Найти тему

"Словарь киномана" (по алфавиту)

Киноман - это каждый человек, влюблённый в кино.
Киноман - это каждый человек, влюблённый в кино.

Ниже представлен перечень из 100 терминов, которые относятся к области кинематографии. В настоящее время киноиндустрия просто пестрит сленговыми выражениями, которые тяжело понять начинающему любителю кино. В чём отличие бадди-муви от роад-муви? Чем отличается слэшер от триллера? Данный альманах поможет вам не только ознакомиться с наиболее значимыми кинофраншизами последнего времени, но и в совершенстве овладеть языком настоящего киномана, который поможет вам с лёгкостью апеллировать в самых жарких спорах фанатов кино и элегантно описывать свои ощущения после просмотра новинок Голливуда.

-2

АДАПТАЦИЯ – модификация литературного произведения для того, чтобы адаптировать (подстроить) его к конкретным потребностям зрителя.

АНТАГОНИСТ – персонаж в кино, который противодействует главному герою на пути к достижению его целей.

АРТ-ХАУС – кинопрокатная ниша, в которую попадают фильмы, которые не рассчитаны на широкую аудиторию.

-3

БАДДИ-МУВИ – (от англ. buddy movie, «приятельский фильм») поджанр художественного фильма, в котором действуют двое главных героев, связанных дружбой.

БАЙОПИК – художественный фильм, основанный на биографии известной личности.

БИ-МУВИ – (от англ. B movie) малобюджетная коммерческая картина, которая при этом не является ни артхаусом, ни порнофильмом.

БЛОКБАСТЕР – дорогостоящий художественный фильм, который рассчитан на массовую аудиторию и большие кассовые сборы.

БОЕВИК – жанр кинематографа, в котором основное внимание уделяется перестрелкам, погоням, дракам. Часто обладают высоким бюджетом и изобилуют спецэффектами.

БОКС-ОФФИС – то же, что и кассовые сборы. Термин, который означает выручку от продажи билетов в кассах кинотеатров.

БРОМАНС – (от англ. bro – чувак, дружище и romance – отношения) нежные дружественные несексуальные отношения между двумя или более мужчинами. Бен Аффлек и Мэтт Деймон часто приводятся в пример, как «пионеры броманса в шоу-бизнесе».

БУКЕР – менеджер кинопроката, который составляет репертуарную сетку конкретного кинотеатра.

БУКИНГ – заказ и роспись копий фильма, по итогам которых они печатаются, а потом развозятся по кинотеатрам.

БЮДЖЕТ – стоимость производства отдельного фильма. Часто сюда так же включают расходы на маркетинг и продвижение фильма.

-4

ВЕСТЕРН – поджанр приключенческого кино, повествующий о жизни первых поселенцев американского Запада.

-5

ГАНГСТЕРСКИЙ ФИЛЬМ – поджанр приключенческого кино, повествующий об организованной преступности. В большинстве классических примеров этого направления действие происходит в Америке периода 1920-1950-х годов.

ГЕКСАЛОГИЯ – кинематографическое произведение, состоящее из шести частей, объединённых общей идеей, героями, сюжетом.

ГЕПТАЛОГИЯ – кинематографическое произведение, состоящее из семи частей, объединённых общей идеей, героями, сюжетом.

ГЭГ – (от англ. gag – шутка) в кино остроумная шутка, эпизод, комический трюк. В большинстве своём понятен зрителю без слов.

-6

ДЕТЕКТИВ – жанр кино, события которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Чаще всего в основе лежит преступление.

ДИЛОГИЯ – соединение двух кинопроизведений, связанных между собой общностью сюжета и действующими лицами. Пример: «Убить Билла. Фильм 1» и «Убить Билла. Фильм 2».

ДРАМА – один из основных жанров кинематографа, в котором в основном описываются взаимоотношения между людьми, их поступки и возникающие конфликты.

-7

ЖАНР КИНО – исторически сложившееся внутреннее подразделение в киноискусстве. Сегодня жанры кинодраматургии, которые чётко разграничивались на ранних стадиях развития кино, становятся менее определёнными, нередко взаимопроникают.

-8

ИНДИ-ФИЛЬМ – (от англ. indie, independent – независимый) независимое кино, которое обладает двумя главными чертами: снято без участия крупных студий и содержит оригинальное авторское высказывание.

