Найти тему
Тихий океан 1/72

Лавочкин Ла-7, далекий Дальний Восток.

Разбитый при перегоне Ла-7 350ИАП, 12 ВА, аэродром Чойбалсан, июль 1945. 
 *Фото из открытых источников.
Разбитый при перегоне Ла-7 350ИАП, 12 ВА, аэродром Чойбалсан, июль 1945. *Фото из открытых источников.

Короткая и победоносная война с Японией в августе 45-го года слабо освещена отечественной историографией и, конечно, привлекает куда меньше внимания, в сравнении с Европейским ТВД.

Все это справедливо и для действий авиации, в частности использования истребителя Лавочкин Ла-7 - вероятно лучшего истребителя, созданного Советским авиапромом в годы Великой Отечественной Войны.

Самый известный эксплуатант Ла-7: Кожедуб Иван Никитович.
*Фото из открытых источников.
Самый известный эксплуатант Ла-7: Кожедуб Иван Никитович. *Фото из открытых источников.

По факту, к началу наступления на Дальнем Востоке собрали огромные силы: 4076 боеготовых самолетов, из них 313 Ла-7 в трех Воздушных Армиях и 79 Ла-7 в авиации Тихоокеанского Флота.

Самое смешное, что оценка численности противника в 1500-2000 машин, вполне возможно не так далека от действительности. Не считая авиации армии и флота в Корее и на Курилах, только в Манчжурии во второй воздушной армии, на август 45-го, было под 1000 ЛА.

Еще один немножко поломанный Ла-7 350 ИАП. аэродром Чойбалсан, Октябрь 1945. Фото разбитых "Лавочек" - едва ли не единственная фото-информация о той войне (аварийные акты).
* Фото из открытых источников
Еще один немножко поломанный Ла-7 350 ИАП. аэродром Чойбалсан, Октябрь 1945. Фото разбитых "Лавочек" - едва ли не единственная фото-информация о той войне (аварийные акты). * Фото из открытых источников

Но что это были за машины, какого состояния и с каким уровнем подготовки пилотов?

Истребительная компонента была представлена 104 полком (Sentai) из 40 Nakajima Ki-84 Hayate, 45 Kawasaki Ki-45 Toryu в двух отдельных эскадрильях (25-ой и 81-ой)- "двухмоторники", которые никогда и нигде не демонстрировали добродетели в борьбе с истребителями, 70 Nakajima Ki-43 Hayabusa в трех летных школах (Air Training Unit) и под сотню Ki-27 с Ki-43 у "чемодана без ручки"- авиации Маньчжоу-Го. Бомбардировочная компонента тоже вряд ли внушила бы оптимизм всяческим стратегам.

Nakajima Ki-84 Hayate 104-го полка. Послевоенное фото.
*Фото из открытых источников.
Nakajima Ki-84 Hayate 104-го полка. Послевоенное фото. *Фото из открытых источников.
Kawasaki Ki-45 Toryu. Мукден. Вероятно 1945.
* Фото из открытых источников.
Kawasaki Ki-45 Toryu. Мукден. Вероятно 1945. * Фото из открытых источников.
Nakajima Ki-43-II Hayabusa из "потешных ВВС" Маньчжоу-Го.
*Фото из открытых источников.
Nakajima Ki-43-II Hayabusa из "потешных ВВС" Маньчжоу-Го. *Фото из открытых источников.

Добавив к этому хронический дефицит авиатоплива, выбитый напрочь опытный летный состав и низкий приоритет ТВД (янки давно и успешно превращали метрополию в некое подобие антуража Fallout - какая там Манчжурия), не удивительно, что сопротивление в воздухе имело спорадический характер на уровне статистической погрешности: зафиксировано только 350 самолето-вылетов всей вражеской авиации за все время боевых действий, когда только за нашими истребителями числится больше 3500 самолето-вылетов .

Соответственно с победами у обеих сторон было не важно, а с подтверждением еще хуже. Наши победы, по разным подсчетам, составили от шести до восемнадцати побед, с нулевым подтверждением с противной стороны. Причем восемь побед относят на счет Ла-7 (четыре победы - 12 августа 1945 года, три победы - 15 августа 1945 года, о восьмой немного ниже).

Заявки японцев неизвестны, а известные упоминаемые потери списывают на действия ЗА и обстоятельства, в том числе и у единственной боеспособной истребительной единицы - 104 полка. Да и ожидать от одного на весь фронт полка на современной мат-части (Ki-84) "подвигов Геракла" было бы наивно, встречаются только упоминания о штурмовых ударах и потери от ЗА.

