Найти тему
Вдохновение

Dead Space 3

Чересчур страшно — это «Нечто» Джона Карпентера(пришельцы во льдах и метели — именно его фишка), после которого люди не осмеливались выключить дома свет. А первые две части Dead Space, даже если пугали не всех, награждали относительно свежей для игр атмосферой космического ужаса. Теперь судьба некроморфов совсем незавидна — у них отобрали роль хищников и сделали просто агрессивной массовкой. Не видать им славной охоты на инженера Айзека... Коварных нелюдей ждут пудовые ботинки с магнитной подошвой. Да не одна пара, а целых две.

-2

Лунная походка

Старина Айзек поседел, опустился и глушит горькую в трущобах Лунного города, надеясь забыть о пережитых кошмарах. Естественно, долго наслаждаться запоем ему не дадут. Путем дружелюбного удара в челюсть и туманных объяснений его экстренно «кодирует» Роберт Нортон вместе с Джеком Карвером — одни из последних уцелевших солдат Правительства Земли. Побег с Луны завершается плачевно для последней: город остается в лапах юнитологов — жрецов Обелиска — и погружается в хаос.

ЭТО ВАЖНО: в начале игры в Лунном городе можно оценить работу дизайнеров. Мегаполис выглядит натуральным и живым, но стоит выйти из жилых секторов, и попадаешь в привычное для Dead Space царство техноготики (набор устрашающих металлических конструкций и темных коридоров). Кроме того, примечательны закатные пейзажи на Тау Волантис и космические просторы, гипнотизирующие своим спокойствием.

После стартового рывка сценарий весьма быстро устает и вливается в обычное русло. Несколько глав мы проведем среди разбитых кораблей на орбите Тау Волантис — планеты, где все началось. Прилетаем мы сюда ради пропавшей команды ученых — в том числе одноглазой Элли из второй части, а застреваем на долгие часы. На судах царят уныние и скука, безликие стены из разномастного металла и непонятные механизмы. При этом свято соблюдается принцип — «Айзек, почини «<itemname>», пока мы тут заняты архиважными делами». Понятно, это профессиональная обязанность нашего протагониста, но нельзя же так ею злоупотреблять!

Падение (приземлением не назовешь) на злосчастную планету на несколько минут превращает Dead Space 3 в смесь «Анабиоза» и Lost Planet: герой должен следить за температурой тела и греться у пожарищ, чтобы не замерзнуть насмерть. Потом Айзек облачается в морозостойкий костюмчик и вновь ныряет в пучины коридоров, перемежающихся снежными локациями на поверхности. После блужданий в потемках оно, конечно, радует, но скудный набор из бункеров и сугробов приедается очень быстро.

-3

Крепитесь. Морозный ад не отпустит вас почти до самого конца. История тем временем разворачивается по схеме классического ужастика: персонажи мрут один за другим, а приближение к истине, как ни странно, только отдаляет от нее. Хорошо поставленные ролики вносят мало ясности: недосказанность неотвязна, как паранойя. В один прекрасный момент вы, скорее всего, осознаете, что начисто потеряли нить повествования. Сразу после того, как запутаетесь в коридорах научных баз.

Dead Space 3 — в первую очередь боевик. Не выживательный, как Left 4 Dead или Call of Cthulhu, а свирепый и крайне агрессивный. Говоря коротко, при виде врага нас побуждают не пятиться с круглыми глазами прямо в лапы другому монстру, а отломить острые руки-крюки одному чудищу и с неприятным хлюпающим звуком всадить их во второго.

-4

Последняя игра трилогии не очень походит на вторую часть по ощущениям, разве что могучей — на пол-экрана — спиной Айзека Кларка да потемками в коридорах, облюбованных некроморфами. Не станем винить Visceral Games в самокопировании, это нормальное развитие, а спорность направления — отдельный вопрос. И уж точно не это заставило игроделов из Редвуд-сити изменить стиль.

Вместе с арсеналом в третью часть переползла и некоторая заторможенность действия. Айзек ходит медленно, некроморфы в большинстве случаев не кидаются из угла в угол, а нападают планомерно и предсказуемо (даже если выскочили внезапно). Другие детали пропали по дороге либо полетели за борт не случайно. Канула в Лету фирменная теснота: в свое время трюмы «Ишимуры» словно давили своими стенами, чего на Тау Волантис нет, да и темнота перестала быть повсеместной. Чувство одиночества и безнадеги растворилось в небытии.

-5

Нельзя сказать, что бывшая EA Redwood Shores (ныне Visceral Games) бросила попытки нас напугать. Сам вид некроморфов, по идее, должен наводить ужас, но когда они прут пачками, мы просто не успеваем разглядеть врагов и проникнуться одним из самых цепких видов страха — страха перед человеческими чертами в заведомо нечеловечном существе. Как нотка тенора в волчьем вое заставляет содрогнуться особенно сильно, так и облик некроморфов, состоящих из людских останков, обязан щекотать нервы. В Dead Space 3 на мутантов смотреть некогда, и синапсы зудят уже по совсем другим поводам.

Следующая фраза прозвучит как чистой воды оксюморон. Dead Space 3 обретает целостность только в кооперативе. Кооператив? В хорроре? Да, именно так.

Итак, теперь бок о бок с Кларком трется и лязгает броней Джон Карвер, боец Земного правительства. Еще один живой игрок со своими слабостями. Такой же, как и вы. И так же удивленный тем, что вместе играть гораздо веселей! Толпы некроморфов, в одиночном режиме раздражающие своей наглостью, становятся опасными противниками. Задачи, которые Айзек лениво решал в одиночку, начинают требовать скоординированных действий. Чего стоит только подъем на тросах по отвесной скале, когда братья по резаку должны тормозить стазисом падающие сверху глыбы и сбивать чудищ, гуляющих по вертикальной поверхности!

Кооператив даже на сюжет влияет, хотя и не сильно — просто Карвер в одиночной кампании держится вместе с «квестодателями», а при совместном прохождении попадает в самую гущу событий вместе с Айзеком. Одни диалоги иногда подменяют собой другие. Меняются некоторые сценки: Айзек не сам ловит свой шлем, а «принимает пас» от Карвера. Впрочем, приятные сюрпризы кооператив приберег на последнюю треть игры. Джона одолевают призраки прошлого, и порой Айзек остается в компании невменяемого друга и толпы оголодавших некроморфов. Друг тем временем наслаждается прогулкой по собственным галлюцинациям.

И тем не менее наличие живой души перед глазами добивает без того вялый росток страха.

-6

Растеряв ужасы, Dead Space 3 слишком мало приобрел от боевика. Ни рыба ни мясо. Кооператив разнообразит жизнь, но вдвоем веселее даже огород полоть, что уж говорить об игре. Создание предметов творению Visceral Games не повредило, но на одном рукоделии такой увесистый проект не вытянуть. В большинстве случаев декорации вторичны и неприметны, хотя открытый космос по-прежнему завораживает.

Единственное, что качественно выросло, — это вселенная Dead Space. Финал намекает нам, что создатели все-таки умеют работать с жанром хоррора, только с не психологическими ужасами в духе Кинга, а с «мясными» кошмарами Карпентера и вселенским страхом а-ля Лавкрафт. Но претензий к исполнению все равно многовато.