ИНТЕРКВЕЛ – произведение кинематографа, сюжетные события которого происходят между событиями ранее созданных произведений. Интерквел является одновременно сиквелом для одного фильма и приквелом для другого.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ – жанр кинематографа, изображающий конкретные исторические эпохи, события и личности прошлого.

-9

КАМЕО – эпизодическая роль на киноэкране, в которой используется известный и легкоузнаваемый образ популярного человека. Эта роль резко отличается на фоне других небольших актёрских ролей.

КАСТИНГ – предварительный отбор актёров на определённую роль в кино.

КВАДРИКВЕЛ – четвёртое произведение в серии.

КИ-АРТ – (от англ. key art – ключевое искусство) организация маркетинговых компаний «по раскрутке» кинофильмов, включающее киноафиши, плакаты, рекламу на ТВ, в Интернете.

КИДАЛТ – (от англ. kid – ребёнок и adult – взрослый) зритель, который предпочитает лёгкие жанры кинематографа. Ведро попкорна, глупый смех, громкие разговоры в кинотеатре – типичные признаки кидалта.

КИНОЛЯП – техническая, логическая, текстовая или сюжетная ошибка при съемках или монтаже фильма, которая будучи замеченной, нарушает естественность повествования.

КИНОМАН – кинолюбитель, синефил. Человек, который предпочитает киноискусство другим видам искусства.

КЛИФФХЭНГЕР – художественный приём в создании сюжетной линии кинофильма, когда повествование обрывается, оставляя развязку открытой до появления продолжения.

КОМЕДИЯ – один из основных жанров кинематографа, главной целью которого является рассмешить зрителя, вызвать улыбку, улучшить настроение.

КРАСНОРУБАШЕЧНИК – общее название для киноперсонажей, которые появляются в кино всего на несколько секунд, прежде, чем быть убитыми.

КРИК ВИЛЬГЕЛЬМА – наиболее часто используемый в кино звуковой эффект. Впервые был использован в вестерне 1951 года «Далёкие барабаны».

КРОССОВЕР – вид кинофильма, в котором встречаются два культовых персонажа из разных, независимых друг от друга по сюжетной линии фильмов. Пример: «Фредди против Джейсона», «Чужой против Хищника».

КУЛЬТОВЫЙ ФИЛЬМ – фильм, ставший объектом почитания у сплочённой группы поклонников.

-10

ЛОКАЛИЗАЦИЯ – (от лат. locus – место) перевод и культурная адаптация продукта к особенностям определенной страны, региона или группы населения.

-11

МЕЛОДРАМА – жанр кинематографа, произведения которого раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных обстоятельствах.

МИДКВЕЛ – кинопроизведение, развивающее сюжет предшествующих произведений на ту же тему. Хронологически он относится к периоду внутри исходного сюжета.

МИСКАСТИНГ – явная ошибка, допущенная создателями фильма на этапе отбора актёров на главные роли.

МИСТИКА – поджанр фильмов ужасов, сюжет фильмов которого основан на каких-то необъяснимых паранормальных явлениях.

МОКБАСТЕР – (от англ. mock – подделка) низкобюджетный фильм, который снимается на ту же тему, что и популярный блокбастер. Часто названия мокбастерам подбираются так, чтобы покупатель мог по ошибке принять его за блокбастер. Пример: «Терминаторы», «Трансморферы», «2012: Сверхновая», «Сокровище Да Винчи».

МОКЬЮМЕНТАРИ – псевдодокументальный жанр кинематографа, которому присуща имитация документальности, фальсификация и мистификация.

МЭЙДЖОР – рынкообразующий финансовый гигант в сфере кинобизнеса. К мейджорам относятся основные студии-производители блокбастеров: Sony Pictures, Warner Bros, Paramount Pictures, Universal studios и Walt Disney Company.

МЭШАП – жанр кинематографа, в котором реальные исторические личности оказываются в фантастическом (мистическом) окружении.

-12

НУАР – жанр кинематографа, к которому относятся голливудские криминальные драмы 1940-1950-х годов. Фильмам характерна общая атмосфера пессимизма, разочарования и цинизма.

-13

ПАСХАЛКА – небольшая спрятанная в фильме скрытая отсылка к известному фильму, картине, или культурному явлению.

ПЕНТАЛОГИЯ - кинематографическое произведение, состоящее из семи частей, объединённых общей идеей, героями, сюжетом.

ПЕПЛУМ – жанр кинематографа, которому характерны исторические фильмы с использованием античных или библейских сюжетов, большой продолжительностью и с масштабными батальными сценами

ПИТЧИНГ – устная или визуальная презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект.