Еще один Ki-84 Hayate 104-го полка - лучшее, что было у японцев не только в Манчжурии, но и вообще. Но с оговорками.
*Фото из открытых источников.
Еще один Ki-84 Hayate 104-го полка - лучшее, что было у японцев не только в Манчжурии, но и вообще. Но с оговорками. *Фото из открытых источников.

Искрометные, периодически встречаемые в интернете, обсуждения интернет-экспертов что лучше, Ki-84 или Ла-7 лишены смысла ибо, ИМХО, равноценные средневысотные машины, "лабораторный результат" встречи которых, решило бы множество факторов (начальные условия, уровень подготовки пилотов, состояние мат-части), реально в бою не встречались. Подтверждения таких боев нет. Пока, по крайней мере.

И о восьмой возможной победе Ла-7, по совместительству последнем воздушном таране, плюс прототипе модели.

"Мурзилка" Ла-7 304 ИАП, младшего лейтенанта Черепнина А.И. Фото борта нет.
*Фото из открытых источников.
"Мурзилка" Ла-7 304 ИАП, младшего лейтенанта Черепнина А.И. Фото борта нет. *Фото из открытых источников.

15 августа 1945 года, младший лейтенант 304 ИАП Черепнин И.А. атаковал бомбардировщик "СБ-100"" (он же Nakajima Ki-49 Donryu - 10 подобных машин имелось в 24-ой тренировочной эскадрилье (24th Air Training Unit)), израсходовал весь боезапас, был поврежден ответным огнем и таранил противника, после чего выпрыгнул с парашютом. Причиной подобного хода событий называлась высокая живучесть противника (сущая правда, высокую живучесть Ki-49 отмечали и американцы), и мощное оборонительное вооружение (в модификации Ki-49-IIb, возможно),что не учел пилот.

Nakajima Ki-49 Donryu 62 полка, хорошо защищенный и вооруженный самолет. В модификации Ki-49-IIb нес одну 20-мм пушку, три крупнокалиберных пулемета и два  пулемета винтовочного калибра. 
* Фото из открытых источников
Nakajima Ki-49 Donryu 62 полка, хорошо защищенный и вооруженный самолет. В модификации Ki-49-IIb нес одну 20-мм пушку, три крупнокалиберных пулемета и два пулемета винтовочного калибра. * Фото из открытых источников

Подтверждения с противной стороны, естественно, нет. О найденных обломках супостата не известно, за войну с Японией Черепнин И.А. был награжден только медалью "За победу над Японией". Выводы каждый сделает сам, в меру испорченности.

О модели.

Масштаб 1/72. Производитель Eduard. Комплектация Profi Pack.

Eduard 1/72 La-7 ProfiPACK.
*Фото из открытых источников
Eduard 1/72 La-7 ProfiPACK. *Фото из открытых источников

Представлена в различных ипостасях, от голого пластика (набор Overtrees) до богатых наборов Dual Combo (две модели в наборе, травление, маски на фонарь и колеса, декаль на восемь вариантов, позволяет сделать и двух-пушечную, и трех-пушечную "Лавочку") и Limited Edition (дополнительные платы травления).

Недостатки известны и описаны. Из за неверного козырька кабины и кока винта, в чисто "коробочном" варианте, с некоторых ракурсов, сам на себя не похож. До кучи, достаточно проработав кабину, производитель абсолютно забыл о нишах шасси, где у Ла-7 адский ад из трубопроводов и проводки.

Eduard 1/72 Ла-7
*Фото из личной коллекции.
Eduard 1/72 Ла-7 *Фото из личной коллекции.
Eduard 1/72 Ла-7 
*Фото из личной коллекции.
Eduard 1/72 Ла-7 *Фото из личной коллекции.
Eduard 1/72 Ла-7  *Фото из личной коллекции.
Eduard 1/72 Ла-7 *Фото из личной коллекции.
Eduard 1/72 Ла-7 *Фото из личной коллекции.
Eduard 1/72 Ла-7 *Фото из личной коллекции.

Если будете делать публично на "ярмарках тщеславия" - отечественных модельных сайтах, готовьтесь узнать о себе, любимом, много нового, машина-то культовая.

При всех недостатках - единственный разумный выбор.

"Зловещие конкуренты": FROG-NOVO с KP, родом из 70-х, вместе с репаками от различных фирм, плюс Hobby Boss, родом из Китая, конкурентами, на самом деле, не являются, а развивают в человеке унынье и страсть к мазохизму.

Всем здоровья.