"Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?"
Конечно, она есть. И если талантливому писателю посчастливится её встретить, то он, озарённый новым светом, способен сотворить шедевр. И рассказать в нём об этой самой любви. И ещё о многом, что тревожит его глубоко ранимое сердце.
Так случилось с мастером. Но прежде - с самим Булгаковым.
Когда Михаил Афанасьевич повстречал её в своей жизни, она не держала в руках жёлтых цветов, но он сразу понял: это она.
И для неё это была «быстрая любовь на всю жизнь».
Она тогда была замужем за хорошим человеком - состоятельным и порядочным. Но без колебаний ушла из роскошного особняка в неизвестность - к писателю с тяжёлым прошлым и неопределённым будущим.
Что нужно женщине, у которой всё есть? То, чего нет. Любви. Служения великому гению, о котором знает только она. Веры в его талант и в знание им глубоких истин.
Именно с ней вскоре после встречи писатель поделится идеей нового романа. Даже приведёт на Патриаршие и покажет ту скамейку, на которой произойдёт знаменательная встреча его героев.
И эта женщина, в глазах которой горел какой-то непонятный огонёк, свяжет свою жизнь с тяжело больным человеком, будет ждать новых страниц их романа, шить шапочку Мастера, записывать под диктовку последние главы, не надеясь, что само творение когда-нибудь увидит свет. А потом хранить его труды и делать всё, чтобы их узнал мир.
Было у Елены Сергеевны и тайное поручение от её Мастера.
Понимая, что роман с таким содержанием не скоро увидит свет, не сразу и не всеми будет понят и принят, писатель уже испытывал глубокую благодарность тому, кто первым захочет и не побоится выразить ему свою признательность. А потому попросил супругу передать половину гонорара от издания романа первому пришедшему на его могилу с цветами после выхода книги в свет. Несмотря на шуточный тон, которым были произнесены слова, верная спутница писателя понимала глубинную подоплёку просьбы и пообещала выполнить.
Вскоре после этого в Москву приехал ленинградский журналист Владимир Невельской и с вокзала отправился на могилу Булгакова. Не сразу обнаружив памятник, увидел его и огорчился — ни одного цветка!
Сходил в цветочный магазин и вернулся с букетом мимоз. Положив их на могилу, заметил идущую к нему пожилую женщину. Это была Елена Сергеевна Булгакова. Поприветствовав незнакомца, она спросила, как его зовут и кто он, потом попросила сказать адрес, заверив, что ему абсолютно ничто не угрожает. Немало удивлённый любопытством этой почтенной пожилой дамы, Невельский ответил на все её вопросы.
А по возвращении в Ленинград получил почтовый перевод на огромную сумму. Всё разъяснил последовавший вскоре телефонный звонок. Та самая благородная дама, с которой он разговаривал на кладбище, теперь представилась и рассказала о странном завещании писателя.
Ведь все эти года она жила памятью о нём, его мечтами и планами, несбывшимися надеждами, на что способна только "настоящая, верная, вечная"...
А на эти деньги праправнук русского адмирала и мореплавателя Геннадия Ивановича Невельского купил катер и назвал его «Михаил Булгаков». Фотографию катера послал Елене Сергеевне и продолжал с ней тепло общаться в письмах до самого её ухода из жизни в 1970-м.
Поистине булгаковская тема неисчерпаема, как глубока и бесконечна жизнь и человеческие философствования о смысле бытия.
Если тема интересна, предлагаю к прочтению:
Кто эта Чума-Аннушка, которая разлила масло в романе Булгакова? История фотографии.
И ещё много текстов о фильмах, актёрах, поэтах, художниках советской эпохи читайте на канале "Всё о советском кино".