ПОСТПРОДАКШН – постпроизводство. Этап производства кино, следующий за съемкой, который включает монтаж рабочего позитива, речевое озвучание, запись музыки, финансовый отчёт.

ПРЕПРОДАКШН – предпроизводство. Процесс подготовки к созданию фильма, который включает зарисовки кадров, выбор мест для натурных съемок, генеральную смету, утверждение проекта фильма.

ПРИКВЕЛ – кинофильм, действие которого происходит до событий ранее созданного произведения и предшествует им по внутренней хронологии.

ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ ФИЛЬМ – остросюжетный вид игрового фильма. В отличие от боевика, акцент смещён с грубого насилия на смекалку главного героя, умение перехитрить, обмануть злодея.

ПРОДАКТ-ПЛЕЙСМЕНТ – приём скрытой рекламы, когда реквизит для съемок, которым пользуются главные герои фильма, имеет реальный коммерческий аналог.

ПРОТАГОНИСТ – главный герой в фильме. Существует так же антигерой – протагонист с отрицательными чертами.

ПРОЦЕДУРАЛ – жанр сериала, подразумевающий отдельный сюжет для каждого эпизода. Процедурные драмы на сегодня – самый популярный формат телевизионных драм.

-14

РАПИД – сверхскоростная съемка процесса, который протекает очень быстро (взрыв, падение капли, выстрел). После съемки плёнку прокручивают в обычном темпе и получается высококачественное медленное воспроизведение.

РЕБУТ – (от англ. reboot – перезагрузка) создание нового фильма на основе уже экранизированного ранее сюжета. Отличия ребута от ремейка в том, что ребут подразумевает оригинальное переосмысление известной ранее истории, ребуту подвергаются уже имевшие успех у зрителя картины и ребут снимает та же студия, которая выпускала оригинальный фильм.

РЕЙТИНГ – система возрастных прокатных ограничений. В Голливуде рейтинг фильма определяет специальная организация МРАА.

РЕЛИЗ – выход готового фильма на большой экран.

РЕМЕЙК – фильм, который снимается по сценарию вышедшей ранее картины или по мотивам ее сценария. Новая версия старой картины.

РЕНТРАК – универсальный источник информации по кассовым сборам, который обслуживает всю индустрию развлечений.

РОАД-МУВИ – (от англ. road – дорога) фильм, герои которого на протяжении всего времени действия находятся в пути.

РОМКОМ – сокр. от романтическая комедия. Комедийный фильм, имеющий некую романтическую линию в сюжете.

-15

САЙ-ФАЙ – (от англ. science fiction – научная фантастика) одна из разновидностей жанра фантастики. Сай-фай основывается на фантастических допущениях, описывает вымышленные технологии, будущее или альтернативный ход истории, а так же влияние этих допущений на человеческое общество.

САСПЕНС – (от англ. suspense – тревога ожидания) художественный эффект в кино, особое продолжительное тревожное состояние зрителя при просмотре фильма. Пример: саспенс использовал во многих своих фильмах Альфред Хичкок, которого называли «мастером саспенса».

СИЗЛ – трейлер или небольшой видеоролик, который состоит из кадров уже существующих фильмов или роликов. Часто используется для питчинга.

СИКВЕЛ – продолжение кинофильма, которое создается в связи с успехом оригинального кинофильма.

СИНОПСИС – краткое линейное изложение концепции сценария фильма, главная суть конфликта фильма в увлекательной форме.

СКАЗКА – жанр кинематографа, который рассчитан на детское восприятие. Пример: фильмы Александра Роу считаются классическими киносказками.

СЛЭШЕР – поджанр фильма ужасов, для которого характерно наличие убийцы-психопата, который убивает один за другим некоторое количество людей, чаще всего подростков.

СПИН-ОФФ – фильм, который является ответвлением по отношению к другому, уже существующему популярному фильму, который использует персонажи, события или темы, которые были второстепенными в фильме-предшественнике.

СПЛЭТТЕР – (от англ. splatter – брызганье) поджанр фильма ужасов, в котором акцент преднамеренно делается на предельно натуралистическую демонстрацию крови, путем использования специальных эффектов.

СПОЙЛЕР – преждевременно раскрытая важная информация, которая портит впечатление от просмотра кинофильма.

-16

ТВИСТ – резкий поворот сюжета в фильме, который резко меняет восприятие происходящего.

