Как я писал в предыдущем посте, на севере острова Ольхон скальные полевки когда-то отмечались Нарциссом Исаевичем Литвиновым, но это было в 1970-е годы. Он отмечал этот вид в местности Узур, но наши попытки обнаружить следы или самих зверей были бесплодными. Начали ловить на других мысах севера острова и (внимание, спойлер!) - поймали! Первая достоверная находка Alticola olchonensis на севере Ольхона.
Масштабы турпотока на Ольхоне, впечатляют. Север острова не избалован хорошими дорогами, поэтому туристов возят на уазиках-таблетках, куда влезает по 8 пассажиров. Так вот, в день (!!!) от Хужира на север острова уходит не менее сотни таких уазиков!
Вот так выглядят стоянки этих "таблеток". Приезжают, туристы выходят, гиды рассказывают, фотографии - и уазик везет их дальше по Ольхону.
Недалеко от Узура стоит скандально известная скульптура авторства Даши Намдакова, которая называется "Хранитель Байкала". Установили ее в прошлом году несмотря на кучу споров, нужна ли она на Ольхоне.
Мне нравятся работы Даши Намдакова, особенно небольшие музейные скульптуры. От "Хранителя Байкала", конечно, впечатление неоднозначное - немного жутковато, но при этом как-то торжественно выглядит он на берегу бухты. Копий в спорах сломали много, но скульптура уже несколько месяцев как установлена, и каждая туристическая группа приезжает сюда и обязательно фотографируется.
Вот еще к слову о плохих дорогах на севере Ольхона. Это просто направления. В одно и то же место может вести сразу несколько дорог, которые то соединяются, то снова разветвляются.
Этот мыс называется Шунтэ-Левый. Правильнее, конечно, говорить "шэнэтэ", что в переводе означает "лиственница". Это одно из самых посещаемых мест на Ольхоне. Мыс красивый, с хорошей обзорной площадкой, но не только это является причиной его бешеного паломничества. Не знаю, кто придумал эту легенду, может быть, и сами гиды, но сейчас все экскурсоводы рассказывают старинную бурятскую легенду о том, что на это место приезжали пары, у которых не получалось зачать ребенка. Если хотели мальчика, надо было провести ночь на левой скале, а если девочку - то на правой. А может быть, наоборот, я не помню.
И называют это место мысом Любви типа из-за того, что две скалы похожи на раздвинутые женские ноги, чуть согнутые в коленях. Вот так, все по Фрейду.
Несколько слов негодования. И на Байкале, и на Алтае, да и во многих других местах стало просто повально модным обвязывать деревья ленточками. Изначального сакрального значения этот обычай уже давно не имеет, туристы вяжут ленточки просто так, типа как монетку бросить. Более того, привязывают даже полиэтиленовые пакеты и старые носки - сам видел. Ну просто маты одни просятся, когда вижу это. Смотрите, как испоганили место! А ветки лиственницы, которая и дала название этому красивейшему мысу, просто уже усохли. Скоро и все дерево погибнет.
К сожалению, со стороны заповедника особой работы не ведется, туристы как вязали эти ленточки, так и продолжают вязать.
Возвращаясь к нашим баранам, ну то есть полевкам. Как я уже сказал в начале поста - поймали мы-таки ольхонскую полевку на севере острова! Вот на таких красивых скалах зафиксировали обитание. Там живет совершенно небольшая колония. Указывать точные координаты, конечно, не буду. Существование вот таких небольших колоний оставляет надежду, что не все потеряно с этим видом, что еще восстановит численность при должной охране и разумному поведению туристов и особенно гидов, и наша работа проделана не зря.