита.

Заумь с претензией на моду

Специально для фанатов БГ замечу: ни в коем случае не ставлю целью этого поста - провести глубинный анализ творчества Бориса Гребенщикова и его вклада в российскую рок-музыку. Думаю, это удел музыковедов или студентов, пишущих дипломные работы о рок-музыке. Но общее впечатление как слушателя от нынешнего творчества БГ таково: в текстах стало ещё больше зауми и политической демагогии, чем раньше. Взять хотя бы такие песни, как "Вечерний М", "Вон Вавилон", "Бабушки" - везде как будто бы сквозят подтексты, намёки на известных персон, первых лиц... И, конечно, сегодняшнее творчество БГ- это различные ремиксы, клиповые анимации, с претензией на то, чтобы быть модным и креативным.

А хочется не политических диспутов и намёков, не философских трактатов, не новомодного рэпа и танцулек, а просто хорошей Музыки, хороших добрых текстов, берущих за душу.

Мне кажется, самая истина и правда Бориса Гребенщикова заключена в тексте его песни "Рок-н-ролл мёртв". Несмотря на то, что мелодия песни как две капли воды похожа на трек "крёстной мамы панк-рока" Патти Смит - Ghost Dance:

Изображение из книги "Рок в Союзе" Артёма Троицкого (фото автора)
Изображение из книги "Рок в Союзе" Артёма Троицкого (фото автора)

Другие мои статьи о музыкальных веяниях, артистах и знаменитостях читайте по хештегу ира alex меломан

Благодарю за интерес! Буду рада новым читателям и подписчикам.

С Вами ира alex