ТЕНТПОЛ – не просто блокбастер, а кинофильм, на который киностудия делает основную ставку по прибыли. Он подразумевает мощную маркетинговую раскрутку и высокие гарантии прибыли.

ТЕТРАЛОГИЯ – кинематографическое произведение, состоящее из четырёх частей, объединённых общей идеей, героями, сюжетом.

ТИЗЕР – (от англ. teaser – дразнилка) короткий видеоролик, построенный как загадка, которая содержит часть информации о рекламируемом фильме. Тизеры появляются на самом раннем этапе рекламирования.

ТРАГЕДИЯ – жанр в кинематографе, основывающийся на художественном осмыслении острых проблем человеческого бытия. В фильме-трагедии происходит непримиримое столкновение героя с обстоятельствами, сопровождающимися страданиями и гибелью важных ценностей.

ТРАГИКОМЕДИЯ – поджанр кинематографа, совмещающий черты, которые свойственны одновременно комедии и трагедии. Трагикомический эффект основан на несоответствии героя и ситуации.

ТРЕЙЛЕР – небольшой видеоролик, состоящий из кратких наиболее зрелищных фрагментов фильма, который используется для рекламного продвижения этого фильма.

ТРИКВЕЛ – продолжение сиквела кинофильма, то есть третье из серии последовательных произведений.

ТРИЛОГИЯ – совокупность трёх произведений киноискусства, которые объединены преемственностью сюжета, либо общей идеей.

ТЭГЛАЙН – краткая ёмкая фраза, употребляемая в качестве рекламного слогана фильма.

-17

ФАНТАСТИКА – жанр киноматографа, который можно охарактеризовать повышенным уровнем условности. Образы, события и антураж фантастических фильмов часто намеренно отстранены от обыденной реальности. В 21 веке фантастика является одним из самых популярных и прибыльных жанров кинематографа.

ФИЛЬМ-КАТАСТРОФА – поджанр приключенческого фильма, герои которого попали в катастрофу (смерч, землетрясение, извержение вулкана и пр.) и пытаются спастись.

ФИЛЬМ УЖАСОВ – (ужастик, хоррор, мистика) жанр кинематографа, призванный вызывать у зрителей чувство страха, тревоги и неопределённости.

ФИЧУРЕТКА – фильм о фильме, о съемках фильма. Часто снимается одновременно с самим фильмом.

ФЛЕШБЕК – (от англ. flash – вспышка и back – назад) художественный приём в кинематографе, временное прерывание последовательности повествования с целью показа неких событий в прошлом.

ФРАНШИЗА – линейка кинофильмов, связанных персонажами, антуражем и торговой маркой и состоящей из оригинального произведения и его производных.

ФЭНТЕЗИ – поджанр фантастики. Фэнтези основывается на использовании мифологических и сказочных мотивов в современном виде. Произведения фэнтези нередко напоминают историко-приключенческий фильм, действие которого происходит в вымышленном мире, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами.

-18

ХАЙРЕЗ – (от англ. High Resolution – высокое разрешение) изображение (часто постер) фильма, которое представлено в высоком разрешении, чтобы можно было рассмотреть все мелкие детали.

ХАРДПОСТЕР – твёрдый плакат фильма с ножкой, который используется в кинотеатрах.

-19

ЧЕРНУХА – популярное кинематографическое клише, показывание тёмных сторон жизни, быта, проникнутых обречённостью и беспросветностью, сопровождающиеся сценами насилия.

-20

ЭКРАНИЗАЦИЯ – интерпретация средствами кино произведений другого вида искусства, чаще всего литературы.

ЭКШЕН – фильм, который снят в эстетике музыкального клипа: кадры быстро сменяют друг друга, много трюков, бодрой музыки, погони, драки и другие внешние раздражители, не дающие зрителю уснуть во время просмотра.

ЭФФЕКТ ШТУРМОВИКА – кинематографическое клише, заключающиеся в том, что второстепенные герои в голливудских блокбастерах неадекватно слабы по сравнению с главными персонажами.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Вот и всё. Я постарался вложиться в 100 терминов, при этом упомянув все самые главные. Надеюсь, упущенного в списке мало. Если вы заметили, что я что-то упустил, пишите в комментариях. Давайте составим совместный самый полный "Словарь киномана". Полезная же штука, не правда?

-21

Хорошего киновечера!

P.S. Друзья, если вам нравится то, что вы читаете, то поддержите автора - подпишитесь на канал, сделайте репост, поставьте лайк или что-нибудь из этого на ваш выбор:)